НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Паланка: молдавский кукиш Украине

В мире // 12:15, 19 февраля 2010 // 5468
altИтак, Кишинев в очередной раз показал Киеву комбинацию из трех пальцев. Судя по заявлению заместителя министра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Андрея Попова, молдаване не намерены передавать украинцам землю под участком автотрассы Одесса-Рени в районе села Паланка. И это произошло вскоре после того, как министр иностранных дел Украины Петр Порошенко заявил, эта проблема возможно, будет решена в течение месяца. Во всяком случае, по словам главы украинского внешнеполитического ведомства, такие договоренности были достигнуты во время февральского визита премьер-министра Молдовы Влада Филата в Киев.

Напомним, что соглашение о передаче в собственность Украины участка автострады Одесса-Рени, проходящего по территории Молдовы близ населенного пункта Паланка, было достигнуто премьер-министрами Ионом Чубуком и Валерием Пустовойтенко и закреплено протоколом, подписанным 4 августа 1998 года. Фактически оно означало территориальный обмен, по которому Молдова получала 400-метровый участок в районе Джурджулешть и возможность строить там порт. Соглашения также предусматривает исключение любого пограничного контроля на этом участке дороги, а также создание совместного украино-молдавского контрольно-пропускного пункта на пересечении этой автострады с дорогой, ведущей в село Паланка. Парламент ратифицировал этот договор, а также дополнительный протокол 12 июля 2001 года. Таким образом, молдавская сторона еще в 2001 взяла на себя обязательство в течение месяца передать в собственность Украины участок автодороги «Одесса – Рени» в районе Паланки и земельный участок, по которому она проходит, однако этого так и не произошло.

Передача земли под участком автотрассы в районе Паланки имеет для Украины принципиальное значение. Автотрасса Одесса-Рени – фактически единственная транспортная артерия связывающая Украинское Придунавье с остальной частью Украины. Состояние этой автотрассы не самое блестящее. Поэтому неоднократно ставился вопрос о строительстве новой автотрассы Одесса-Рени в обход Паланки, например, через Днестровский лиман.  В частности, строительство автотрассы было предусмотрено как Комплексной программой развития Украинского Придунавья на 2004-2010 годы, так и Указом Президента Украины Виктора Ющенко «О неотложных мерах по развитию юго-западной части Одесской области» от 15 января 2008 года.Однако правительство Тимошенко всячески саботировало этот вопрос, настаивая, что строительство должно осуществляться на условиях концессии.

Отсутствие права собственности на землю фактически не дает возможность украинской стороне развивать данную транспортную магистраль. Тем временем молдавская сторона довольно успешно осваивала бывший украинский участок территории в районе Джурджулешть, введя в строй наливной, сухогрузный и пассажирский терминалы, а также построив железнодорожную ветку Кагул-Джерджулешть. Молдавский порт не только представляет известную конкуренцию украинскому порту Рени, но, что гораздо важнее, является «экологической бомбой замедленного действия».
 
В последнее время в Молдове активно формируется мысль, что 400 метров украинского берега, отданного в обмен на Паланку, изначально являлись молдавской территорией и потому, как говорится молдаване никому и ничего не должны. Стоило премьер-министру Молдовы Владу Филату заявить, что «Мы находимся в ситуации, когда украинцы исполнили свои обязательства, а Республика Молдова не завершила выполнения положений Договора», как на него обрушился вал критики со стороны коммунистической оппозиции, что он говорит «с позиций Украины». Раньше активными критиками соглашения по Паланке выступали союзники ПКРМ из Христианско-демократического народного фронта.

Киев уже попытался решить этот вопрос, мягко надавив на Кишинев. Во время визита в Кишинев секретаря Совета безопасности Украины Раисы Богатыревой в начале ноября прошлого года вопрос о передаче Украине части молдавской территории под автодорогой был одним из пунктов повестки дня. Тогда же Богатырева заявила украинской прессе, что Украина вновь введет условие об обязательном декларировании суммы в 50 USD в день для граждан Молдовы, въезжающих на территорию соседнего государства, в случае, если официальный Кишинев не согласиться с требованиями Украины, касающимися территории у с. Паланка.

Теперь, похоже, для Украины наступает время требовать. Молдова пытается уйти от достигнутых в начале февраля договоренностей, пользуясь тем, что правительству Тимошенко грозит отставка в ближайшем будущем. А раз так, то у нового правительства (если оно еще будет сформировано) найдется масса других дел, кроме семи километров автодороги где-то на юге страны.

