НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI на XXIV Всемирный День Молодежи (5 апреля 2009)

Религия // 18:58, 1 апреля 2009 // 1829
Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI на XXIV Всемирный День Молодежи (5 апреля 2009)
25 марта 2009
Дорогие друзья,
В предстоящее Вербное Воскресенье мы будем отмечать на епархиальном уровне XXIV Всемирный День Молодежи. В то время как мы готовимся к этому ежегодному празднику, я вновь вспоминаю с глубокой благодарностью ко Господу о встрече, которая состоялась в Сиднее в июле прошлого года: об этой незабываемой встрече,  во время которой Святой Дух обновил жизнь очень многих молодых людей, съехавшихся со всего мира. Радость праздника и духовное воодушевление, пережитые в те дни, стали красноречивым знаком присутствия Христова Духа. А теперь мы держим путь к международной встрече, которая состоится в Мадриде в 2011 году на тему апостола Павла: "Укорененные и укрепленные во Христе, крепкие в вере" (ср. Кол 2,7). В виду этой всемирной встречи давайте вместе пройдем подготовительный путь, размышляя в 2009 году над утверждением св. Павла: "Мы уповаем на Бога Живого" (1 Тим 4,10), а в 2010 году над вопросом богатого юноши к  Иисусу: " Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? " (Мк 10,17).
Юность, время надежды
В Сиднее наше внимание было сосредоточено на том, что Святой Дух говорит сегодня верующим, и особенно вам, дорогие юноши и девушки.  Во время заключительной Мессы я призвал вас позволить Ему сформировать вас, чтобы вы были посланниками божественной любви, способными построить будущее надежды для всего человечества. Вопрос надежды действительно стоит в центре нашей жизни и нашей христианской миссии, особенно в современную эпоху. Мы все ощущаем потребность в надежде, но не в любой надежде, а в такой надежде, которая была бы прочной и достоверной, как я подчеркнул в энциклике  Spe salvi. Юность - это особое время надежд, поскольку она смотрит в будущее со множеством ожиданий. Молодежь живет идеалами, мечтами и замыслами; юность - это время, когда постепенно приходят к решающему выбору на всю оставшуюся жизнь. И, может быть, также поэтому она является временем жизни, когда перед человеком возникают настойчивые вопросы о главном: зачем я родился? Какой смысл имеет жизнь? Что будет с моей жизнью? А также: как достичь счастья? Почему существуют страдание, болезнь и смерть? Есть ли что-то по ту сторону смерти? Эти вопросы становятся неотступными, когда приходится сталкиваться с препятствиями, которые иногда кажутся непреодолимыми: трудности в учебе, отсутствие работы, непонимание в семье, кризис в дружеских отношениях или в создании семьи, болезни или инвалидность, отсутствие необходимых средств как следствие нынешнего обширного экономического и социального кризиса. Тогда мы спрашиваем себя: где черпать надежду и как хранить живым в сердце ее огонь?
В поисках "великой надежды"
Опыт показывает, что личных качеств и материальных благ недостаточно, чтобы обеспечить ту надежду, в постоянных поисках которой находится человек. Как я писал в вышеупомянутой энциклике Spe salvi, политика, наука, техника, экономика и любой другой материальный ресурс сами по себе недостаточны, чтобы дать  великую надежду, к которой мы все стремимся. Этой надеждой "может быть только Бог, объемлющий вселенную, Который может предложить нам и подарить то, чего мы сами не можем достичь" (п. 31). Вот почему одним из главных последствий забвения Бога является очевидная растерянность, которая знаменует наши общества, приводя к одиночеству и насилию, к неудовлетворенности и утрате доверия, нередко выливающиеся в отчаяние. В связи с этим четкий и мощный призыв исходит к нам от Слова Божия: "Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе" (Иер 17,5-6).
Кризис надежды легче поражает новые поколения, которые в социально-культурных контекстах лишены твердых убеждений, ценностей, прочных ориентиров, они сталкиваются с трудностями, которые кажутся выше их сил. Мои дорогие друзья, я имею в виду многих ваших сверстников, раненых жизнью, обусловленых личностной незрелостью, которая зачастую является следствием отсутствия доверительных отношений в семье, серьезных пробелов в воспитании, а также негативного травматического жизненного  опыта. Для некоторых - и таких, к сожалению, немало, - почти неизбежным выходом из этой ситуации является отчуждение и бегство навстречу образу жизни, сопряженному с риском и насилием, зависимостью от наркотиков и алкоголя и множеством других форм молодежных проблем. Тем не менее, даже в тех, кто оказывается в тяжелом положении из-за того, что последовал советам "плохих учителей", не угасает желание истинной любви и подлинного счастья. Но как проповедовать надежду этим молодым людям? Мы знаем, что человек находит свое истинное осуществление только в Боге. Поэтому первостепенным обязательством, касающимся всех нас, является новая евангелизация, которая поможет новым поколениям открыть для себя истинный лик Бога, Который есть Любовь. К вам, дорогие юноши  девушки, находящимся в поисках прочной надежды, я обращаю те же самые слова, который св. Павел адресовал гонимым христианам в тогдашнем Риме: "Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою" (Рим 15,13).  Во время этого юбилейного года, посвященного Апостолу язычников по случаю 2000-летия его рождения мы учимся у него быть достоверными свидетелями христианской надежды.
