НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Выборы в Молдове. Взгляд из Тирасполя

В мире // 14:08, 4 апреля 2009 // 2363
5 апреля в Молдове пройдут очередные парламентские выборы. В ходе подготовки к их проведению молдавская сторона инициировала «старую песню о главном» - был вброшен импульс о необходимости, учитывая «территориальную целостность», непременного участия в них граждан Приднестровья, обладающих молдавскими документами. Как и в прежние времена, звучали требования об открытии под патронажем ведомств Молдовы избирательных участков на территории ПМР. Позднее, как обычно, было указано на, якобы, «недемократичность» приднестровских властей, которые не проявили желания допустить официальные молдавские структуры для проведения необходимых соответствующих выборам манипуляций. Не пустили - по вполне понятной для любого приднестровца причине - любого рода деятельность молдавских официальных ведомств на территории нашей республики мелкими шагами влечет за собой дальнейшую экспансию. Любая подобная молдавская «инициатива» подразумевает этапы, и следует внимательно изучить детали, чтобы делать вывод об определенных тенденциях и истинной сути тех, или иных информационных «вбросов» со стороны Молдовы.

Ни для кого не секрет: конституционные органы власти РМ не признают фактически сложившуюся приднестровскую государственность. С точки зрения Молдовы не существует исполнительных и законодательных органов власти в Приднестровье: ни юридически, ни фактически. Сама по себе подобная постановка вопроса является с точки зрения любого гражданина ПМР высшей степенью неуважения к каждому из нас. Обращения молдавских властей по поводу организации своими силами участков на нашей территории были направлены в пустоту, лишь для обозрения СМИ. Данная «инициатива» явилась лишь очередным мизерным информационным поводом для столь же очередной порции упреков на публику, с целью дискредитации имиджа Приднестровья.

Возможно ли взаимодействие? В качестве альтернативного примера следует обратить внимание на практику проведения тех же российских выборов на территории ПМР. Между профильными ведомствами России и Приднестровья налажено сотрудничество, предусматривающее определенное доверие и взаимоуважение сторон. В ходе всех российских избирательных кампаний ни методы ее ведения на территории Приднестровья, ни компетенция приднестровского ЦИК, ни результаты выборов на участках в ПМР не ставились под сомнение ни официальными властями России, ни представителями российских партий и кандидатов в президенты. Накануне выборов российская ЦИК наделяет соответствующими полномочиями приднестровскую ЦИК. Конечной целью является обеспечение реализации гражданами России, проживающими в Приднестровье, своего конституционного права на участие в выборах.

Что происходит в канун выборов молдавских? Сотрудничество по линии центральных избирательных комиссий игнорируется полностью. Молдова всегда предлагает «въехать» на территорию ПМР со своими комиссиями, участками, урнами для голосования… Список пожеланий Молдовы, целиком, как правило, не афишируемый в СМИ, можно все же продолжить самим. В конце этого списка – сотрудники полиции и спецслужб недружественного нам государства, необходимые якобы в целях поддержки правопорядка в ходе голосования. Как известно, цель может декларироваться одна. Подразумеваться может совершенно иное. Чем рискует обернуться массовый въезд сотрудников силовых структур Молдовы на территорию ПМР, пусть даже под таким безобидным предлогом как «наблюдение за порядком на избирательных участках», думаю, приднестровцам объяснять не надо.

Язык дипломатии зачастую вполне понимаем обычными людьми, и подразумевает собой ответную реакцию со стороны не только госслужащих, но и каждого самостоятельного гражданина. Неуважение к твоему собственному государству не предусматривает ответной любви. Многие страны вообще используют систему санкций против лиц и организаций, осуществляющих поддержку структурам и гражданам недружественных государств. В некоторых случаях «недружественными» государства объявляются исходя из политической конъюнктуры. К примеру, в США строго-настрого запрещено приобретать и продавать кубинские товары, будь то ром или сигары. Под санкциями в большинстве государств долгое время находилась любая деятельность, связанная тем или иным образом с Ираком. Вплоть до уголовной ответственности за помощь «недружественной» стране – помощь любого рода, речь отнюдь не идет о каких-либо делах, связанных с военно-разведывательной тематикой. Какого-нибудь выходца из ЮАР, постоянно проживающего в Европе во времена апартеида, за денежный перевод в ЮАР могли лишить вида на жительство и депортировать обратно в солнечную Африку. А европейца, пытающегося организовать бизнес с иракской компанией во времена Саддама, вполне могли оштрафовать, а то и посадить в тюрьму. В тех же кругах шоу-бизнеса поездка с концертной программой в ЮАР для европейского исполнителя могла закончиться в своей собственной стране крайне трагично – скажем так, в «цивилизованных странах» больше бы он не пел, а на уровне людей своего круга стал бы «нерукоподаваемым».

