Текущую внутриполитическую ситуацию в Приднестровье комментирует Максим Мищенко, депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по делам молодежи, лидер движения «Россия Молодая». Я считаю Игоря Смирнова пророссийским политиком. Если он уйдет с поста президента, разгорится серьезная внутриполитическая борьба, в которой с огромной долей вероятности победят прозападные политики. Они более технологичны и располагают финансовой поддержкой Запада. Любой прозападный политик – это разрыв между Приднестровьем и Россией. Скорее всего, такой политик выберет движение Приднестровья в сторону Молдавии.
На мой взгляд, в первую очередь народу Приднестровской Молдавской Республики судить о том, правильно ли поступает Смирнов, собираясь проводить референдум и менять конституцию. Это сугубо внутреннее дело Приднестровья. Если народ посчитает, что необходимо поменять конституцию в ракурсе, который предлагает Президент, то этому быть. Если нет, то и референдум и соответственно конституция будут провалены.
Тут существуют серьезные риски. Надо отдавать отчет в том, что референдум и конституция должны консолидировать, а не расколоть общество. Расколом, несомненно, воспользуются прозападные и прокишиневские силы.
Мы видим, как в Молдавии этим летом к власти пришли националисты. В контексте этого так или иначе, вновь поднимется вопрос о статусе Приднестровья. Есть вероятность повторения провокаций, похожих на те, что были в регионе около 20 лет назад и в итоге привели к вооруженному конфликту.
Конечно же, в данном случае, Игорь Смирнов, как человек, который с момента основания республики является лидером Приднестровья, будет жестко противостоять этому, и вполне вероятно, что новая конституция будет наиболее удобной для него, чтобы сохранить независимость ПМР. Главная опасность на этом пути – это раскол общества, который ослабит Приднестровье и Игорь Смирнов должен это понимать.
Конечно – все должен решать народ, и ничего плохого в желании, что-то изменить в конституции я не вижу. В Конституции ПМР, как и в Конституции РФ, записано, что она может меняться. Существует прописанная процедура, в рамках которой это возможно, например, в ходе референдума, или какие-то отдельные статьи, которые могут меняться по закону без референдума, как в России. Еще раз подчеркну, что конституция должна меняться при наличии общественного консенсуса. Если его нет, то следует задуматься над тем, к чему может привести борьба по этому вопросу. Крайне важно, чтобы сегодня Приднестровье сохраняло внутреннее единство.