Св. Павел, свидетель надежды
Будучи погруженным в трудности и испытания разного рода, Павел написал своему верному ученику Тимофею: "Мы уповаем на Бога Живого" (1 Тим 4,10). Как родилась в нем эта надежда? Чтобы ответить на этот вопрос, следует исходить из его встречи с воскресшим  Иисусом на пути к Дамаску. Тогда Савл был молодым, как вы, ему было примерно двадцать-двадцать пять лет, он был последователем Моисеева Закона, полным решимости сражаться всеми средствами с теми, кого он считал врагами Бога (ср. Деян 9,1). Идя к Дамаску, чтобы схватить последователей Христа, он был ослеплен таинственным светом и услышал, как кто-то зовет его по имени: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?". Упав на землю, он спросил: "Кто Ты, Господи?". И этот голос ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь!" (ср. Деян 9,3-5). После той встречи жизнь Павла радикально изменилась: он принял Крещение и стал апостолом Евангелия. На дамасской дороге он был духовно преобразован божественной любовью, с которой он встретился лично в  Иисусе Христе. Однажды Павел  напишет: "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал 2,20). То есть, из гонителя он превратился в свидетеля и миссионера; он основал христианские общины в Малой Азии и в Греции, пройдя тысячи километров и сталкиваясь со всякого рода перипетиями, вплоть до мученической смерти в Риме. Все это - из любви ко Христу.
Великая надежда - во Христе
Для Павла надежда - это не только идеал или чувство, но живой человек:  Иисус Христос, Сын Божий. Глубоко проникнутый этой уверенностью, он сможет написать Тимофею: " Мы уповаем на Бога Живого" (1 Тим 4,10).  "Живой Бог" - это воскресший и присутствующий в мире Христос. Именно Он является истинной надеждой: Христос, живущий с нами и в нас, и зовущий нас стать причастниками Его вечной жизни. Если мы не одиноки, если Он с нами, чего нам бояться? Следовательно, надежда христианина заключается в том, чтобы желать "Царствия Небесного и вечной жизни, полагая наше упование в обещаниях Христа и опираясь не на свои собственные силы, но на поддержку благодати Духа Святого" (Катехизис Католической Церкви, 1817).
Путь к великой надежде
Как однажды Он встретил молодого Павла,  Иисус желает также встретиться с каждым из вас, дорогие юноши и девушки. Да, до того, как это станет нашим желанием, этой встречи страстно желает Христос. Но кто-то может спросить меня: как я могу встретиться с Ним сегодня? Или, скорее: каким образом Он приближается ко мне? Церковь учит, что желание встретить Господа уже является плодом Его благодати. Когда в молитве мы выражаем свою веру, то уже встречаем Его даже во мраке, поскольку Он дарует Себя нам. Усердная молитва открывает сердце, чтобы принять Его, как поясняет св. Августин: "Господь Бог наш желает, чтобы в молитвах осуществлялось наше желание, так, чтобы мы становились способными принимать то, Он намерен дать нам" (Lettere 130,8,17). Молитва - это дар Духа, делающего нас мужчинами и женщинами надежды, а молиться - это значит держать мир открытым к Богу (ср. энциклика Spe salvi, 34).
Дайте место молитве в своей жизни! Молиться одному прекрасно, еще прекраснее и полезнее молиться вместе, поскольку Господь заверил в том, что присутствует там, где двое или трое собрались во имя Его (ср. Мф 18,20). Есть много способов, чтобы ближе познакомиться с Ним; существуют практики, группы и движения, встречи и курсы, чтобы научиться молиться и возрасти, таким образом, в опыте веры. Принимайте участие в литургии в ваших приходах и обильно питайтесь Словом Божиим и активным участием в Таинствах. Как вы знаете, вершиной и самой сутью жизни и миссии каждого верующего и каждой христианской общины является Евхаристия, таинство спасения, в котором присутствует Христос и дарит в качестве духовной пищи Свое Тело и Кровь ради вечной жизни. Это поистине невыразимая тайна! Вокруг Евхаристии рождается и растет Церковь, большая семья христиан, в которую входят через Крещение и постоянно обновляют себя благодаря таинству Примирения. Затем крещеные утверждаются Святым Духом через Миропомазание, чтобы жить как подлинные друзья и свидетели Христа, в то время как таинства Рукоположения и Брака дают им возможность выполнять свои апостольские задачи в Церкви и в миру. Наконец, Елеопомазание больных дает нам почувствовать божественное утешение в болезни и страдании.