Молдавское правительство и Влад Филат находятся в двойственном положении. С одной стороны, необходимо наладить нормальный диалог с Киевом. Решение этого вопроса вызвано не только соображениями стратегической перспективы, но и потребностями сегодняшнего дня. Введение обязательного декларирования 50 USD очень больно ударит по жителям Республики (в первую очередь, по жителям левобережных районов, находящихся под юрисдикцией непризнанной ПМР). Положение у правящего Альянса за европейскую интеграцию еще не прочное. Впереди – перспектива досрочных парламентских выборов, на которых коммунисты попытаются взять реванш. У ПКРМ есть очевидное преимущество – находясь в оппозиции, критиковать правящую коалицию за «предательство национальных интересов». И если ранее это касалось преимущественно молдо-румынских отношений, то теперь с таким же успехом критика коммунистов может распространиться и на молдо-украинские отношения.

Ситуация с Паланкой для этого – подходящий повод. Суть возникающей проблемы не только в том, что отдается «вершок родной земли», но и в том, что за этой дорогой расположены 918 гектаров сельхозугодий жителей Паланки, которые после передачи участка дороги Украине, станут анклавом, а жители каждый раз, отправляясь на полевые работы, будут, по сути, пересекать государственную границу. Естественно, что жители молдавского села заявляют о готовности блокировать автостраду, если произойдет передача земельного участка. В этой ситуации правительство Филата оказывается в невыгодном положении.

Столь же жесткой критике подвергаются и другие молдо-украинские соглашения, которые заключил Филат в ходе визита в Киев, например, соглашение о признании права собственности, заключенное в 1994 году, которым было признано право собственности Украины над Днестровской ГАЭС. Экс-министр экономики Молдовы Игорь Додон охарактеризовал эти договоренности как «серьезную уступку с нашей стороны» и заявил о том, что в таких условиях будет гораздо сложнее убедить Украину согласиться с демаркацией на Джурджулештском участке «согласно интересам молдавской стороны».

Скорее всего, Кишинев в очередной раз выберет тактику затягивания решения вопроса о Днестровской ГАЭС и по Паланке. Для правящего Альянса – это единственно правильное решение, которое позволит снизить накал общественное недовольство. Достаточно того, что для решения внутренних проблем правительству Филата придется идти на непопулярные социальные меры, чем также воспользуются коммунисты. Расчет вполне понятен – в ближайшее время Киеву будет не до Молдовы. Вопрос в том, сколько продлится это «ближайшее время»? В Украине достаточно влиятельных политиков, которые будут постоянно поднимать вопрос и о Джурджулешть и о Паланке и заставят правительство и президента обратить внимание на проблему. Прорумынский курс Альянса также вряд ли придется по вкусу новому украинскому руководству. Тем более, что ему вряд ли в очередной раз понадобится союзник для противодействия российскому влиянию.

У Киева достаточно рычагов для давления на Кишинев. Тем более, как показывает опыт, Украина может жестко разговаривать с Молдовой. Достаточно вспомнить о том, как удалось разблокировать грузовое движение по приднестровскому участку железной дороги. Кстати, украинская сторона может принять и активное участие в решении вопроса о восстановлении полноценного грузопассажирского движения через Приднестровье.

Вообще, приднестровская карта может стать одной из самых сильных в украинско-молдавском раскладе. Конечно, вряд ли Киев пойдет на отмену существующих таможенных правил на приднестровском участке украинско-молдавской границе (здесь пришлось бы пойти на ухудшение отношений с ЕС и США), но шантажировать этим сможет вполне успешно.Кроме того, для дальнейшего развития порта Джурджулешть Молдове крайне необходимо расширение акватории, а сделать это она может только с доброй воли Украины.

И наконец, Киев может прибегнуть к такому экзотическому методу давления, как защита прав украинцев Молдовы. И хотя сложно представить Виктора Януковича в роли покровителя украинской диаспоры, в политике возможно все.В любом случае, очевидно, что политика Украины по отношению к Молдовы может стать значительно жестче, прагматичнее, без налета «союзнической» романтики. В конце концов, если обращаться к истории, то Молдова традиционно входила в сферу украинских интересов, начиная со времен казатчины.

Артем Филипенко, эксперт,  политолог, Одесса