НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Сергей Лавров: И в европейских, и в мировых делах пришло время «собирать камни»

В мире // 12:15, 3 декабря 2009 // 1815
altВыступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова перед греческой общественностью, Афины, 2 декабря 2009 г.


«Ситуация в «Евро-Атлантике и российско-греческие отношения»


Уважаемые дамы и господа, друзья,

В мире, думаю, найдется немного стран, которые связывала бы такая давняя история искренней дружбы, как Россию и Грецию. Российско-греческие отношения всегда строились на прочной основе доверия и взаимной симпатии наших народов. Они и сегодня продолжают уверенно развиваться, наполняются новым содержанием, отличаются высоким уровнем взаимопонимания в самых различных областях.

Обращаясь к прошлому, можно без преувеличения сказать, что чувства дружбы и взаимного уважения заложены у наших народов чуть ли не на генетическом уровне. Уверен, что нас вряд ли можно заставить отказаться от этой проверенной общности исторических судеб и ценностей, которая проявляется и в созвучии интересов наших стран и сегодня.

На Русь из Византии пришло православие, а вместе с ним – многие культурно-цивилизационные черты, оказавшие влияние на формирование нашей национальной самобытности, включая государственное устройство, философию, живопись, принципы градостроительства.

Не осталась в долгу и Россия. Немало греков нашли у нас свою вторую Родину, находились на российской государственной службе. Самый яркий пример – судьба Иоанниса Каподистрии, первого правителя независимого греческого государства, который на протяжении ряда лет фактически руководил деятельностью российского МИД, занимая ключевой пост статс-секретаря по иностранным делам.

Российская дипломатия активно содействовала подготовке и принятию конституции Республики Семи островов – прообраза греческого национального государства. В дальнейшем наша страна поддержала греков, развернувших национально-освободительную борьбу за обретение государственной самостоятельности.

Победа в Наваринском сражении, одержанная российской средиземноморской эскадрой, способствовала созданию условий для начала переговоров о предоставлении греческому народу независимости. Установление в 1828 году дипломатических отношений между Россией и греческим государством стало еще одним подтверждением взаимоуважения и стремления к развитию сотрудничества между двумя странами и народами.

С тех пор на протяжении уже 180 лет Россия и Греция никогда не враждовали. В ходе двух мировых войн мы были союзниками, совместными усилиями способствовали достижению общей Победы над фашизмом, 65-летие которой весь мир будет отмечать в мае будущего года. Греческий народ с оружием в руках, ценой огромных жертв оказывал сопротивление фашистской военной машине. Знаем, как бережно относятся в Греции к памяти героического военного поколения, отстоявшего ценности цивилизации, защитившего свои семьи и народы, право на суверенное развитие и саму жизнь.

В наши дни порой забывают о том, сколько было упущено шансов организовать коллективный отпор планам по установлению нацистской гегемонии в Европе. Многим казалось предпочтительным постараться направить германскую агрессию на Восток. Сегодня некоторые деятели открыто заявляют, что коллаборационисты, по сути - соучастники нацистских преступлений, «имели право бороться за независимость» в нацистской форме. Обо всем этом надо помнить, когда мы слышим фальшивый тезис о равной ответственности гитлеровской Германии и Советского Союза за сползание нашего континента в военную пропасть. Цинично проводить параллели между теми, кто ставил своей целью уничтожение целых народов, и освободителями Европы от коричневой чумы.

Россия – за честное отношение к истории. XX век оставил глубокие раны в памяти народов Европы и всего мира. Революции, перевороты, две мировые войны, нацистская оккупация, трагедия Холокоста, эпоха тоталитарных режимов, которые бесцеремонно обращались с гражданскими правами и политическими свободами, навязывали унифицированное, обязательное для всех единомыслие. Но никто не мог отнять у людей внутреннюю свободу, которая и стала главной движущей силой перемен в Советском Союзе и Европе в целом. К сожалению, послевоенное развитие пошло по пути распада Антигитлеровской коалиции, по пути «холодной войны», геополитические императивы которой создали разделенную Европу.

Трагические события 30-40-х годов прошлого века содержат в себе серьезные уроки для всех. Умиротворение агрессора, бич национализма, идеи о возможности одних народов жить за счет порабощения других, о том, что кто-то имеет больше прав на «жизненное пространство», рано или поздно оборачиваются против их авторов, а сопротивление большому злу требует своевременных коллективных усилий.