Действовать в соответствии с христианской надеждой
Если вы питаетесь Христом, дорогие юноши и девушки, и живете погруженными в Него, как апостол Павел, то не можете не говорить о Нем и не дать узнать Его и полюбить многим другим вашим друзьям и сверстникам. Став Его верными учениками, вы сможете способствовать образованию христианских общин, пропитанных любовью, подобно тем, о которых говорится в книге Деяний Апостолов. Церковь рассчитывает на вас в этой сложной миссии: пусть вас не обескураживают трудности и испытания, с которыми  вы сталкиваетесь. Будьте терпеливы и усердны, преодолевая естественное стремление молодых к спешке, к тому, чтобы иметь все и сразу.
Дорогие друзья, свидетельствуйте о Воскресшем так, как это делал апостол Павел! Помогайте узнать Его тем из ваших сверстников и взрослых, кто находится в поиске "великой надежды", которая придает смысл их существованию. Если  Иисус стал вашей надеждой, скажите об этом также другим с радостью  и с вашим духовным, апостольским и социальным обязательством. Имея в себе Христа, после того, как вы вложили в Него всю свою веру и отдали Ему все свое доверие, распространяйте эту надежду вокруг себя. Принимайте решения, в которых проявлялась бы ваша вера; показывайте, что понимаете коварство идолопоклонничества деньгам, материальным благам, карьере и успеху, и не позволяйте увлечь себя этим фальшивым химерам. Не поддавайтесь логике эгоистического интереса, но взращивайте в себе любовь к ближнему, и старайтесь поставить себя и свои человеческие и профессиональные способности на служение общему благу и истине, всегда готовые дать ответ "всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании" (1 Петр 3,15). Истинный христианин никогда не впадает в грусть, даже если ему приходится сталкиваться с испытаниями разного рода, поскольку секрет его радости и мира заключается в присутствии Христа.
Мария, Матерь Надежды
Образцом этого пути апостольской жизни пусть будет для вас св. Павел, питавший свою жизнь постоянно верой и надеждой по примеру Авраама, о котором апостол пишет в своем послании к римлянам: "Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов" (Рим 4,18). По этим самым стопам народа надежды, - состоящего из пророков и святых всех времен, - мы продолжаем идти к осуществлению Царства, и в нашем духовном пути нас сопровождает Дева Мария, Матерь Надежды. Она, воплотившая надежду Израиля, подарившая миру Спасителя и оставшаяся твердой в Своей надежде у подножия Креста, является для нас примером и поддержкой. Мария прежде всего ходатайствует о нас и ведет нас во мраке наших трудностей к сияющей заре встречи с Воскресшим. Мне бы хотелось завершить это Послание, дорогие молодые друзья, присоединившись к прекрасному и знаменитому наставлению св. Бернарда, вдохновленного титулом Марии Stella maris, Путеводной Звезды морей: " Кто бы ты ни был, если ты сознаешь, что в непостоянном течении этого мира ты скорее мечешься среди бурь и гроз, нежели ступаешь по земле, - не отводи взора своего от сияния этой звезды, если не хочешь, чтобы тебя поглотила буря! Если поднимаются ветры искушений, если наталкиваешься ты на скалы испытаний, - воззри на звезду, призови Марию...  В опасностях, в трудностях, в сомнениях - думай о Марии, призывай Марию... Следуя за Ней, не заплутаешь; прося Ее, не отчаешься; помышляя о Ней, не ошибешься. С Ее поддержкой не упадешь, под Ее защитой не устрашишься, под Ее водительством не устанешь, с Ее милостью достигнешь цели" (Гомилии во славу Девы Матери, 2,17).
Мария, путеводная Звезда морей, веди молодежь всего мира на встречу с Твоим божественным Сыном  Иисусом и будь небесной хранительницей их верности Евангелию и их надежды.
Заверяя в каждодневном упоминании в молитве о каждом из вас, дорогие юноши и девушки, от всего сердца благословляю всех вас, вместе с теми, кто вам дорог.
Из Ватикана, 22 февраля 2009 года
BENEDICTUS PP. XVI