НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Над пропастью

Эксперты // 12:59, 26 февраля 2009 // 2691
О гагаузском выборе, «народных патриотах» и политических перспективах автономии

Опять президент Воронин побывал в Гагаузии и опять наговорил здесь массу запоминающихся слов. Сейчас случай особый – выборы. И потому, наверное, глава государства, теряющий свою административную и политическую власть, позволил себе особо распоясаться. Да и территория особая – Гагаузия, край, где с 2002 года все меньше и меньше голосуют за коммунистов-воронинцев, где на месте некогда  усто    йчивого «красного пояса» сформировалась антикоммунистическая зона, где вслед отобедавшему за гагаузским столом Воронину  уже не скрываясь свистят и улюлюкают… Случалось (а это уже из героических страниц жизни гагаузов), когда отсюда в буквальном смысле слова выдворяли перепуганных воронинских гонцов в погонах, присланных  умиротворять взбунтовавшуюся территорию. Воронин ничего не забыл и решил лишний раз напомнить гагаузам о своих обидах. Вот и понесло президента.

Его вопрос гагаузам «вас надо бить, чтобы вы нас любили, и грабить, чтобы поддерживали?» мало похож на вопрос. Если, скажем, в бытовом общении вы услышите вопрос «вас послать или вы сами пойдете?», считайте, что вас уже послали и вашим мнением никто не интересуется. Воронин, посетив Гагаузию в должности президента, быть может, в последний раз, сделал свой вывод: «Гагаузов надо бить и грабить, чтобы они нас любили». Нас – это их, коммунистов во главе с Ворониным. А гагаузы в заочном диалоге с Ворониным предложат иной вариант выводов об отношениях автономии с правящей партией. Да вы нас били, товарищ Воронин (и приведут конкретные примеры), и грабили (примеров еще больше), а мы вас как не любили, так и  не любим; уж на нелюбовь-то мы, «маленькие, но гордые», даже при вашем, господин президент, правлении имеем право и способны.

Итак, бить и грабить… И никаких пряников, кои обычно применяются в тиранских традициях усмирения непокорных групп и территорий. Раньше Воронин называл Гагаузию «бриллиантом в короне молдавской государственности», правда, это было, когда автономией управляли прокоммунистическое правительство АТО и такой же парламент. Сейчас, даже в самый критический для ПКРМ предвыборный период, когда каждый голос способен решительно изменить судьбу правящей партии и личные судьбы многих ее членов и апологетов, Воронин предпочел не баловаться психологическими изысками. Незатейливость и несдержанность – признак ненависти. Ее к гагаузам он накопил с лихвой. К «бить» и «грабить» он прибавил актуальное для коммунистического режима в Молдове «разобраться».  «Мы будем еще с вашим руководством разбираться за попытки играть какую-то региональную роль», - сказал президент. Длительный стресс надежный попутчик болтливости. Воронина трясет уже давно: естественная отставка с поста и все, что последует за ней, – это, как он представляет, ужас, и  не ошибается. Молдавский лидер давно уже находится в несчастном состоянии забытой на век полковничьей жены, способной сидючи  в бигудях у телефона ругать весь свет и собственного мужа с его армией.

Воронин открыл, наконец, секрет «коммунистического переворота», устроенного им на Юге в 2001-2002 годах. Оказывается, не за сепаратистские настроения, как убеждал официальный Кишинев своих зарубежных партнеров, били гагаузов воронинцы, не за «турецкий фактор» гоняли по проселочным дорогам Украины воронинские спецслужбы гагаузских лидеров, вернувшихся из поездки в Анкару, и тем более не растраченные будто бы казенные деньги властями АТО в ходе строительства в Комрате общественного сортира, - а за «попытки играть какую-то региональную роль».  В Молдове, вообще-то, догадывались, что Воронин многое недопонимает в своей должности главы государства, но не думали, что случай настолько тяжел. Президент страны признал: он будет разбираться с руководством автономии именно за то, что предусмотрено законом «Об особом правовом статусе Гагауз Ери», т.е. именно за региональную роль, являющуюся в понятии Воронина главной виной гагаузов перед молдавским государством. Объяснимся: президент поставил под сомнение закон РМ, по которому гагаузы пытались жить все четырнадцать лет и за который, кстати, Европа похвалила в 1994 году Кишинев, показавшего способности в решении сложного территориально-этнического конфликта.

«Народные патриоты» Воронину ответили. На форуме общественного Движения «Единая Гагаузия» они приняли Заявление. Мы-то думали, отмечается в документе, президент приехал в Комрат покаяться за все сотворенное им в автономии, а он опять угрожает; еще такое повторится, гласит текст, - не допускать коммунистов к избирательной кампании, чтобы  впредь «не дестабилизировали ситуацию», «не сеяли семена раздора и конфликта в Гагаузии». Ответ, прямо скажем, вялый и не точно отражает истинные настроения местного электората. На деле они куда жестче и целеустремленнее. Задолго до начала избирательной кампании южане точно формулировали свои действия: мы не знаем, за кого голосовать будем весной 2009 года, но мы наверняка знаем, за кого голосовать не будем.

