НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Молдавские альтернативы: Объединение с Румынией или системная перезагрузка

Эксперты // 16:08, 15 апреля 2009 // 3628
Размышления политолога, лидера и идеолога ММК-НДП "ПРОРЫВ!" Дмитрия Соина.

Термин перезагрузка прочно вошел в современный политический лексикон. Сегодня много приходится слышать о перезагрузке, например международных экономических отношений, мировой финансовой системы или российско-американского сотрудничества. Однако, оборачиваясь на события, прошлой недели в Молдове начинаешь понимать, что периодически перезагрузка требуется самому государству. 7 апреля в РМ – это не революция, не бунт и не попытка государственного переворота, пусть даже с точки зрения уголовного кодекса эти понятия могут быть применены к случившемуся в центре Кишинева погрому. Это лишь вызванный весенним обострением молодежный психоз, корни которого уходят в конец 80-х начало 90-х годов, когда собственно и зарождалась новейшая молдавская государственность. Да, с точки зрения истории происхождения и развития современной Молдовы апрельский бунт вполне логичен и закономерен. Не вдаваясь в долгий исторический экскурс, напомню лишь наиболее важные аспекты бурной трансформации Молдавской Советской Социалистической  Республики в Республику Молдову. Начну с того, что вопрос об отделении Молдавии от СССР, под дикими националистическими лозунгами был поднят отцами и старшими братьями, бушевавшей уже в эти дни перед парламентом и президентурой страны прорумынской молодежи.
Для знатоков современной молдавской истории о многом говорят известные по бурным 90-м годам фамилии Лари, Бубуруза, Косташа, Илашку и сотен других бессарабских нацистов, уже тогда призывавших выжигать все славянское и иноэтничное. Однако для правильного понимания событий 7-го апреля еще важнее то что эти же люди, слывшие чуть ли не мозгами и совестью своей нации призывали переименовать молдаван в румын. То есть фактически продвигали идеологию этно-культурного геноцида по отношению к собственному народу.  Этот аспект особенно значим в контексте нашего анализа причин кишиневского погрома. Понятно, что деятельность народных фронтов первоначально проходила под патронажем КПСС, которая надеялась таким образом выпускать националистический пар в союзных республиках, но в последствии все вышло из под контроля. Начались погромы, избиения по национальному признаку. В конце 80-х начале 90-х годов в Кишиневе было страшно заговорить на русском языке. Депутаты из Приднестровья избивались на выходе из Верховного Совета МССР, а подросток Дима Матюшин из-за русского языка был убит средь бела дня в центре Кишинева. В те смутные времена переродившаяся партийная элита и мечтающая о Великой Румынии интеллигенция сделали все возможное, что бы на смену советским символам пришли новые - румынские. С их помощью Молдавию лишили политической, языковой и культурно-исторической самобытности подменив это запрутской идеологией и криками о неизбежности объединения двух румынских народов. Делалось это последовательно и методично.  Так на смену советскому молдавскому флагу пришел румынский триколор. Сегодня государственный флаг Молдовы отличается от румынского только наличием герба страны и не более. Тряхни его посильнее, герб отвалится и останется знамя Румынии. Традиционную для молдавского этноса кириллическую графику заменили на принятую в Румынии латинскую. Сам язык так же максимально подогнали под румынские стандарты. На крупных, включая государственные, политических мероприятиях звучали румынские гимны и политические песни. Дошло даже до того, что были реабилитированы и приравнены к ветеранам Великой Отечественной Войны солдаты румынско-фашистской оккупационной армии. В школах и ВУЗах все эти годы преподавалась история, литература и язык Румынии.

Когда в середине  90-х годов,  коммунисты только шли к власти, они обещали покончить с агрессивным румынизмом, возродить советские традиции в Молдове, ввести в качестве второго государственного - русский язык. Это были абсолютно здравые идеи с точки зрения сохранения молдавской государственности и идентичности. Думаю, что со мной согласятся многие историки и этнологи в том, что после появления на карте мира Румынии, единственным мощным гарантом сохранения именно молдавской этничности выступает Россия и что особенно важно Русская православная церковь. Кстати в историческом смысле это было понятно всем великим молдавским господарям и Штефану Чел Маре и Иоану Лютому и Дмитрию Кантемиру. Эти личности с помощью России пытались спасти от турков молдавскую нацию и православную веру. Теперь турецкая угроза сменилась румынской, но путь к самосохранению тот же – через Россию.

То что Воронину не удалось нейтрализовать румынский фактор в Молдове говорит о многом. Видимо, прорумынкое лобби в Кишиневе оказалось настолько сильным, а стартовые позиции молдавских коммунистов не совсем уверенными, что все попытки антирумынского наступления провалились. Националисты пошантажировали Владимира Воронина беспорядками, устроили информационную истерию и компартия отступила. Пришлось отказаться даже от таких ключевых предвыборных обещаний, как второй государственный русский язык, вхождение в Союз Белоруссии и России. Был и  антироссийский этап в жизни красной Молдовы, когда МИД неожиданно превратился в министерство иностранных дел и европейской интеграции, когда СНГ отошло на второй план, а на первом оказался ГУАМ, когда резко потеплели отношения с Румынией. Отметим, что этот этап остался в прошлом, но его последствия продолжают существовать в настоящем.