В Приднестровье не существует подобного рода санкций – наша республика проводит политику установления добрососедства со всеми государствами, в том числе и Молдовой. Однако есть определенный моральный аспект – следует ли приднестровцу уважать власти страны, которая считает его за пустое место, за «оккупанта», за «манкурта»? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, подобные вещи никто никому не навязывает.

В отличие от Молдовы, ни Россия, ни Украина не претендуют на территорию ПМР. По этой причине и детали взаимодействия избирательных комиссий, и акценты в речах политиков и дипломатов накануне выборов в России и Молдове серьезно различаются. И нет ничего удивительного в принципиально различном отношении рядовых приднестровцев к выборам в России и Молдове. Власти этих двух стран слишком по-разному относятся к Приднестровью и его гражданам.

В Молдове существуют целые структуры, которые под патронажем спецслужб порождают новые методы промывки мозгов населению Приднестровья. Политики Молдовы, а также журналисты и политологи, близкие к спецслужбам РМ, регулярно вбрасывают заявления, которые можно обозначить как идеологическую экспансию. К примеру, речь идет о многократно звучащих призывах к приднестровцам все же «принять участие в молдавских выборах». Якобы это участие способно породить что-либо позитивное для нашей республики: дескать, в списках какой-либо партии присутствуют лица, не разделяющие точку зрения официальных властей РМ на их позицию в отношении конфликта, миротворческой миссии России и т.п. Именно по этой причине нужно ту самую, якобы лояльную к приднестровцам партию, срочно поддержать.

К сожалению, это лишь очередная ловушка. Достаточно обратить внимание на тот факт, что Гагаузия, вынужденная под серьезным давлением властей Молдовы сменить независимость на автономный статус в составе РМ, долгие годы вообще не имела никакого представительства в молдавском парламенте и правительстве. В этом году некоторые партии Молдовы в надежде на голоса гагаузов включили в свои списки представителей автономии – якобы два-три-шесть депутатов, избранных в парламент, смогут что-либо решать в пользу населения Гагаузии. Это очевидное заблуждение.

Приднестровцам с молдавскими документами также обещают, мол, «ваше мнение не пропадет даром». Оценивая свои будущие возможности на молдавском политическом поле, приднестровским организациям, да и просто лицам с документами РМ, стоит поднапрячь память и вспомнить, что происходило в конце восьмидесятых.
В эпоху распада Советского Союза приднестровцы имели представительство в высшем законодательном органе Молдовы. Убрав за скобки избиения толпой при выходе из здания парламента, плевки, оскорбления, а для кого-то и тюремные решетки, можно определить их возможности влияния на парламент в результате - как абсолютный ноль. Ничего в нем не могли, и не будут решать хоть пять, хоть десять человек. Поскольку в Молдове нет ни одной партии, с уважением относящейся к Приднестровью, а значит, голос меньшинства при любом голосовании не будет услышан никем.

