НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Для ведения полноценного диалога с Тирасполем Молдова должна иметь устойчивое правительство

Эксперты // 08:44, 25 марта 2010 // 2066
altОб общественно-политической ситуации в Молдове и некоторых перспективах ее развития корреспондент агентства НИКА-пресс беседует с тираспольским политологом Вячеславом Сириком.

- Вячеслав Анатольевич, теперешняя Молдова в глазах приднестровцев – это что?

- Несомненно, это, прежде всего,  худо-бедно, но все-таки состоявшееся государство.

- Странно, а многие наши политологи и политики частенько позволяют себе публичные ворчания о несостоявшемся до сих пор проекте молдавской государственности.

- Радуйтесь, это честные и отважные люди.  А раз есть в стране такие, то есть и будущее у нее.  Так вот, Молдова  - это государство. Но -  более или менее отдельное от нас, от Приднестровья.

- Уточним. Звучащая из уст тираспольских чиновников формулировка «соседнее государство» отражает суть и перспективы отношений Приднестровья к правому берегу?

- Отражает. Я позволю себе сказать еще точнее – соседнее и другое. Что до отношений к событиям на другом берегу, то тут несколько сложнее. У политической элиты Приднестровья и на верхних этажах власти отмечается понимание, что Кишиневу и Тирасполю вроде бы  надо договариваться. В то же время я бы остудил пыл тех, кто  продолжает утверждать, что приднестровские идеи допускают утрату Тирасполем позиций в переговорном процессе. Полагаю также, что власти ПМР к определенному и непременно стабильному соглашению с Кишиневом в принципе готовы. Основная же масса приднестровцев относится к Молдове, скажем так, ровно. При этом они исключают жизнь с правым берегом в одном государстве. Текущие дела в Кишиневе, кончено же, обсуждаются, дают, не скрою, поводы ерничать. Зная об итогах социологических исследований на обоих берегах, могу сказать, что политические проблемы у жителей Приднестровья и Молдовы вызывают наименьший интерес по сравнению с тем, что именуется грубым, но точным словом «бытовуха». Более того, ссылаясь на собственный опыт и знания, отмечу показательное явление. Когда в силу определенных, т.е. профессиональных обстоятельств заговариваешь в этой среде о политических проблемах, то чаще всего натыкаешься на весьма резку реакцию: «не мешайте нам жить и не морочь нам головы».

- То есть переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем, его подробности и возможные перемены в связи с результатами тех или иных встреч или консультаций мало кого занимает?

- Люди верят, когда слышат, что идет переговорный процесс. Ну, идет себе и идет… И ладно.  Есть и другая сторона вопроса. Мне довелось принимать участие в нескольких дискуссиях, о которых практически ничего не известно широкой публике, и результаты которых очень насторожили даже нас, специалистов. Например, должен ли «молдовенизм»  преобладать в процессе преподавания истории Приднестровья. Или же история Приднестровья – это совершенно отдельный предмет интереса и изучения, и он требует своего осмысления.

- И чем же возникшие вопросы вас насторожили?

- А тем, что не теряют ли власти на обоих берегах Днестра напрасно время, пытаясь разрешить не разрешаемые по своей природе проблемы. И еще. А разрешенные, как им покажется однажды, вопросы, не станут ли в обозримом будущем причиной для новых конфликтов и кризисов? Говоря же о более приземленных аспектах так называемого урегулирования, следует реально оценивать происходящие события  на нашем берегу. Уверен, что только по окончании большого электорального цикла, который завершится в республике к концу будущего года, а затем после определения точных задач в реформировании Конституции ПМР,  Тирасполь способен будет всерьез заниматься всем комплексом урегулирования.

- Происходящие в РМ процессы разве не окажут влияние на перспективы и конечные результаты дискуссий на приднестровские темы?

- Хорошо бы знать, чем у вас все закончиться. Как мне представляется, молдавский парламент будет все-таки распущен;  следует ждать новой избирательной кампании. Тирасполь, я убежден, будет ждать практического ответа на простой вопрос: с кем садиться за стол переговоров и есть ли у этого «кого-то» определенный мандат доверия. Раньше второй половины 2011 года никаких подвижек, думаю,  не произойдет.