НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Андрей Сафонов: Что нас ждёт на Днестре? .... ничего нового

Эксперты // 11:55, 22 февраля 2010 // 2452
altДавайте попробуем опровергнуть мнение о том, что прогнозы – дело неблагодарное. Перед нами – конкретная обстановка на Днестре, в бывшей Советской Молдавии. Она сложилась не сегодня, а конструировалась 20 лет по кирпичику, а иногда и по смачному котельцу. Но нынче момент особенный. В 2000-х годах ситуация на Днестре не развивалась, а тянулась как резина, как кишка. После смены власти в Молдове она начала обваливаться как лавина. Но свято место пусто не бывает, и вот на месте вчерашних реальностей и мифов нас ждут совсем другие.


Мифы и реальности

О мифах и реальностях сказано не для красного словца. Главный миф – абстрактно-теоретическое представление о том, что нормы международного права ценны сами по себе, без их силового и экономического обеспечения. Миф рангом пониже – будто послевоенный мир, базирующийся на Ялтинских и Потсдамских договорённостях ещё жив, хотя и болен. На самом деле мне не раз приходилось говорить и писать, что «великий перелом» 2008 года похоронил всё это окончательно.

«Переломное» признание Косово, Южной Осетии и Абхазии доказали: от минимально единых стандартов в международных отношениях крупные и не очень страны и международные организации перешли к прагматическим соображениям собственной выгоды. В какой-то мере, перед нами Ренессанс военно-политических методов второй половины 19 или первой половины 20 века. Мир вновь делится на группы союзных и враждебных стран, вновь начинает торжествовать блоковый подход. Если у тебя есть возможность этим воспользоваться, то грех, господа, упустить такой шанс!

По сути дела, добавив к этому всемирный экономический кризис, неблагополучную экологию и многое иное, видишь, что весь мир превращается в кипящий котёл, с которого, того и гляди, сорвёт крышку. Поистине достойное место в европейской части этого котла занимает бывшая Молдавская ССР, на месте которой после распада Советского Союза возникли Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика. Такова уже не миф, а реальность. Этим постсоветским государствам уже 20 лет, и выросли поколения молодых людей, не помнящих ни Советский Союз, ни единую Молдавию.

20 лет между берегами Днестра не менялись отношения неурегулированности конфликта. Но с 2009 года нагрянули новые перемены: в ПМР президент и Верховный Совет схватились в борьбе за власть, а в Молдове после событий 7 апреля струсившее коммунистическое руководство уступило на пустом месте власть прорумынским силам. Это создало новую обстановку и в молдавско-приднестровских отношениях.

Ничего нового

ПМР обладает собственной армией и прочими силовыми структурами, да вдобавок прикрыта российскими войсками в виде миротворцев и ОГРВ – Оперативной Группы Российских Войск в Приднестровье. Уже только это делает крайне трудным для Молдовы с её потенциальными союзниками, и невозможным для неё одной, без союзников, разгромить ПМР и установить контроль над её территорией. Но пока у власти в Кишинёве были коммунисты, к которым союзная Тирасполю Россия относилась в целом терпимо, использовать по-крупному жупел военной опасности приднестровская пропаганда не могла. Теперь всё изменилось, поскольку правящий Альянс за европейскую интеграцию является откровенно правым по своему духу объединением. В самом деле, Либеральная Партия с президентом-спикером Михаем Гимпу – это откровенные прорумынские унионисты; либеральные демократы премьера Владимира Филата тоже близки к Бухаресту, только более изощрены, нежели их радикальные коллеги. «Наша Молдова» Серафима Урекяна также правая партия, но она вдобавок раздирается борьбой и её влияние на дела в стране слабо. А центристы во главе с Марианом Лупу заблокированы общими усилиями и правых и коммунистов; сам Лупу не стал президентом, и перспективы его туманны.

На этом фоне Тирасполь выдвинул аргумент: в Молдове к власти пришли идейные наследники тех, кто развязал националистическую вакханалию в конце 80-х и войну в начале 90-х. Ну, а сам М.Гимпу – не наследник, а ветеран движения за объединение с Румынией того периода. Это ли не дар Божий для руководства ПМР?

Правое руководство Молдовы стало жертвой собственных постулатов. Оно даже сделало шаг назад от предложений Владимира Воронина, который пусть и на короткий период, но решился произнести слово «федерализация». Теперь правые говорят максимум о «широкой автономии», но это нереально. Нереально после признания упомянутых трёх республик и после войны 1992 года, которую тогдашние кишинёвские правые лидеры Молдовы не выиграли. Унитарные предложения в Тирасполе даже не станут обсуждать.

Поэтому можно предположить, что в ближайший год ситуация на Днестре останется прежней, если иметь в виду существование отдельных друг от друга ПМР и РМ.

Ясно и то, что приход правых в Кишинёве решил и для России важную задачу: у неё теперь есть веский довод, чтобы даже не обговаривать всерьёз вариант вывода своих войск с берегов Днестра. Коль скоро руководители Молдовы чувствуют себя, по их собственному выражению, в Бухаресте как дома, то и россияне чувствуют себя так же в Тирасполе.