В итоге отступление на румынском фронте привело не только к сохранению, но и к дальнейшему бурному росту всех сделанных в начале 90-х годов бухарестских посевов. После вступления Румынии в ЕС и НАТО опасные тенденции только усилились. Стало популярным отправлять в Румынию на учебу детей, ездить туда на отдых и по историческим местам, получать гражданство этой страны. А как же – ведь это дает право жителям бедной страны стать частью благополучного европейского сообщества. Пусть даже это право иллюзорно, но все равно очень заманчиво. Может еще рано говорить о том, что вся молодежь и вся интеллигенция Молдовы несет в себе идеологию румынизма, но то что таковых много и даже очень много – несомненно. Кто им противостоит? Ностальгирующее по советским временам пожилое население, русскоязычные граждане и часть номенклатуры. Это на фоне экзальтированной молодежи, интеллигенции и огромного румынского ресурса очень слабая защита. Пока это компенсируется энергичной работой полиции и спецслужб, но и их потенциал не безграничен.

Да, 7 апреля прорумынский путч в центре Кишинева оказался  не достаточно подготовленным и  провалился. Но, настоящие его последствия гораздо более весомы, чем это может показаться сегодня. Прорумынские силы достигли главного – они показали всему миру и самим себе, что молдавская мамалыга, при правильном приготовлении, может превратиться в мощный румынский динамит. Ими были разрушены не просто два здания в центре Кишинева. На самом деле произошло надругательство над самими символами молдавской государственности. Пусть на короткое время толпа захватила главные центры управления страной, водрузив над ними чужую символику и опустошив все внутри. Такого не было даже в бурные 90-е годы. Ведь власть в умах большинства молдаван сакральна и неприкосновенна. Теперь это осталось в прошлом. В случае новых погромов толпа гораздо легче будет переступать пороги правительственных учреждений. Поэтому с точки зрения грядущих революций путчисты поступили весьма продуманно. Они подвели под них идеологические и технологические основы. Сегодня у румынского восстания есть свои герои, жертвы и символы.  То, что они проиграли вчера, не говорит о том, то они не выиграют завтра. Мы помним, что победе большевиков в России предшествовало неудачное восстание 1905 года, победе кубинской революции предшествовал провалившийся штурм казарм Монкадо. И таких примеров в истории мировых революций сотни и тысячи.

Может ли что-то остановить победу прорумынских сил в Молдове, если социокультурное и политическое пространство этой республики заполнено румынскими символами. Если модные разговоры о евроинтеграции Молдовы, как правило, связываются с перспективами ее интеграции в Румынию? Если ежегодно Бухарестом бесплатно предоставляется несколько тысяч мест в учебных заведениях Румынии для выходцев из РМ. Если многие партии, общественные организации и СМИ живут на румынские гранты и конечно же поддерживают идею сдачи молдавской государственности. Если гражданство Румынии становится все популярнее, а разговоры о европейском счастье превращаются в стройное хоровое пение. Вряд ли. Только системная перезагрузка может спасти современную молдавскую государственность. Не вдаваясь в подробности, перечислю что могла бы включить в себя эта сложная, но жизненно важная для Молдовы процедура:

1.    Отказ от общих с Румынией государственных и политических символов. Начнем с флага. Он фактически идентичен румынскому. Герб не в счет – от него легко избавиться, просто вырезав обыкновенными ножницами. Думаю, в случае аншлюса Молдовы на экранах телевизоров мы увидим тысячи дырявых молдавских флагов. Сложно советовать каким должен быть флаг независимой Молдовы. Возможно, имеет смысл вернуться, как это сделано в Белоруссии к старому проверенному флагу советской Молдавии или взять за основу знамя Штефана Чел Маре. Решать это должны молдавские элиты вместе со своим народом. Но если речь идет о борьбе за сохранение молдавской государственности надо начать с принятия собственного флага. Следует так же на официальном уровне отказаться от других политических символов Румынии -  национальных румынских гимнов, песен, праздников. Если кому то они нравятся, то пусть используют их на бытовом уровне, но не в государственной политике.

2.    На духовном уровне единственный гарант молдавской самобытности – это Русская Православная Церковь. Проникновение в Молдову Бессарабской Метрополии Румынии - один из важнейших элементов религиозного поглощения РМ. В этой связи молдавской элите следует четко заявить о том, что православная церковь в Молдове может быть только одна – Московского Патриархата.

3.    На социо-культурном и образовательном уровнях надо немедленно отказаться от всех проникших в ткань молдавской государственности румынизмов. На смену румынскому языку, истории и литературе должны придти молдавские аналоги. Очень важный вопрос с графикой. Переход на латиницу означал языковое единство Молдовы и Румынии. Возвращение к кириллице будет означать восстановление молдавской языковой самобытности. Понятно, что сделать это крайне затруднительно, но ради спасения государственности необходимо.

4.    И еще один важнейший аспект – межнациональный. В течении двадцати лет главный оплот антирумынских сил – русскоязычное население всячески дискриминировалось и задвигалось на вторые позиции. Исправить этот перекос следует незамедлительно. В правительстве и парламенте должны появиться представители русскоязычной общины Молдовы. Ну и конечно надо выполнить старое выборное обещание коммунистов – принять русский язык в качестве второго государственного.

Конечно, в одной статье развить тему спасения молдавской государственности сложно, но расставить ключевые акценты вполне возможно. Взгляд из Приднестровья на внутримолдавские события может получить отторжение или агрессивную оценку недоброжелателей. Но автор высказанных мыслей рассчитывает на то, что хоть какие-то его идеи помогут соседям определиться со своим будущим в независимой стране или в Великой Румынии.

Дмитрий Соин