iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Приднестровье под напряжением

Президент непризнанной республики Игорь Смирнов решил пойти на пятый круг власти.                                                                                                В студии радио Голос России в программе “Акценты II”  работает обозреватель Михаил Шейнкман.                                              
В бой идут одни старики
Глава Приднестровья Игорь Смирнов подал в Центризбирком документы о своем очередном выдвижении на высший пост.. Выборы президента здесь пройдут 11 декабря. Это уже его пятый заход на власть.
Однако впервые его шансы на победу не выглядят безусловными, а потому сама кампания таит беспрецедентную для этих мест интригу. 70-летний политик по-прежнему пользуется поддержкой в обществе, но уже не такой безоговорочной, как прежде. Это во-первых.
Во-вторых, и его административный ресурс теперь не только его аргумент в борьбе за престол. Напомним, его основным конкурентом называют спикера Верховного совета и лидера правящей партии “Обновление” Анатолия Каминского.
И его парламент уже показал предвыборный характер, 12 октября лишив аккредитации журналистов государственного (читай, Смирновского) телевидения “ТВ ПМР”. Цензуру здесь обосновали обилием заказных и контрпропагандистских материалов, дискредитирующих деятельность Верховного совета.
Такую реакцию депутатов едва ли можно назвать демократической. Но воспринимать ее следует исключительно как иллюстрацию политического напряжения в республике. Оно ощущается в заявлениях, в поведении, в настроении общества. Ведь ему тоже еще надо суметь привыкнуть к тому, что здесь впервые не все так очевидно. Но если внутренний ресурс Смирнова стоит делить как минимум на два, то внешний российский фактор и вовсе можно отнять.
Каминский заручился поддержкой “Единой России”. Высокопоставленные партфункционеры лично присутствовали на предвыборном съезде его “Обновления” и, по сути, благословили на борьбу и на победу. А по отношению к “ЕР” Приднестровье не сильно отличается от России. Здесь тоже говорят партия, а подразумевают… теперь уже тандем.
Хотя сторонники Смирнова и тут еще пытаются доказать, что покровительство Москвы – это не эксклюзив Каминского. Двенадцатого октября в Тирасполе первый съезд республиканского общественного движения “Народный союз” единогласно решил вступить в “Общероссийский народный фронт” Владимира Путина и в качестве алаверды от него попросил премьера поддержать кандидатуру Смирнова как лидера испытанного и признанного народом.
Заметим, что этих качеств у действующего президента на самом деле не отнять. Во всяком случае, если говорить об испытанности. На постсоветском пространстве он такой же, как и Назарбаев с Каримовым. Бессменный. Но что касается признанности, то тут у него уже начинаются ощутимые проблемы.
И не только потому, что непризнанным остается Приднестровье. Его упорство и упрямство на переговорах с Кишинёвом, а точнее по срыву этих переговоров, даже в Тирасполе уже не всеми однозначно оценивается как принципиальность.
Многие это называют упущенной выгодой и неспособностью проводить гибкую дипломатию. Хотя Смирнов показал, что с ним еще очень даже можно поговорить. Он провел серию встреч с молдавским премьером Филатом. Причем одну почти официальную в Германии.
И самое главное, его люди на недавних консультациях в Москве дали добро на возобновление формата урегулирования “пять плюс два”. Он, напомним, простаивает с 2006 года. И все бы это правильно. Но все равно уже нет уверенности в том, что возобновлять этот формат будет именно Смирнов.
Предвыборные кампании в непризнанных субъектах хоть и отвергаются международным сообществом, но всегда рассматриваются под микроскопом. И республикам этим нужно быть как жена Цезаря. Безупречными. Понятно, что даже это не улучшит их имидж, скажем, на Западе. Но по крайне мере, их совесть будет чиста.
Вообще, в территориях, которые Запад не воспринимает в качестве суверенных государств, наметился процесс управленческого обновления. В Абхазии это случилось после трагедии – смерти Сергея Багапша. В Южной Осетии это происходит в виде фарса. Несколько десятков человек заявили о желании заменить Кокойты.
Как все будет в Приднестровье, пока не понятно. С одной стороны, у Каминского партия так и называется – “Обновление”. Но с другой стороны, и республика уже как-то привыкла, что у нее здесь не вольно, а Смирнов.
 
Из Тирасполя политолог Дмитрий Соин.
Шейнкман: Можно говорить о том, что основные участники предвыборной кампании в Приднестровье определились? Как вы считаете, какой будет борьба между ними?
Соин: Я считаю, что борьба будет очень жесткой, и она уже сейчас жесткая. Дело в том, что действующий президент Игорь Смирнов активно применяет административный ресурс, в том числе ресурс силовых органов, спецслужб и Министерства внутренних дел, для давления на оппонентов, и, конечно же, нельзя не указать огромную роль Министерства информации.
Все государственные телеканалы, радио, газеты работают только на Игоря Смирнова. Оппозиция там либо клеймится, либо разоблачается, либо не упоминается вообще. Альтернативы никакой нет. В этой связи парламент был вынужден вчера принять заявление по этому поводу и постановление о недопустимости незаконных методов и форм ведения избирательной кампании. Предполагаю, что все будет только накаляться.
Шейнкман: Как вы считаете, как в ходе этой предвыборной кампании будет использован так называемый российский фактор? С одной стороны, говорят о том, что Москва вроде бы как поддерживает Каминского. С другой стороны, и Смирнов рассчитывает на поддержку Кремля.
Соин: Я думаю, что Кремль, скорее всего, не будет поддерживать Смирнова. И судя по тем признакам и действиям, которые мы видим у нас, речь может идти о поддержке Анатолия Каминского как главного кандидата, на которого Россия возлагает надежды и по борьбе с коррупцией, и по выходу Приднестровья из экономического кризиса.
Шейнкман: В такой ситуации можно говорить о том, что Смирнов идет против Москвы, или все-таки это не так? Ведь у него же все-таки есть устойчивый и довольно весомый электорат.
Соин: Я бы сказал, что во имя сохранения своей власти Смирнов идет на конфликт с Москвой. Это мое убеждение, основанное на реалиях дня. По большому счету, в государственных СМИ уже появились первые антироссийские материалы, тиражируются клеветнические статьи, в которых затрагиваются руководители администрации президента России, пытаются сделать из руководителей России прозападных политиков, которые хотят сдать Приднестровье. И это все идет по нарастающей. Я полагаю, что Смирнов пойдет на все, лишь бы сохранить свою власть.