Но есть и еще один урок, вытекающий из многострадальной истории Европы. Весь опыт межвоенного периода – от Версальского мира до начала Второй мировой войны – убедительно свидетельствует о невозможности создания в Евро-Атлантике эффективной системы коллективной безопасности без участия России, европейских стран и США. Такой подход особенно актуален сегодня, когда наша страна прочно встала на путь демократического развития и прагматичной, деидеологизированной внешней политики. Мир на наших глазах стремительно меняется, и в этих условиях императивом становится гармонизация международных отношений, взаимное сближение и взаимопроникновение культур и экономик.

Стремление к формированию на евроатлантическом пространстве системы неделимой безопасности лежит в основе выдвинутой

Президентом Д.А.Медведевым инициативы заключения юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Ее суть – превратить в юридические обязательства одобренные ранее в ОБСЕ и Совете Россия-НАТО политические договоренности о неукреплении безопасности одной страны за счет других. Сделай мы это раньше – и, возможно, не было бы ни Кавказского кризиса прошлого года, ни поддержки односторонне провозглашенной независимости Косово.

Россия не предлагает разрушать действующие в Европе структуры и институты, будь то НАТО, ОБСЕ и др. Мы приглашаем не только государства евроатлантического региона стать участниками Договора, но и сами организации, включая НАТО, ОБСЕ, ЕС, СНГ, ОДКБ, т.е. все те структуры, которые действуют в Евро-Атлантике в сфере военно-политической или, как еще говорят, жесткой безопасности.

Речь идет о создании единого правового поля безопасности в Евро-Атлантике. Надежные и равные гарантии безопасности всем странам независимо от того, принадлежат ли они к военным союзам, обеспечили бы общую систему координат, обязательную как для государств, так и для действующих здесь международных организаций.

На днях мы распространили проект Договора о евробезопасности для изучения всеми заинтересованными сторонами. Президент России Д.А.Медведев направил его вместе со своим устным посланием всем руководетелям государств Евро-Атлантики, всем исполнительным главам перечисленных мною организаций. Рассчитываем на конструктивную и конкретную реакцию по существу нашей инициативы. Неправильно, когда политические декларации, принятые на самом высоком уровне, не переводятся на язык практических действий. А сделать это можно путем превращения этих деклараций в юридические обязательства.

Сегодня очевидна и важность разработки четких правил предупреждения и мирного урегулирования конфликтов на основе достижения договоренностей между сторонами, без односторонних решений и при уважении согласованных переговорных и миротворческих форматов. Урегулирование должно осуществляться поэтапно – обязательства по неприменению силы, меры укрепления доверия, налаживание диалога между сторонами. Опыт конфликтов на Балканах и в Закавказье убедительно показал, к чему ведут нарушения упомянутых принципов, применение двойных стандартов. Начинать нужно с неприменения силы. Последние три года, задолго до того, как Президент Саакашвили отдал приказ убивать югоосетин, которых он считал своими гражданами, в рамках механизмов, которые были согласованы между грузинами и югоосетинами, абхазами и которые были одобрены в ООН и ОБСЕ, мы предлагали, чтобы стороны этих конфликтов заключили договоренность о неприменении силы. Тбилиси отказался это делать, и теперь мы понимаем почему. Видимо, планы по использованию силы все-таки были. Это нас очень тревожит и печалит. Сейчас мы убеждены, что дискуссии, которые начались и продолжаются в Женеве в соответствии с планом Медведева-Саркози и которые посвящены стабильности в Закавказье и обеспечению законных прав беженцев и перемещенных лиц, должны обязательно помочь разработать договоренности о неприменении силы. Это первый шаг к установлению доверия и стабилизации обстановки. Рассчитываю, что он будет сделан.

Преодоление все еще ощутимой инерции раскола, произошедшего в годы «холодной войны», – в ее военном, политическом, идеологическом и иных измерениях – должно быть результатом совместного осмысления новых реалий глобализирующегося мира. Не перестроив евроатлантическую политику на коллективных и правовых началах, не перешагнув через конфронтационные подходы прошлой эпохи – которые, кстати, тянут за собой и логику «бесконечных» волн расширения НАТО – мы не поднимемся на уровень, необходимый для решения стоящих перед нами реальных общих проблем – от терроризма и организованной преступности до энергетической безопасности и изменения климата.

