Справка:
Островский Алексей Владимирович
Депутат Государственной Думы, председатель Комитета ГД по делам
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками,
избран в Государственную Думу в составе федерального списка
кандидатов, выдвинутого политической партией «Либерально -
демократическая партия России», член фракции
«Либерально-демократическая партия России».
29 мая 2008 года приднестровские парламентарии
имели возможность встретиться с председателем Комитета Государственной
Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками,
членом фракции «ЛДПР» Алексеем Островским, прибывшим в Тирасполь после
визита в Кишинев. Встреча с Председателем Верховного Совета Евгением
Шевчуком проходила в закрытом режиме. По ее окончании Алексей
Островский встретился с членами Президиума Верховного Совета,
депутатами Комиссии по внешней политике и международным связям, не
возражая вести диалог в присутствии представителей приднестровских и
российских СМИ. Во встрече принимали участие также
депутаты-представители партий «Народная воля» и «Справедливая
республика» в Верховном Совете. Председатель Комитета Государственной
Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками
Алексей Островский высказал отношение к ситуации в
молдо-приднестровском урегулировании.
По итогам длившейся более 40 минут встречи вчера пресс-службой
Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики был подготовлен
краткий отчет в форме видеоматериала длительностью пять с половиной
минут, который был размещен в эфире информационной программы «День»
Первого республиканского телеканала.
Сегодня в пресс-службу Верховного Совета Приднестровской Молдавской
Республики поступило около 400 звонков от граждан республики с просьбой
о более полной информации. В связи с поступающими обращениями
пресс-служба Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики
размещает основные выдержки стенограммы встречи председателя Комитета
Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с
соотечественниками Алексея Островского с членами Президиума Верховного
Совета и депутатами Комиссии по внешней политике и международным связям.
«…Мы поговорим с вами о ситуации с обретением,
возможным или невозможным, обретением ПМР независимости. И я хочу,
чтобы была ясна позиция ГД РФ. Мы видим, и это было подтверждено
Президентом Молдовы в феврале в Москве, желание решить вопрос путем
достижения политического компромисса, путем переговоров. Мы в Москве
позитивно оцениваем эти заявления молдавского руководства. Ни в коей
мере не связывая независимость Приднестровья с нейтральным статусом
Молдовы. Тем не менее, мы с позитивом отмечаем заявления Президента
Воронина о нейтральном статусе Молдовы, который Президент Воронин и это
он подтвердил вчера в ходе нашей встречи, готов закрепить
международно-правовыми договорами. Мы знаем позицию и приднестровского
народа, и руководства Приднестровья, о движении в сторону
независимости. На наш взгляд, приятно нам знать или неприятно, скорее,
неприятно, мы считаем, что это путь в никуда. Почему? Потому что те
надежды, которые народ Приднестровья, и в первую очередь руководство
Приднестровья, связывало с косовским прецедентом, считаем
необоснованными. В косовском прецеденте РФ, одна из немногих держав,
однозначно заявила о необходимости соблюдения норм международного
права территориальной целостности всех государств. В этой связи мы
проводим целостную политику, как в отношении Сербии, так и в отношении
Молдовы, Грузии и других государств. РФ, как вы знаете, не признала
Косово и никогда не признает. В этой связи нам не очень понятны те
желания видеть РФ в качестве гаранта признания независимости
Приднестровья, которые исходят с левого берега Днестра. Мы выступаем за
территориальную целостность всех государств. Более того, та ситуация,
которая сейчас есть в Приднестровье, подталкивает, в том числе, и РФ,
если не в первую очередь, к тому, чтобы выходить на достижение каких-то
конкретных договоренностей с Кишиневом.
Мы считаем, что должно быть взаимное желание и Кишинева, и Тирасполя
сесть за стол переговоров, выработать пакетное соглашение, которое
устраивало бы оба берега Днестра. В этой связи, не детализируя
подробно, руководство Молдовы готово обсуждать и готово документально
фиксировать те позиции, которые важны принципиально для Приднестровья.
Скажу лишь некоторые из них: в первую очередь – руководство Молдовы
готово к определению федеративных отношений с Приднестровьем. Готово
согласиться на право вето со стороны Приднестровья в отношении тех
вопросов, которые так или иначе затронут интересы приднестровских
жителей, а именно: вопросы национальной безопасности, вопросы обороны,
внешней политики, вопросы нейтрального статуса или вхождения в ту или
иную политическую, военно-политическую или экономическую организацию.
