НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

После отставки Евгения Шевчука актуальность конституционного референдума в Приднестровье минимальна

Эксперты // 13:10, 2 ноября 2009 // 3184
altКонстантин Затулин, директор Института стран СНГ, первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Российской Федерации, комментирует ИА «Лента ПМР» политическую ситуацию в Приднестровье в контексте развивающейся конституционной реформы.

Прежде всего, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что я считаю себя другом Приднестровья. В силу того, что у Приднестровья итак хватает и критиков, и противников, я стараюсь как можно осторожнее высказываться по вопросам, которые разъединяют и раскалывают политическую элиту и общество ПМР.

Я уже комментировал пару месяцев назад идею изменения конституции и проведения с этой целью референдума. Мне тогда казалась, и кажется сейчас, что введение новой конституции и референдум  по этому вопросу  не настолько обязательны  для укрепления самого Приднестровья, чтобы в какой-то мере рисковать стабильностью в приднестровском политическом процессе, добрыми отношениями, которые складываются между представителями разных ветвей власти. Я считаю, что в связи с происходящим в Молдове, сейчас у Приднестровья есть шанс, хотелось бы это кому-то или нет, громче заявить о своей позиции. Если в такой момент ПМР  будет разделено какой-то политической дискуссией, и спорами о том, надо или не надо менять конституцию, то вокруг этого будут накаляться страсти. Считаю это несвоевременным. Это моя вполне дружеская точка зрения.

У меня есть желание видеть Приднестровье сильным, сплоченным и работающим на одну цель. А цель эта заявлена: создание нормального функционирующего государства в нынешних условиях экономического кризиса; и, безусловно, продвижение собственных интересов в урегулировании конфликта. Как известно, Приднестровье настаивает на своей независимости, и мне лично его осуждать в этом трудно.

Другое дело, что пока Приднестровье не является признанным кем-либо, ему приходится маневрировать и участвовать в переговорах, целью которых является нахождение компромиссов с Молдовой. Очевидно, что в связи со сложившейся в РМ ситуацией сегодня идея этих переговоров повисла  в воздухе. Это произошло из-за того, что к власти в Кишиневе пришли националистические силы, не скрывавшие (по крайней мере, прежде) своих намерений объединения с Румынией. Опять же повторюсь, что в данный момент это дает Приднестровью шанс обратить внимание на свою позицию, хочется это кому-то или нет.

Насколько мне известно, буквально недавно российский посол в Кишиневе, выступая, сказал о том, что надо понимать, что Приднестровье хочет решать свои вопросы самостоятельно. Я бы в такой ситуации, наверное, исходя из этих обстоятельств, не стремился бы к переформатированию государственного устройства, если оно не разделяется частью общества или политической элиты. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что это внутреннее дело Приднестровья, и процесс обсуждения проекта конституции начат не президентом Приднестровья Игорем Смирновым, а прежним спикером приднестровского парламента Евгением Шевчуком. Несколько месяцев назад в принципиально иной ситуации Евгений Шевчук,  как мы все знаем, имел мужество сделать определенные выводы, и ушел в отставку после того как, по сути, не был поддержан в своих планах изменения органов власти Приднестровья. И нынешний проект конституции, внесенный Игорем Николаевичем Смирновым – это скорее последствия этого не очень удачного политического хода. Полагаю, что все это, как часто бывает, тесно связано с интересами отдельных людей во власти, и с противоречивой оценкой в приднестровском обществе нынешнего вице-президента ПМР Королева. Сложилось такое впечатление, что Евгений Шевчук выступая с идеей изменений, затрагивал не столько интересы президента, сколько боролся за влияние с вице-президентом. В какой-то мере ситуация на сегодня снята отставкой Шевчука и урезанием полномочий вице-президента. Считаю, что в этом контексте актуальность референдума  по поводу изменения приднестровской  конституции минимальна.

Я уже говорил о том, что в этом случае аргумент, что эта конституция списана с российской, не вполне действует. Если речь идет о желании присоединить Приднестровье к России, то тогда это написание конституции Приднестровья по образцу российской конституции, к сожалению, не приближает, а отдаляет этот момент, поскольку объединяются не две России. В данном случае, если бы в повестке дня было объединение с Приднестровьем, речь бы шла о присоединении ПМР  на правах региона. Кстати, по российским меркам, по числу населения Приднестровье стало бы одним из  типичных российских регионов. Под определением «типичных», я имею ввиду по: составу, численности населения, территории и т.д. В краях, областях, регионах и автономных республиках России действуют принципиально иные уставы и конституции, где совершенно иначе сформулированы полномочия и процедуры избрания глав субъектов Российской Федерации. И с этой точки зрения, высказанный аргумент, не работает. Я не буду говорить о том, что есть расхождения сегодняшней российской конституции с тем проектом приднестровской конституции, который, предполагается обсуждать. Поэтому ни коим образом я не хотел  бы сейчас быть втянутым во внутриприднестровский вопрос. Я как (надеюсь, это никто не отрицает) друг Приднестровья, хотел бы обратить внимание на то, что время, которое сегодня используют на внутреннюю конституционную дискуссию, не очень подходящее. Его можно было бы использовать для укрепления внешних позиций Приднестровья, в том числе и в Российской Федерации. 

В России, как вы понимаете, достаточно осторожный взгляд в отношении этого проекта конституции. Я надеюсь, что и у президента Игоря Смирнова, и  у депутатов приднестровского парламента, вполне хватит мудрости, опыта и умения для того, чтобы разрешить эту проблему. В конце концов, если таково будет мнение, то пройдет референдум, будет утверждена новая конституция, и, в этом смысле, ничего страшного не произойдет. Повторяю, вопрос не столько в достоинствах или недостатках этого проекта, сколько в том, насколько подходящий этот момент, для того, чтобы заниматься этим внутренним переустройством. Есть определенные опасения, что это будет накалять политические страсти в Приднестровье, что негативно отразится на положении республики.

Беседовала Алёна Аршинова, специально для ИА «Лента ПМР»