НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

С-Центр: Цельность подхода Евгения Шевчука

Эксперты // 12:08, 14 апреля 2009 // 3241
Ответы Евгения Шевчука читателям «Ленты.Ру» создают картину цельного подхода председателя ВС ПМР к ситуации в Приднестровье. Особое внимание на взгляд экспертов С-Центра следует обратить на следующие моменты:

- В вопросе выбора между объединением Молдовы и ПМР и иными способами урегулирования Евгений Шевчук опирается на результаты референдума 2006 года, одновременно подчеркивая последовательность позиции России. Председатель ВС ПМР демонстрирует очень трезвый и прагматичный подход, его позицию можно кратко сформулировать примерно так: Россия не навязывает готовых рецептов, она лишь старается усадить стороны за стол переговоров, и способствовать выработке ими общей позиции. А Приднестровье, участвуя в выработке этой позиции и ведя переговоры с Молдовой, должно твердо опираться на волеизъявление своих граждан. Евгений Шевчук подчеркнул, что государственность Приднестровья 18 лет назад обеспечила защиту более чем полумиллиона людей и на деле доказала свое право на существование. «Даже в западной науке стали осторожничать с этим термином – «failed state» («несостоявшиеся государства» – прим С-Центра) -, отметил он.

Вместе с тем, Евгений Шевчук критически оценивает ход переговоров, констатируя, в частности, «полное отсутствие гарантийных механизмов по целому ряду важнейших, уже подписанных приднестровско-молдавских договоренностей».

Несомненно, позиция председателя ВС ПМР является сильной и хорошо продуманной. Вместе с тем, это дает основания задаться вопросом: насколько верна схема переговоров, при которой большая их часть сводится к встрече президентов ПМР и Молдовы?

Да, Приднестровье президентская республика, но Молдова – республика парламентская. Было бы логичнее, чтобы переговоры либо велись в формате пары: президент Приднестровья – председатель парламента Молдовы, либо четверкой: президент и председатель парламента с каждой стороны – и от Молдовы, и от Приднестровья.

По мнению экспертов С-центра, подключение председателя ВС ПМР к ходу переговоров могло бы дать им новый толчок, сдвинуть с места, где они сейчас безнадежно пробуксовывают. Одновременно это раскрыло бы мощный переговорный потенциал председателя ВС ПМР, который в настоящее время в значительной степени остается невостребован.

Весьма взвешенную и конструктивную позицию занял Евгений Шевчук и по вопросу  возможных изменений в Конституцию Приднестровья. Подчеркнув наличие постоянного и конструктивного диалога между исполнительной и законодательной властью, сложившуюся практику совместной выработки ими наиболее важных стратегических решений, председатель ВС ПМР высказал весьма сбалансированную позицию по вопросу ограничения числа возможных президентских сроков. Отметив, что хотя отсутствие ограничений на их количество и не является безусловным критерием недемократичности государства, Евгений Шевчук подчеркнул, что лично он полагает, такие ограничения необходимыми. Его мысль о необходимости периодического обновления всех управленческих структур, несомненно, заслуживает поддержки. По мнению экспертов С-центра, ротация управленческих кадров способна придать внешней и внутренней политики нашей республики необходимые гибкость и динамизм.

Особо следует отметить и позицию председателя ВС ПМР относительно отношений с Россией. Евгений Шевчук выступает за гармонизацию законодательства Приднестровья с российским, и реорганизацию избирательной системы и всего устройства власти по российскому примеру. Председатель ВС ПМР также высоко оценил роль российской экономической поддержки, отметив, что для приднестровцев это не только материальная помощь, но и большая моральная поддержка.

По мнению экспертов С-Центра  устойчивая ориентация Евгения Шевчука на сближение с Россией есть доказательство стратегически продуманной стратегии председателя ВС ПМР, направленной на укрепление приднестровской государственности.

В связи с необходимостью преодоления последствий экономического кризиса, значительное число читателей затронуло в своих вопросах экономическую тематику. И здесь председатель ВС ПМР демонстрирует взвешенный и конструктивный подход.

Оценивая экономические перспективы Приднестровья, Евгений Шевчук напомнил, что помимо экономического кризиса республика испытывает сильнейшее давление со стороны Молдовы, с 2006 года подвергаясь экономической блокаде. Свой вклад в формирование нынешней сложной ситуации внесли также засуха 2007 и наводнение 2008 года.
 
Комплекс антикризисных мер, предложенных Верховным Советом, разумеется, не в состоянии полностью нейтрализовать последствия всех этих бедствий. Но, в отличие от разного рода воздушных замков, он реализуем на практике и способен защитить наиболее уязвимые категории граждан. В республике работает законодательный механизм регулирования цен на социально значимые товары, работы, услуги, причем,  перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством, в Приднестровье, шире, чем в Российской Федерации. Предприятия получают кредиты для погашения задолженностей по налогам, что дает им возможность продолжать работать.
Предусмотрена ответственность работодателя за невыплату заработной платы.

Помимо прямой социальной защиты, Евгений Шевчук, отвечая на вопросы читателей, подчеркнул важность поддержки малого бизнеса и создания благоприятных условия для инвестиций, в частности, путем уменьшения налогов и упрощения различных регистрационных, оформительских и иных административных процедур. Такой подход, по мнению С-Центра хорошо охватывает все аспекты реальной экономической ситуации и свидетельствует о взвешенной и всесторонней проработке председателем ВС ПМР всего комплекса экономических проблем.

 Да, мы признаем, что социально-экономическая ситуация у нас очень сложная, - сказал Евгений Шевчук. - Но я думаю, что непросто найти регион где-либо в мире, который бы при блокированной финансовой системе, когда заблокирована транспортная инфраструктура, перманентно блокируется возможность выхода на рынки, и при всевозможных препонах динамично бы развивался, а уровень жизни достигал бы высоких социальных стандартов.

Решая текущие проблемы, Евгений Шевчук не упускает из поля зрения и более отдаленные варианты развития, стратегически важные для Приднестровья. По мнению председателя ВС ПМР воссоздание возможности осуществления экспортно-импортных операций на основе восстановления судоходства по Днестру при содействии стран-гарантов возможно, и могло бы  придать существенное ускорение экономическому росту нашего государства. По мнению экспертов С-Центра идея, высказанная Евгением Шевчуком, весьма перспективна, и заслуживает глубокой и подробной экономической проработки.

С-Центр