Руководство Молдовы готово в рамках пакетных соглашений также говорить
об участии единой Молдовы в организации ГУАМ. Руководство Молдовы
готово говорить об особом статусе русского языка в единой Молдове.
Много позиций, все излагать не буду. Тот вопрос, который волнует
жителей Приднестровья, руководство Приднестровья относительно возможной
румынизации единой Молдовы, также волнует руководство правого берега и
вызывает озабоченность в Москве. Поэтому в тех пакетных соглашениях,
которые, я надеюсь, будут все-таки приняты обеими сторонами, также
возможно подписание конкретных шагов по воспрепятствованию румынизации
Молдовы. Еще есть ряд моментов, они принципиальны для жителей
Приднестровья и Москвы. Молдова готова к тому чтобы в рамках пакетных
соглашений говорить об аннуляции закона для лиц, имеющих двойное
гражданство, запрещающего занимать государственные должности или быть
депутатами парламентов различных уровней. Также в Молдове понимают
озабоченность приднестровцев и руководства Приднестровья по закону
2005 года «О населенных пунктах левого берега Днестра». Это также может
быть включено в пакет соглашений, и, в принципе, если будут достигнуты
договоренности об объединении Молдовы, этот закон фактически потеряет
какой-либо смысл. Мы считаем, что та ситуация социально-экономическая,
которая сегодня существует в Приднестровье, напрямую бьет по жителям
Приднестровья, 120 тысяч из которых – граждане России. И нас не может
не беспокоить судьба всех жителей Приднестровья, в том числе и наших
граждан. И вчера мы обсуждали и с Евгением Васильевичем, и с Анатолием
Владимировичем невозможность полноценного участия в экономических
проектах предприятий, находящихся на левом береге Днестра. Это и те
элементы блокады, которые по-прежнему существуют в отношении
Приднестровья. В этой связи мы считаем, что выход на соглашение, выход
на единение с правым берегом позволит снять все эти вопросы. Позволит
говорить, что предприятия левого берега получат все возможности,
которых сейчас не имеют. Это и нормальное передвижение товаров через
границу, это и отсутствие двойного декларирования данных товаров, это
и нормальное передвижение путем использования железной дороги,
автомобильного транспорта, это и возможность привлечения и получения
инвестиций. В первую очередь, российских инвестиций. Потому что,
безусловно, говоря об инвестициях, нужно понимать, что, и все мы это
прекрасно понимаем, бизнесмены считают деньги. Никто не будет
вкладывать в Приднестровье и возвращать затраченные ресурсы и
извлекать прибыль.
Если говорить о желании приднестровских граждан или желании руководства
Приднестровья тем не менее стремиться к суверенитету, признанию,
независимости, то нужно исходить из понимания того, что, несмотря на
желание приднестровцев, несмотря на желание приднестровского
руководства двигаться к этой независимости, такое движение не найдет
поддержки в мировом сообществе. И даже в случае если бы РФ
гипотетически признала данную независимость, то Приднестровье
оказалось бы в международной изоляции, еще более тяжелой, чем это
существует сейчас. Ситуация с жизнью приднестровских жителей еще бы
ухудшилась. Вы все знаете, и поверьте, это беспокоит не меньше, это
искренние слова, - это и низкий уровень пенсий, и низкий уровень
зарплат, это и отток жителей Приднестровья, которые уезжают отсюда,
это в первую очередь молодежь, чтобы получить работу в других странах,
чтобы прокормить свои семьи. Если останавливаться на желании двигаться
в сторону независимости, то в тех условиях, о которых я сказал,
ситуация только будет ухудшаться. Отток людей отсюда будет только
увеличиваться. В этой связи, говоря о тех предложениях, мы в Москве
рассчитываем, что в Тирасполе и в Кишиневе найдут в себе силы и при
посредничестве России, и при посредничестве других стран, международных
организаций, тем не менее, идти к желаемому результату.
…Мы видим решение тем путем и тем образом, о
котором я сказал. В отношении миротворческого контингента моя позиция,
позиция Государственной Думы, схожа с позицией, если не абсолютно
идентична, с позицией российского руководства. Российская Федерация
никогда не держалась, не держится и не будет держаться за данный
миротворческий контингент. Наш миротворческий контингент здесь и
Объединенная группа вооруженных сил будут находиться до тех пор пока:
а) не будет достигнут политическим мирным путем вопрос в отношении
Приднестровья тем или иным образом, опять же, никто вас не подталкивает
к объединению с Кишиневом. Это ваше суверенное право, это право вашего
народа. Мы лишь излагаем свое видение. И второе – до тех пор, пока
здесь будут склады с вооружением. Как только первое и второе будет
снято, российские войска отсюда немедленно будут выведены.