В современной Молдове нет ни одной партии, готовой пересмотреть свой взгляд на войну 1991-92 годов. Нет ни одной партии, выступающей за расследование и привлечение к ответственности виновников тех трагических для любого приднестровца событий. Партийные функционеры РМ, наоборот, дружно чествуют участников агрессивных военных акций против ПМР, ежегодно вручают им ордена и медали, вводят льготы, строят памятники т.н. «защитникам территориальной целостности». В этих условиях просто смешно рассуждать о возможностях какого-либо влияния мизерной кучки депутатов, которые бы представляли позицию Приднестровья – эта позиция там совершенно не востребована. Более того, даже если бы в списках парламентариев оказались нынешние политические фигуры из ПМР – это бы в первую очередь несло угрозу для их жизни и здоровья – каждый день – по дороге в тот самый парламент РМ и обратно, при выходе из него. О какой защите интересов граждан ПМР можно было бы говорить в условиях, когда им самим никто бы не смог гарантировать элементарное нахождение на свободе? Знаковым моментом является и тот факт, что ни одно из уголовных дел в отношении приднестровских активистов не закрыто прокуратурой Молдовы – все эти «дела» по-прежнему ждут своего часа.

Не будет лишним вспомнить о судьбе одного из приднестровских депутатов молдавского парламента – Николае Остапенко, жестокое убийство которого членами террористической группой «Бужор» под руководством Илие Илашку планировалось и осуществлялось в здании Министерства Национальной Безопасности Молдовы. МНБ отчитывалось перед своим верховным главнокомандующим - президентом Молдовы Мирчей Снегуром, и нет сомнения в том, что эта деятельность спецслужб Молдовы получала одобрение со стороны президента РМ. По окончании тюремного заключения Илашку и его подельники получили не просто теплый прием в Кишиневе и Бухаресте - на протяжении всего послевоенного периода, при полном одобрении молдавских и румынских политиков, террористы являются своего рода образцом «патриотизма и героизма», чуть ли не иконой для своих соотечественников. Им оказывают почести, регулярно вручают правительственные награды. Террорист Илашку избирался депутатом парламента Молдовы и Румынии. Но самым значимым фактом во всей этой трагической истории явилось отсутствие претензий со стороны правоохранительной системы Молдовы по факту убийства депутата парламента. Как известно, приднестровское правосудие Молдова не признает, но Николай Остапенко имел официальный статус депутата парламента Молдовы. В связи с его убийством, на территории РМ не был допрошен ни один человек. Согласитесь, прецедент заставляет задуматься о многом.

Сам по себе факт участия приднестровцев в голосовании на грядущих выборах молдавского парламента – не является чем-либо предосудительным. Это дело каждого, дело сугубо добровольное. Однако следует понимать, что каждое действие должно иметь какой бы то ни было позитивный смысл. Голосовать приднестровцу на нынешних выборах за одну из когорты антиприднестровских партий Молдовы нет ни малейшего смысла.

Возможно, в будущем ситуация изменится. Если республика будет признана, Молдова подпишет с нами мирный договор, и ее органы власти по примеру России начнут взаимодействие с ЦИК ПМР. В этом случае со стороны Приднестровья не будет никаких препятствий для реализации лицами, обладающими молдавскими паспортами, собственного права на избрание молдавских депутатов. Точно по такой же схеме, по которой на территории нашей республики проходят все российские выборы. Для этого нужна воля молдавских властей и их готовность к конструктивному диалогу в целях построения добрососедских отношений. Добрососедство между РМ и ПМР должно быть закреплено в соответствующих международных документах. К сожалению, сегодня мы можем надеяться лишь на смену поколений в Молдове – возможно, будущие молдавские политики избавятся от имперских и националистических амбиций, избавятся от пораженческого комплекса, и начнут строить достойное будущее собственным гражданам, налаживая полноценные отношения с соседями.

Для уважения молдавской государственности должно быть твердо гарантировано такое же, встречное уважение государственности нашей. Мы должны видеть, что в руке, которую протягивает очередной молдавский чиновник, не находится камень. Это очевидно не только для Приднестровья – на земле много конфликтных территорий. Рано или поздно стороны в любых конфликтах постепенно приходят к пониманию, что лучшая гарантия безопасности – это взаимоуважение. К сожалению, пока очень рано говорить о том, что в Молдове ситуация резко меняется. Но приднестровцы – терпеливый народ. Мы продолжим ждать и верить, что в головах молдавских политиков все же восторжествует разум.

Роман Коноплев

Статья "Выборы в Молдове. Взгляд из Тирасполя" впервые опубликована в республиканской газете "Приднестровье" 31 марта 2009 г.