О том, что многие в Европе начинают всерьез задумываться об этом, свидетельствуют полезные дискуссии, которые состоялись в ходе только что завершившегося в Афинах заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ.

Мы поддерживаем разворачивающийся обмен мнениями в рамках «корфуского процесса», инициированного греческим председательством в ОБСЕ. Считаем, что предусмотренное «процессом Корфу» повышение эффективности ОБСЕ в контексте всеобъемлющего подхода давно назрело. В этих целях Россия предлагает ускорить принятие Устава ОБСЕ и ясных правил ее деятельности во всех областях в соответствии с принципами Хельсинкского заключительного акта.

И в европейских, и в мировых делах пришло время «собирать камни». С приходом администрации Б.Обамы открылись возможности для выправления российско-американских отношений на принципах равноправия и учета интересов друг друга, и эти возможности уже реализуются на основе договоренностей Президентов России и США. В Женеве идет работа над проектом нового Договора по СНВ. В нем будут предусмотрены беспрецедентные шаги по дальнейшему понижению уровня ядерных потенциалов. Убежден, что это пойдет на пользу и российско-американским отношениям, и общемировой глобальной стратегической стабильности. Договоренности Президентов России и США по другим вопросам, включая торгово-экономическое, культурное и др. сотрудничество также реализуются на практике. Была создана президентская комиссия по российско-американским отношениям. В этой комиссии более дюжины рабочих групп, все они уже провели свои встречи или проведут до конца этого года. А затем мы вместе с Х.Клинтон как координаторы этой комиссии будем докладывать Президентам о выполнении их поручений и будем просить новых поручений по дальнейшей работе.

Мы готовы и к конструктивному сотрудничеству в рамках Совета Россия-НАТО, работа которого была заморожена не по нашей инициативе. Думаю, это было сделано неправильно. СРН для того и создавался, чтобы обращаться к сложным проблемам. Если бы он работал только лишь в безоблачную погоду, то ценность такого механизма была бы едва ли значительной. Наши партнеры пересмотрели свое решение о замораживании отношений Россия-НАТО. Уже состоялась неформальная министерская встреча на Корфу. Она была полезной. 4 декабря в Брюсселе мы проведем официальное заседание Совета Россия-НАТО после достаточно длительной паузы. К заседанию готовится пакет документов о нашей совместной дальнейшей работе, о тех принципах, которые мы хотим продвигать в рамках СРН. Считаю, что у нас есть все шансы создать условия для того, чтобы отношения между Россией и НАТО вышли на качественно новый взаимовыгодный и равноправный уровень, позволяющий более эффективно вносить вклад в решение проблем евроатлантической безопасности. Потому что без таких игроков на этом пространстве, как НАТО, Россия, едва ли можно всерьез обсуждать какие-либо идеи, связанные с военно-политической безопасностью на нашем континенте.

Одной из несущих опор новой Европы без разделительных линий призвано стать наше стратегическое партнерство с Евросоюзом. Твердо настроены на всестороннее развитие связей по всем направлениям, учитывая роль России и ЕС как крупнейших геополитических образований на европейском континенте. В перспективе значимость нашего взаимодействия будет лишь возрастать, что подтверждают продуктивные итоги саммита Россия-ЕС в Стокгольме.

Мы признательны греческим друзьям за действенную поддержку более тесной интеграции России и Европейского союза. Уместно напомнить в этой связи о том, что ныне действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС было подписано на острове Корфу именно в период греческого председательства в Евросоюзе в 1994 году. Видимо, Корфу – это район позитивной энергетики, где можно договариваться по целому ряду самых разных вопросов. Действующее соглашение за последние 15 лет, конечно, немного отстало от жизни. Наше партнерство стало гораздо глубже. Сейчас мы работаем над новым договором между Россией и ЕС о стратегическом партнерстве, который зафиксирует новое качество взаимодействия с Евросоюзом, в том числе с учетом тех изменений, которые произошли внутри самого Европейского союза в связи со вступлением в силу Лиссабонского договора.

Один из важных компонентов российско-греческого партнерства – совпадение или близость взглядов на ключевые проблемы современности. Мы едины в необходимости строгого соблюдения универсальных норм и принципов международного права, в понимании объективных процессов формирования полицентричного миропорядка, в неприятии односторонних, а тем более – силовых методов урегулирования региональных конфликтов.