Операция «Расчленение»?

Слова и дела новых лидеров Молдовы наталкивают на мысль, что они играют очень азартную и рискованную игру, пытаясь самостоятельно перехватить инициативу в деле закрепления распада бывшей Молдавской ССР. В самом деле, с сентября 2009 года, когда Владимир Воронин покинул пост президента, Михай Гимпу и Владимир Филат соревнуются в высказываниях, призванных насторожить или даже разозлить приднестровцев. Они предлагают в Конституции официально наименовать государственный молдавский язык румынским, ввести в учебных заведениях курс «Истории румын», воздвигнуть перед Парламентом памятник так называемым «жертвам» событий 7 апреля, а, фактически, путчистам, пытавшимся с использованием символики Румынии захватить власть в Молдове. От слов в Кишинёве перешли к делам: жёстко «зачищаются» госструктуры от сторонников Партии Коммунистов; на допрос вызываются силовики, защищавшие, пусть и неудовлетворительно, в апреле 2009-го порядок в молдавской столице, прижимаются русскоязычные СМИ; быстро и решительно (когда надо) меняется в соответствии с нуждами правящего АЕИ законодательство…

Впору спросить: даже если лидеры страны верят в справедливость своих шагов, то неужели они не видят, что всё это действует на рядовых жителей ПМР (не говоря уже о руководстве Тирасполя) как сильнейший раздражитель? Вспомним, как говаривал Герцог из «Того самого Мюнгхаузена»: «Я тоже не люблю Англию, но я сижу и помалкиваю». Выставляя свои слова и дела напоказ, правое руководство РМ создаёт ситуацию, при которой сближение Молдовы и Приднестровья становится невозможным в ближайшей перспективе, и крайне маловероятным – в отдалённой.

Эту эстафету подхватывает руководство ПМР. Заявление президента Игоря Смирнова о том, что Кишинёв до сих пор не ответил на предложенный Тирасполем проект «Договора о дружбе и сотрудничестве между ПМР и РМ» даёт понять: никаких конкретных шагов по потеплению отношений с Молдовой Тирасполь не ждёт и в своей политике из этого не исходит. Ведь даже самая что ни на есть пророссийская власть Кишинёва не подпишет с Приднестровьем Договор, каковой подписывается между равно признанными на международной арене странами.

Вот почему я делаю предварительный вывод: нынешнее, правое руководство Молдовы, олицетворяемое властным дуэтом спикера-президента Михая Гимпу и премьера Владимира Филата, не заинтересовано в реальном воссоединении бывшей Молдавской ССР на какой-либо основе, за исключением чисто унитарной. То есть, их устроила бы по внутреннему устройству та Молдова, которая была при Советской власти, но близкая к Бухаресту, а не к Москве. Но поскольку, как опытные и умные люди, они понимают, что это невозможно, то перед нами, скорее всего, своеобразное послание: идите своим путём, не тормозите нам заключение различных партнёрских соглашений с ЕС.

Сигнал принят

В конце декабря 2009-го и начале января 2010 года нельзя было не обратить внимание на характерные высказывания приднестровских парламентариев.

В интервью информационному агентству «REGNUM» бывший Председатель Верховного Совета ПМР, руководитель партии парламентского большинства и оппонент президента Игоря Смирнова Евгений Шевчук заявил, что отстаивает то, что и весь приднестровский народ: независимую, экономически процветающую ПМР.

Председатель нынешний, Анатолий Каминский, на встрече с журналистами также был прям. Наш курс, сказал он, это международное признание независимости Приднестровья.

В чём тут соль? Дело в том, что раньше некоторые, особенно молдавские, аналитики во внешнеполитических вопросах противопоставляли «непримиримую» позицию президента Игоря Смирнова и «умеренную», «компромиссную» позицию депутатского корпуса ПМР. Этим особенно увлекались кабинетные авантюристы из окружения экс-президента Молдовы, приведшие собственную партию и шефа к потере власти. Мол, приднестровский бизнес и Верховный Совет надавят на И.Смирнова, заставят его уйти в отставку, а там Тирасполь подпишет соглашение с Кишинёвом на основе унитарного молдавского закона от 22 июля 2005 года.

Теперь же видно, что позиции президента и Верховного Совета ПМР по отношению к Молдове ничем друг от друга не отличаются. И те, и другие ссылаются на итоги референдума от 17 сентября 2006 года и говорят о независимости и сближении с Россией. И в такой консолидированной позиции есть доля нашей заслуги, могли бы с гордостью сказать товарищи Гимпу, Филат и другие.