Форум «народных патриотов» принял Заявление, как принято говорить, с воодушевлением и надеждой. На форуме присутствовал один из лидеров Центристского союза Молдовы, экс-премьер РМ Василий Тарлев, возглавляющий список кандидатов в депутаты парламента от ЦСМ, в поддержку которых на Выборах-2009 Движение «Единая Гагаузия» высказалось еще в конце января. Словом, основные участники борьбы за «гагаузские проценты» и главные непримиримые противники определились: ПКРМ и ЦСМ, Воронин и Тарлев. И вот здесь-то начинается другая предвыборная история – ее развязка наступит после 5 апреля, когда в новом парламенте будут создаваться партийные фракции и пройдут процедуры по выборам и формированию высших властных структур.

Вернемся к Воронину. Сколько бы он ни имел отрицательных и мало приятных  для соратников по партии и соперников качеств, Воронин, прошедший через горнила различных кампаний, знает наверняка: перед выборами надо говорить избирателю то, что он хочет услышать. Ну, и говорил бы гагаузам «про бриллианты», про европейские ценности; покаялся бы, наконец, за неуклюжие действия  ПКРМ в АТО, бессовестно свалил бы всю вину на местных коммунистов, неправильно информировавших ЦК о состоянии дел в гагаузском обществе… Не стал. Хотя опасность Гагаузии, голосующей против ПКРМ, - это опасность и для него лично: что будет с ним, если… Страшно подумать. Воронин выплеснул на Гагаузию все свое негодование, чем собственно и «обрубил все концы» для коммунистов в автономии. Теперь уж гагаузы точно не проголосуют за ПКРМ. А за кого? За Тарлева и ЦСМ, конечно, или, во всяком случае, в основном за «центристов». Гагаузия эффективно влияет  на выборы в РМ лишь тогда, когда голосует консолидировано за одну партию – Воронин это знает из своего опыта.  И если (когда) они, получив фактические «золотые» три процента (сегодня так оцениваются электоральные мощности   «народные патриотов») на Юге, пройдут в парламент, то с ними-то коммунисты и продолжат плановую работу по сохранению себя в качестве ведущей силы в стране. Фактически Воронин разыгрывает старую, как мир, ментовскую  комбинацию с участием плохого следователя и следователя хорошего. Сейчас чем пуще южане будут клясть Воронина с его непониманием «гагаузской души», тем ему выгоднее. Пусть ругаются – конечный результат известен. Антикоммунистические голоса больно ударят по ПКРМ, но они уйдут в копилку Тарлева – больше некуда им идти.  «Команда Тарлева», опять же если попадет в парламент, не посмеет потом объединиться с какими-нибудь либералами или, прости Господи, с  «амэнистами».  Частью к «проекту Тарлева», наверняка, относятся «слухи в виде версий», легко разносимые по стране кишиневскими традициями подглядывать в «политически замочные скважины»: Тарлев – проект Воронина, Тарлев договорился с Москвой, а Москва договорилась с Ворониным, за информационной поддержкой «проекта Тарлева» с Тирасполем стоит Москва, и (о, чудо) ради реализации задуманного готовы помириться два великих деятеля молдавской современности – отставной советник президента РМ Ткачук и отставной премьер-министр РМ Тарлев… И в то же время, с какой живостью расползаются магнитофонные записи встреч лидеров ПКРМ со своими электоратом, где смакуются позорные подробности из жизни Тарлева и членов его «предвыборной сборной». Что сказать, бардак. Но Молдова, где все продается и уже по дешевке, более достойной кампании не заслужили.

А что же «народные патриоты»? Думается, они о чем-то все-таки догадываются и даже кое-что знают. И наверняка, успокаиваются размышлениями, что когда голосовать не за кого, а голосовать надо, то лучше выбирать меньшее из зол. Воронин плохой и Тарлев, наверное, не лучше, но что поделаешь… В нынешней ситуации это скверный способ успокоиться. И это неправда, что выхода у них не было и нет. Призывы к бойкоту Кампании-2009 они справедливо отвергли – зачем давать повод думать о гагаузах, как о «воинствующих сепаратистах» (формулировка башкана Формузала). Но с учетом своих прежних и до сих пор не снятых с гагаузских знамен политических тезисов, вооружившись которыми «народные патриоты» выиграли у коммунистов две региональных избирательных компании в 2006 и  в 2008 года,  они должны были принять другое решение: объявить для своих сторонников парламентские выборы свободными, т.е. без участия Движения «Единая Гагаузия» в агитации за ту или иную партию,  и предложить каждому избирателю голосовать так, как подсказывает ему сердце, душа, совесть, наконец, практический интерес. Оказавшись «над схваткой», «народные патриоты» сохранили бы к себе и ко всей Гагаузии со стороны отечественного и зарубежного политического класса интерес и известное уважение. Сохраненное таким способом  «лицо народных патриотов» сулило бы им и  автономии, в целом, иные перспективы, чем оказаться, предположим, в сомнительной парламентской коалиции с коммунистами, где правит бал все тот же Воронин. Месту «над схваткой» они предпочли место «над пропастью», где будут «бить» и «грабить», чтобы знали, кого и за что следует любить, где будут стращать разборками за «попытки играть региональную роль». И на краю которой будет разрушаться, как песочное строение, дом под названием народно-патриотические силы автономии. Чего, собственно, давно добивались товарищи из ПКРМ.

Владимир Цеслюк, политический обозреватель агентства НИКА-пресс