Мы активно взаимодействуем в ООН, Совете Европы, ОБСЕ, в рамках организации Черноморского экономического сотрудничества и других международных форумов. Сфера нашего сотрудничества постоянно расширяется и охватывает множество вопросов, в том числе касающихся обеспечения безопасности, борьбы с международным терроризмом. Заинтересованы в укреплении координации наших шагов.

Примером конструктивного политического взаимодействия России и Греции является кипрское урегулирование. Наши страны твердо выступают за то, чтобы все усилия, которые прилагаются в целях выхода на договоренности, основывались на международном праве, на соответствующих резолюциях СБ ООН. Международное сообщество, в первую очередь в лице миссии «добрых услуг» Генсекретаря ООН, должно помогать организовывать работу, стимулировать движение сторон к согласию, но ни в коем случае не навязывать какие-то придуманные решения и не устанавливать искусственных сроков достижения согласия. Мы приветствуем тот процесс, который сейчас развивается в рамках контактов между Президентом Кипра Д.Христофиасом и турко-кипрским лидером М.А.Талатом. Они работают друг с другом по принципу «не навреди» и решают конкретные, пусть и не самые главные проблемы, а тем самым укрепляется доверие. Только так можно двигаться к согласию.

Между нашими странами ведется активный политический диалог. Переговоры на уровне глав государств и правительств задают ритм нашему двустороннему взаимодействию, определяют приоритетные направления приложения общих усилий.

Стабильность и долговременную перспективу отношениям в экономической сфере придает реализация совместных стратегических проектов, в первую очередь в области энергетики.

События последних лет подтверждают правильность стратегического выбора в пользу проекта «Южный поток». Наша совместная работа по его скорейшей реализации позволит обеспечить диверсификацию маршрутов поставок российских энергоносителей в Западную Европу, в том числе Грецию, избежать ситуаций, когда страны-потребители оказываются заложниками внутриполитической ситуации в странах-транзитерах. Российская сторона вносит весомый вклад в разитие газовой инфраструктуры Греции.

Хорошие перспективы у наших связей в военно-технической сфере, науке и технике, в областях культуры, туризма. Историко-духовная общность создает условия для особой восприимчивости россиян и греков к культурным достижениям друг друга, закладывает прочные основы для наращивания взаимодействия в сферах образования и информации. В ходе встречи с Г.Папандреу мы подробно обсуждали эту тему и договорились подготовить новое соглашение о культурном и научном сотрудничестве, договорились в 2013 и 2014 годах обменяться крупными мероприятиями: Год российской культуры в Греции и Год греческой культуры в России. Также договорились о том, что наши политологи более активно общались бы друг с другом, обсуждали и вопросы безопасности, и другие политические темы, привлекающие внимание экспертов.

Особо признательны греческому руководству за позицию, которую сегодня подтвердил Г.Папандреу. Он сказал, что будет всячески поддерживать русский язык в Греции. Семьи, которые говорят по-русски и хотят, чтобы их дети говорили по-русски, должны получать максимальную поддержку от государства. Считаем это очень важным для дальнейшего поддержания нашей духовной, исторической и человеческой близости.

Добрые отношения между Россией и Грецией – наше общее достояние. Воспринимаем Грецию как проверенного друга и надежного партнера. Думаю, что наши отношения не только не утратят динамику последних лет, но и получат новое развитие. Уверен – общими усилиями мы сможем вывести наше взаимодействие на еще более высокий уровень, на благо каждого из наших государств, на благо дружбы между нашими народами, на благо стабильности в этой части Европы и на континенте в целом.

Хотел бы выразить искреннюю признательность Обществу российско-греческой дружбы, другим общественным организациям, которые представлены здесь сегодня, за эту возможность рассказать о том, как мы смотрим на развитие двусторонних отношений, как мы видим перспективы укрепления безопасности в Европе. Я просил бы еще раз передать мою искреннюю благодарность и Президенту, и Премьер-министру Греции за добрые приветствия, которые они направили в адрес нашего сегодняшнего мероприятия. Это не формальные приветствия – они наполнены содержательным отношением к нашим связям. Наверное, вы обратили внимание, что по большинству вопросов мы думаем одинаково. Гарантирую, что мы заранее ни с Президентом, ни с Премьер-министром Греции не согласовывали наши выступления. Но если в чем-то они совпали, то это отражение объективной реальности. Так оно есть и будет долгие годы.

Пресс-служба МИД РФ