НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2019
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Открытое письмо президенту и премьер-министру Республики Турция

Новости // 15:09, 5 июня 2008 // 2326
alt

 

Президенту Республики Турция

г-ну Абдулла Гюлю

 

Премьер-министру Республики Турция

Реджеп Тайип Эрдогану









Открытое письмо

 

                                                     Уважаемый господин Президент!

                                                     Уважаемый господин Премьер-Министр!


От себя лично и от имени всего гагаузского народа выражаем Вам свое глубокое почтение.

Гагаузский и турецкий народы всегда были связаны крепкими узами дружбы и взаимоуважения. Нас роднят и общие этнические корни и общая принадлежность к великому тюркскому миру. Отнюдь не случайно, что в период борьбы гагаузского народа за самоуправление, именно Турция сыграла одну из ключевых ролей в мирном урегулировании конфликта и сделала возможным образование автономии Гагауз Ери в составе Республики Молдова. Позицию, занятую Турцией перед Правительством Молдовы и перед всем миром, что гагаузы имеют право на автономию, мы воспринимаем не только как мудрое и дальновидное решение, но и как искренний отклик братского народа.

Народ Гагаузии искренне рад, что за свои заслуги по недопущению конфликта на юге Молдовы 9-й президент Турции уважаемый господин Сулейман Демирель получил звание человек года. Гагаузы прекрасно помнят слова уважаемого г-на Демиреля, сказанные в 1994 году о том, что Турция никогда не оставит Гагаузию в беде и будет всегда помогать ей. И это оказались не пустые слова. Все последующие годы мы ощущали поддержку вашей великой страны. Турецкое правительство оказывало нам гуманитарную помощь, спонсировало крупные социальные проекты, турецкие предприниматели вкладывали в нашу экономику огромные инвестиции. Эту помощь и внимание наш народ никогда не забудет. Память об этих добрых делах гагаузы будут бережно хранить в веках.

14 лет назад, идя на компромисс с руководством Молдовы и соглашаясь на автономию, мы были уверены, что такой статус будет надёжно защищать права и интересы гагаузского народа. Мы возлагали на будущее большие надежды, мы были уверены, что сотрудничая с Кишинёвом мы сможем создать все условия для развития нашего малочисленного народа. Мы были уверены, что станем в составе Республики Молдова равноправными гражданами и сможем внести свой вклад в развитие государства.

Однако первое же руководство образованной автономии, которое насадила нам центральная власть, привело к крушению многих наших надежд. Деятельность первого правительства автономии во главе с Георгием Табунщиком привела к катастрофическому обнищанию населения и появлению долговой зависимости Гагаузии перед Центром.

В 1999 году население, недовольное результатами работы подконтрольной Кишиневу власти, выбрало патриотическое руководство, настроенное на защиту интересов Гагаузии и её народа. В течение нескольких лет в Гагаузии происходил экономический рост, открывались новые производства и создавались рабочие места, были погашены накопившиеся за несколько лет долги по заработной плате учителям и врачам. Патриотическое руководство всё твёрже стало требовать перед Кишинёвом неукоснительного выполнения принятого Парламентом Молдовы в 1994 году Закона об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).

В 2001 году к власти в Республике Молдова пришла Партия Коммунистов. Это стало для Гагаузии началом тяжёлого периода испытаний и лишений, который и по сей день не закончен. В 2002 году официальные власти РМ, напуганные успешным развитием Гагаузии, начали травлю и шантаж всенародно избранного Башкана Дмитрия Кройтора. Депутатов НСГ стали покупать и запугивать. Результатом всех провокаций стал осуществлённый в Гагаузии силами  центральной власти государственный переворот, в результате которого законно избранный Башкан Дмитрий Кройтор был смещён и меньшинством населения был выбран новый Башкан коммунист Георгий Табунщик.

За время второго правления Г. Табунщика финансовое положение Гагаузии ухудшилось, вновь выросли бюджетные долги, в сельском хозяйстве начался кризис, полиция чинила преследования патриотических сил, население в поисках заработка стало массово выезжать за пределы страны.

Центральные власти начали планомерно отбирать у Гагаузии полномочия. За время второго правления подконтрольного Кишинёву правительства Табунщика, большинство государственных департаментов и правительственных агентств перестали подчиняться властям автономии и переводились под полный контроль Кишинева. Кишинёвские коммунисты в союзе с их ставленником Табунщиком сделали всё возможное, для упразднения реальной автономии, для превращения Гагаузии в рядовой молдавский район.

