НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Дмитрий Соин: Выход из конфронтации пока иллюзорен

Эксперты // 10:27, 23 ноября 2009 // 2487
alt18 ноября 2009 года в Приднестровье состоялось в некотором роде историческое заседание Верховного Совета. Из уст представителей законодательной власти страны прозвучали самые острые за всю историю существования ПМР оценки и политические требования в адрес президента и его команды.

Результатом заседания явилось отклонение президентского законопроекта о проведении Референдума в поддержку проекта новой Конституции, в разработке которой большей частью принимала участие команда главы государства.

По результатам парламентской сессии в Приднестровье и вокруг республики складывается новая политическая ситуация. Потенциал её развития и возможные последствия для ПМР комментирует в интервью корреспонденту РИА «Днестр» член Российской Ассоциации Политических Наук, кандидат социологии Дмитрий Соин.

РИА «Днестр»: Каким образом могут развиваться события по линии отношений «президент-парламент»? Понятно, что они могут быть различными. Попробуем их четко обозначить, оценить вероятность их развития, и соответственно, попытаться взвесить в каждом отдельном случае возможные последствия реализации данных сценариев для ситуации на региональном и внешнеполитическом уровне.

Дмитрий Соин: Прогноз развития отношений по линии «президент-парламент» зависит от степени активности, как внутренних, так и внешних факторов. Например, кого поддержит в противостоянии Россия, Украина, та же Европа и США? На сегодня, как я понимаю, внешние игроки отказали в поддержке Игорю Смирнову и сделали ставку на парламент.

Россия в лицее её отдельных политиков и экспертов вообще дала понять, что инициатива с Конституцией и Референдумом для Москвы неприемлема. Думаю, что этот фактор был не последним в решении Игоря Смирнова пойти с депутатами на согласительную комиссию.

Внутренние факторы вообще многочисленны. Так, экономическая составляющая оказалась не на стороне президента. Основные экономические субъекты, как сугубо приднестровские, так и российские, тоже дали понять Игорю Смирнову, что они не с ним.

В гражданском обществе вообще произошел серьезный раскол. И если парламент сумел в решающий момент стянуть все свои силы на сессию, обеспечив тем самым явное преимущество над президентом, то президентская команда явно провалила свою работу.

Теоретически возможен компромиссный вариант развития событий. Стороны на согласительной комиссии отрабатывают взаимоприемлемый проект Конституции и, возможно, даже без референдума меняют основной закон.

Но, судя по последним заявлениям Григория Маракуцы, других депутатов, а также исходя из содержания заявления пресс-службы президента Игоря Смирнова, выход из конфронтации пока иллюзорен.

Стороны продержались ровно сутки, пообещав друг другу не выносить сор из избы. Ведь на сессии было принято решение не озвучивать острые доклады, но они все оказались в интернете. Это говорит о том, что информационная война продолжается.

Каким будет конечный итог противостояния - трудно сказать. Слишком велики ставки сторон, и поэтому инициатива, скорее всего, будет переходить из рук в руки. У кого окажется больший командный ресурс, а это и деньги, и специалисты и СМИ, и внешняя поддержка, - тот и победит.

- Означает ли ставка РФ, ЕС и прочих на парламент, что депутатский корпус - хоть нынешний, хоть возможный будущий - рассматривается извне как сила, с которой в перспективе будет легче вести диалог, добиваясь определенного прорыва в деле реинтеграции Молдовы? Можно ли рассматривать шаги Москвы по укреплению отношений с Лупу - стратегическое партнерство ДПМ с «Единой Россией» - как подготовительные работы к слиянию РМ и ПМР на платформе взаимодействия партий-партнеров ЕР обоих берегов Днестра - "Обновления" и ДПМ?

- Касаясь сценария, при котором ДПМ и "Обновление" совместно под руководством "Единой России" объединят Молдову, скажу так, в виде теоретической модели такое возможно, но на практике в ближайшей перспективе - нет.

Во-первых, судьба самого Мариана Лупу и его партии сейчас под большим вопросом.

Во-вторых, в "Обновлении", как и в большинстве других партий ПМР понимают, что утрата независимости для Приднестровья чревата очень крупными потрясениями в экономике и политике.

Любые гарантии, данные нашему бизнесу или политическим силам со стороны Молдовы, могут исчезнуть в любой момент. Например, при смене режима или в случае установок внешних спонсоров Кишинева. Понятно, что молодая команда Мариана Лупу и команда младореформаторов из «Обновления» внешне чем-то похожи.

Но вряд ли это повод к объединению стран. Возможно, это повод для межпартийного сотрудничества... Но не более того.

Какая бы сила не пришла к власти в Молдове, она будет закручивать гайки на приднестровском направлении. То же касается ПМР. Даже самые лояльные к Кишиневу силы в случае прихода к власти постараются от него обособиться. Таков закон политической психологии.


- Можно ли охарактеризовать настроения ЕС, РФ и Украины в отношении сторон приднестровского политического кризиса как твердую установку на что-либо конкретное как то уход Смирнова, смена строя с президентского на парламентский и другие ожидания, обозначаемые различными политиками и аналитиками в Москве, ЕС и Украине? Это объединенные усилия в отношении местной площадки, или каждая сторона имеет собственный интерес, а их сегодняшнее мнение является ситуативным совпадением взглядов?

- Думаю, что интересы сторон индивидуальны, совпадения ситуативны.

Во всех перечисленных странах есть и сторонники, и противники Игоря Смирнова. Судя по сегодняшней ситуации, более активны противники.

Дело в том, что ответственные за внешнюю политику приднестровские органы имеют очень малый КПД. Зато неформальные структуры очень активны, и их усилия направлены на компрометацию Смирнова. Это может создать крепкий и активный внешний антисмирновский фронт.

В какой-то ситуации это может очень сильно подвести действующего президента.

- Можно ли говорить о том, что на ближайший период в несколько месяцев или лет "Обновление" и персоналии, близкие к этой партии, станут доминирующей региональной силой и наиболее интересной стороной для контактов и договоренностей с внешними игроками? Есть ли потенциал у других политических групп?

- Да, «Обновление» сегодня - самая крупная и материально обеспеченная партия. Но есть и другие группы, они обладают своим потенциалом и правом присутствовать в различных органах власти. Их надо поощрять. Мы же живем в демократическом обществе, одним из признаков которого является многопартийность.

По-настоящему измерить партийный потенциал можно только при одном условии - переходе на партийную избирательную систему. Тогда сразу будет виден реальный вес партий в обществе.

Касаясь внешних связей - согласен с тем, что самые существенные они у «Обновления», ведь эта партия доминирует в парламенте и многих местных советах. Разговаривая с «Обновлением», внешние игроки понимают, что говорят практически с законодательной властью. Это резонно.

РИА "Днестр"