... Дорогие друзья, я излагаю позицию России, которая, как мне
кажется, наиболее сейчас приемлема и позитивна для
приднестровских перспектив. А конечное слово, безусловно, остается за
вами, за законодателями, за приднестровским народом, за Президентом.
Мы лишь излагаем то, как мы видим в Москве. В отношении того, что вы
сказали, что ждете от России, надеетесь, вы были бы, безусловно,
правы, если бы мы жили в рамках Советского Союза и Москва бы
принимала решения на территории Советского Союза. Но Москва не
является определяющей на планете. Это не монополярный мир, где бы
Российская Федерация занимала бы главенствующую позицию. И мы должны
исходить из норм международного права, из того баланса сил, который
есть. Поэтому нам кажется, что такой вариант наиболее перспективный.
Всем огромное спасибо.
…Вот коротко о нашей позиции. О цели моего приезда: цель приезда
ознакомительная. Я впервые в Приднестровье. Хочу своими глазами увидеть
и услышать то, что здесь происходит. И Государственная Дума хочет
принять участие в урегулировании данной проблемы. В этой связи,
работая с представителями в Кишиневе, я встречался там с руководством
Молдовы, с Президентом, с председателем парламента, с рядом министров.
Здесь я благодарен Президенту Игорю Николаевичу Смирнову, за то, что
удалось встретиться с ним и довести нашу позицию. И благодарен Евгению
Васильевичу Шевчуку, благодарен всем вам, еще предстоит ряд встреч с
представителями партий.
… В отношении референдума, безусловно, мнение граждан нужно учитывать.
Хотелось бы одну ремарку: здесь был проведен референдум по позиции
приднестровцев в отношении независимости и т.д. Он был один. Очень
важно, как ставится вопрос на референдуме. Так, как был поставлен
вопрос, 96% граждан, естественно, заявили о своей независимости с
последующим возможным присоединением к Российской Федерации. Может
быть, будет проведен другой референдум, где вопросы будут поставлены
по-другому. Говорить: хотите ли вы независимости или объединения в
единое государство с Молдовой. Нужно будет посмотреть, какие там будут
результаты. Но, в любом случае, есть избранный президент, Игорь
Николаевич Смирнов, есть Верховный Совет, который вы все
представляете, и вы, как представители народа, на наш взгляд,
уполномочены решать судьбу собственной республики. Спасибо».
Справочно:
Вопросы, содержавшиеся в бюллетене всенародного референдума 2006 года
1.«Поддерживаете
ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и
последующее свободное присоединение к Российской Федерации?»
«За» - 301 332 тыс. (97,2 %)
«Против» - 5 905 тыс. (1,9 %)
2. «Считаете ли Вы возможным отказ от
независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим
вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?»
«За» - 10 308 тыс. (3,3 %)
«Против» - 294 253 тыс. (94,9 %)
ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Об итогах референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации отмечает, что референдум в Приднестровье 17
сентября 2006 года прошел в полном соответствии с
международно-правовыми нормами и законодательством Приднестровья.
По данным Центральной избирательной комиссии Приднестровья, в
референдуме приняли участие 78,6 процента от числа граждан, имеющих
право голоса, 97,1 процента проголосовавших поддержали сохранение курса
Приднестровья на независимость и его последующее свободное
присоединение к Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы считают, что итоги референдума в
Приднестровье должны быть в полной мере учтены международным
сообществом ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в
данном регионе и справедливого разрешения приднестровского конфликта.
Депутаты Государственной Думы поддерживают усилия по улучшению
экономического положения в Приднестровье и снятию ограничений на
внешнеэкономическую деятельность Приднестровья в соответствии с
Меморандумом об основах нормализации отношений между Республикой
Молдова и Приднестровьем, по обеспечению доступа к российской культуре,
образованию наших соотечественников в Приднестровье. Депутаты
Государственной Думы отмечают важность для обеспечения стабильности и
безопасности в регионе сохранения российских миротворческих сил в
соответствии с ранее достигнутыми договоренностями.
Государственная Дума полагает, что Российская Федерация должна
выстраивать свою политику с учетом свободного волеизъявления народа
Приднестровья.
Москва 6 октября 2006 года
Принято Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации №3560-4 ГД
Пресс-служба ВС ПМР