Народ Гагаузии, проявив свою суверенную волю в 2006 году вновь выбрал путь защиты своих национальных интересов, путь укрепления автономного статуса и равноправного диалога с Кишинёвом. Избранный в декабре 2006 года от патриотических сил Башкан Гагаузии Михаил Формузал, выражая волю своего народа, в своей деятельности старался неукоснительно следовать этим принципам. Одновременно с этим, лидер нашего народа многократно подчёркивал, что настроен на мирные, открытые и взаимовыгодные отношения с Центром. «Гагаузия всегда будет в составе демократической, нейтральной и независимой Республики Молдова. И мы готовы на самое тесное и искреннее сотрудничество», - об этом не раз заявлял Формузал, обращаясь к центральным властям.   

Все эти устремления к совместному обустройству нашего общего дома Республики Молдова есть у руководства Гагаузии и сегодня. Однако, с большой горечью вынуждены признать, что встречной искренности и желания сотрудничать со стороны центральных властей мы не находим.

Гагаузы так и не стали равноправными членами молдавского общества. Мы чувствуем себя никому не нужными в этой стране. Многие, слишком многие примеры свидетельствуют о том, что гагаузский народ является чужим для нынешнего руководства.

На развитие нашего уникального языка и культуры молдавское правительство за все годы существования автономии не выделило ни одного лея. Происходит финансовое ущемление автономии. За годы коммунистического руководства Гагаузию посадили на долговую удавку. Центральные власти препятствуют приходу в регион инвестиций.

Нынешнее руководство Гагаузии  возлагает большие надежды на укрепление связей с тюркским миром. Мы осознаём себя органичной частью этого огромного пространства. Руководство автономии поощряет в своих жителях чувство гордости за своё происхождение, на официальном уровне пропагандирует идеи и ценности тюркского мира. Примером такой политики является налаживание связей с такими странами и регионами как Азербайджан, Татарстан и Башкортостан, начало установки в столице Гагаузии памятников 9-му Президенту Турции Сулейману Демирелю и лидеру азербайджанского народа Гейдару Алиеву.  

Особые надежды у руководства Гагаузии связаны с развитием официальных отношений с лидером тюркского мира Республикой Турция. Однако, власти Республики Молдова наложили негласный запрет на официальные визиты нашего Башкана в Вашу страну.  

Показательным примером отношения официального Кишинёва к Гагаузии стали действия Молдовы в период жесточайшей засухи летом 2007 года. Напомним, что многие международные организации признали Гагаузию  как наиболее пострадавший регион в Молдове. Понеся самый значительный ущерб от природного катаклизма, Гагаузия не получила от центральных властей практически никакой поддержки. Практически вся гуманитарная помощь, направленная в Молдову от международного сообщества обошла Гагаузию стороной. К примеру, 100 тыс. евро, которые Правительство Румынии целенаправленно выделило для преодоления засухи в Гагаузии, до сих пор задерживаются Министерством Финансов Молдовы. Доставка продовольственной помощи, выделенной Российской Федерацией и предназначенной для детских садов и школ Гагаузии, стала возможной только после официального вмешательства России в ответ на попытки молдавской стороны воспрепятствовать этой помощи.

Уважаемые господин Президент и господин Премьер-Министр! Гагаузия сегодня переживает не лучшие времена. Опыт отношений с молдавским правительством приводит нас к выводу, что Гагаузию в Кишиневе воспринимают как бремя, что в 1994 году статус автономии нам дали не искренне, а вынуждено. К огромному сожалению, 14 лет автономии не создали условий и возможностей для решения тех целей, которые мы ставили перед собой в момент образования Гагауз Ери. С грустью констатируем, что сохранение и развитие нашего древнего и малочисленного тюркского нарда, с его уникальными культурой, языком и обычаями находится сегодня под реальной угрозой.

Многоуважаемый господин Абдулла Гюль!

Многоуважаемый господин Реджеп Тайип Эрдоган!

Обращаемся к Вам как к лидерам страны, однажды уже подставившей нашему народу братское плечо и искренне помогавшей нам все эти годы. Обращаемся к Вам как к лидерам самой могущественной тюркской державы, центру великого тюркского мира. Обращаемся к Вам как к мудрым и влиятельным политическим деятелям. Во имя сохранения нашего малочисленного народа, во имя благополучного будущего всех жителей нашей маленькой Родины просим Республику Турция выступить в Вашем лице гарантом защиты интересов гагаузского народа. Мы верим, что волевая позиция Турции станет для молдавского руководства достаточным основанием для изменения политики по отношению к гагаузам. Мы верим, что становление Турции гарантом наших прав и интересов позволит снять с Гагаузии экономическую блокаду и заставит официальные власти Молдовы неукоснительно выполнять принятый в 1994 году Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». 

 

С искренним уважением,

 

Первый Президент Гагаузской Республики,

Советник Башкана Гагаузии Степан Топал

 

Председатель Верховного Совета Гагаузской Республики,

 Советник Башкана Гагаузии Михаил Кендигелян