Я вижу железную логику этих событий. Правому молдавскому руководству приднестровские избиратели, для которых Румыния – как соль в глаза (даже с перебором, благодаря тираспольской пропаганде), не нужны. На первую половину 2010 года у Кишинёва на первом месте – запуск реальных переговоров об ассоциации между Молдовой и Евросоюзом. Здесь же присутствуют интересы Румынии, которая видит себя «главным адвокатом» Молдовы в ЕС. Если в РМ правые могут обеспечить в ходе работы с населением более-менее благоприятную общественную атмосферу на сей счёт, то Приднестровье в этой схеме окажется явно пятым колесом в телеге.

Теперь представим, что в 2010 или 2011 годах в Молдове могут состояться досрочные парламентские выборы. Приднестровский электорат ни М.Гимпу, ни даже В.Филату уж точно ни к чему. Многие избиратели ПМР, особенно молодые, случись общие парламентские выборы, уже не проголосовали бы за коммунистов. Но за унионистов не проголосовал бы вообще никто. Поэтому для закрепления своей власти правые (либералы и либерал-демократы) сделают всё, чтобы приднестровцы не участвовали в молдавских выборах.

Переломить настроения в ПМР в свою пользу (хотя бы частично) Кишинёв мог бы, если бы добился в ходе переговоров с Евросоюзом либерализации для граждан РМ визового режима или введения безвизового. Тогда приднестровцы с молдавскими паспортами могли бы легко приезжать в страны ЕС. Но когда это будет и будет ли вообще? Во всяком случае, до новых парламентских выборов в Молдове, призванных окончательно решить вечный вопрос «кто кого?», такого соглашения ждать не приходится. А, значит, никакого политического договора об урегулировании между Кишинёвом и Тирасполем не будет в принципе.

Своя рубашка ближе к телу

В 2009 году Молдова, а с 2010 года и ПМР вошли в длительный выборный цикл. Когда пройдут новые парламентские выборы в Молдове - вообще непонятно. В ПМР 28 марта состоится голосование в местные органы власти, а в декабре решится, кто пройдёт в новый Верховный Совет. На обоих берегах Днестра те, кто принадлежат к власть имущим и старающимся сохранить своё положение, пуще всего будут бояться получить обвинения в предательстве национальных интересов. Это всё не очень способствует открытому призыву к поиску компромисса.

О противоречиях между участниками переговорного формата «5+2» мы не будем здесь говорить, так как это – отдельная тема. Хочется лишь подчеркнуть, что с каждым новым месяцем, проходящим при укреплении в Молдове прорумынских сил и продолжающейся блокаде Мариана Лупу как кандидата в президенты, эти противоречия меньше не становятся. Поэтому Москва уж точно не станет подталкивать приднестровских партнёров к подписанию политического документа об урегулировании с тандемом Гимпу-Филата. С президентом Марианом Лупу – ещё как-то можно себе представить. Но укреплять на молдавском престоле своими руками правое руководство Кишинёва она не станет.

В качестве компромисса с Евросоюзом россияне могут влиять на Тирасполь, да и на Кишинёв в деле укрепления мер доверия и работы экспертных групп. Снижение уровня вооружений сторон, транспортное сотрудничество, экология, медицина - это благодатные поля для сотрудничества Молдовы и Приднестровья, ибо не связывают последних никакими политическими обязательствами, но сохраняют им полную свободу рук. Приднестровцы, думается, это учитывают в полной мере.

Наконец, в Тирасполе наверняка сегодня рассматривают молдавское руководство как неконсолидированное и, как следствие этого, не вполне договороспособное. Приднестровские власти тщательно отслеживают разноголосицу в Кишинёве. В том числе, когда президент-спикер М.Гимпу и премьер В.Филат выступают за румынский государственный язык, а находящийся без должности М.Лупу вяло пытается им оппонировать. Поэтому правомерна мысль: до новых парламентских выборов в Молдове ни на какие кардинальные политические соглашения Тирасполь с действующим руководством Молдовы однозначно не пойдёт. А тандем Гимпу-Филата, в свою очередь, вряд ли сегодня может отступить от унитарного подхода к урегулированию.

Таким образом, и ПМР и РМ в ближайшие месяцы сосредоточатся на решении задач выхода из экономического кризиса и внутреннего обустройства. Какой-то формальный диалог, возможно, будет вестись, поскольку Тирасполь опасается, что молдавская сторона попробует заблокировать выход приднестровских предприятий на рынки ЕС. Кишинёв же, напротив, опасается, что дальнейшее поправение в форме румынизации Молдовы может подстегнуть Кремль вновь начать увязывать подход к ПМР с подходом к Абхазии и Южной Осетии. Боятся в Кишинёве и роста лояльности Украины в отношении Приднестровья – ведь в Киеве существенно раздражены неуступчивостью Молдовы, которая хочет и выход к морю сохранить и трассу в районе Паланки украинцам не отдать.

Словом, ближайший как минимум год будет периодом ожидания. Стороны конфликта, а также гаранты, посредники и наблюдатели будут делать вид, что работа по урегулированию не стоит на месте. Мы будем делать вид, что им верим.


Андрей Сафонов

Президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья, президент Фонда «Центр стратегических исследований и инициатив «Юго-Восток», Тирасполь.

www.materik.ru