НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Партия Воронина - Папука

Эксперты // 14:22, 30 ноября 2008 // 2536

Вот как ни старайся описать молдавский политикум корректно… Все равно, в какой-то момент нарвешься на что-то совсем уже непристойное, не лезущее ни в какие ворота.Вроде бы только-только выстроилось все, наметились предвыборные союзы, начались какие-никакие, пусть убогие, но все же политические маневры - и на тебе: полиция обнаружила в гараже Ивана Бургуджи в Комрате целый арсенал оружия.

Особенно мило выглядит перечень найденного: «8 подствольных гранатомётов,20 кг тротила, более 10 тыс. патронов, 10 радиостанций с кодированной системой общения»… Мелькнули было в новостях и «250 автоматов Калашникова» - но стыдливо исчезли, видимо кто-то из писак, составлявших пресс-релизы, прикинул объем, занимаемый ими, и размеры гаража, пусть и очень большого – и решил, что хватил лишку. Словом, 250 автоматов пока исчезли, но, возможно, они еще будут найдены.

Не стало дело и за источниками снабжения оружием. Молдавская сторона уже заявила, что «часть обнаруженных документов показывает, что некоторые взрывчатые вещества были доставлены из батальона «Днестр» в Приднестровье». Более того, «производственные номера и серии гранатометов совпадают с серией гильз, обнаруженных в результате террористических актов в комиссариатах полиции района Комрат». Странно, что о самих террористических актах не было ни слуху ни духу, но, надо полагать, в скором времени молдавская сторона сообщит о них – задним числом.

И те, кто должен был взять в руки оружие, тоже были найдены! Поскольку в гараже хранился и список всей террористической группы! Список не оглашается, об арестах пока тоже не сообщают, но всем благонамеренным гражданам ясно, что злодеи замышляли недоброе. Поскольку, как выяснилось, в гараже, хранились еще и «топографические карты, на которых указано расположение городов Республики Молдова, в том числе водохранилища в Гидигич» (это все цитаты, это не я придумал! – С.И.), а также – вот оно, где главное-то зло притаилось – «избирательные материалы в поддержку Крестьянской христианско-демократической партии Молдовы периода 2005 года, а также документы, подтверждающие связи этого формирования с партией "Патрия-Родина" из России».

Теперь, полагаю, все ясно. Для совсем уже полной ясности замечу, что Иван Бургуджи за свою политическую деятельность неоднократно арестовывался молдавскими властями. Его комратские квартира и гараж, всякий раз, естественно, обыскивались в поисках компромата. В последний раз – в 2006 году.

Доказывать, что налицо грубая, ничем не прикрытая полицейская провокация – излишне и как-то даже глупо... Доказывать, что между этой провокацией и возвращением на пост министра МВД Георгия Папука, спешно спрятанного на несколько месяцев после того, как он некстати засветился в скандальной истории о героиновом транзите через Молдову – тоже глупо и нелепо. Все налицо. Все, по сути, держится на единственном аргументе: «мы - государственная власть Молдовы, и если мы это говорим, то так оно и есть. Попробуйте, докажите обратное». Доказать, ясное дело, совсем несложно – но для этого нужно провести собственное расследование - а его молдавские власти, понятное дело, не допустят. Опыт в таких делах у них есть. В 2005 году международных наблюдателей на парламентских выборах в Молдове высылали из страны целыми поездами, а граждан с российскими паспортами попросту хватали на улицах – а вдруг и они тоже те самые ужасные наблюдатели, прибывшие разоблачить сфальсифицированные выборы.

Откровенно говоря, такие резкие действия молдавских властей свидетельствуют только об одном – об их крайней неуверенности в своих силах. И это, на первый взгляд, странно. Потому что при своих всех недостатках и всем крайнем разложении, ПКРМ остается самой серьезной политической силой в Молдове. Ну, не выросло на молдавском политическом поле ничего другого, способного на равных потягаться с ней. Все другое – еще хуже и гаже ее, и, что самое главное, неизмеримо ее слабее. Конечно, грядущие парламентские выборы являют собой проблему для Воронина – но ситуация не выглядит настолько катастрофичной, чтобы пускаться в такие уж тяжкие. Но что-то же подвигло его отдать Папуку такую команду? Ведь очевидно и то, что сам Папук без прямого приказа, не пошевелил бы и пальцем!

Причин такой активности, по всей видимости, несколько. Первая: Воронин сознательно идет на обострение, стремясь обеспечить себе внешнеполитическую поддержку.

Картина здесь достаточно прозрачная. Иван Бургуджи,находящийся, кстати, в эти дни в Москве, пользуется определенной российской поддержкой. Определенной российской поддержкой пользуется и гагаузская оппозиция. Воронин фактически ведет сейчасразведку боем: вот смотрите, я действую грубо, очень грубо – и чем вы мне ответите?

Понятно, что на официальном уровне никакого ответа из России не последует. Ответ возможен только на уровне разного рода общественных организаций – и все они тут же будут причислены к пособникам террористов и взяты на полицейский учет. Кроме того, если поддержка Бургуджи будет уж очень громкой, Воронин сможет запросить помощи у Запада. Здесь тоже выстраивается весьма удобный смысловой ряд: Россия в лице ряда организаций, близких к органам власти поддерживает террористов, Россия примеряет на Молдову грузинский сценарий…. Словом, розыгрыш «карты Бургуджи», при всей кажущейся абсурдности кишиневской версии, может весьма зримо изменить внешнеполитическую составляющую предвыборной ситуации в пользу ПКРМ.

Вторая причина - внутриполитический аспект задуманной комбинации - тоже достаточно прозрачна. Всем, кто хотя бы в мыслях смеет посягать на власть Воронина и его семьи, еще раз показано, что в Молдове с ними могут сделать все. В буквальном смысле абсолютно все – без оглядки на закон и здравый смысл. И если Иван Бургуджи находится сейчас в Москве, и живет в Приднестровье (его, впрочем, и из Приднестровья вытаскивали в Гагаузию, и арестовывали там, и могут, при сильном желании, достать и из Москвы), то Николай Андроник, чьи портреты на предвыборных буклетах «нашли» у Бургуджи в гараже, находится в Молдове. И даже имеет некоторые планы и амбиции в связи с предстоящими выборами в парламент. Вот по этим-то планам и амбициям и нанесен удар: Андронику придется теперь давать пояснения о своих отношениях с Бургуджи, и приписать ему, в ходе разбирательства, могут все, что угодно. К примеру, взять, да и повесить на него все нераскрытые за последние 5 лет дела об убийствах – а почему бы и нет? В Молдове возможно все – абсурдные дела Пассата и Бургуджи говорят об этом как нельзя более ясно.

Однако здесь есть и один тонкий момент, важный для понимания ситуации: кого именно опасается Воронин? Точнее – кого он опасается больше всего?

Понятно, что Воронин опасается любого политика, способного хотя бы с 50%-й вероятностью перевалить 6%-й барьер и попасть в парламент. Любой такой политик анализируется им на тот предмет, что будет с ним проще всего сделать. Купить или запугать? Или просто игнорировать, ввиду его полного бессилия? В абсолютном большинстве случаев проще оказывается либо купить, либо игнорировать, но гораздо дешевле - не допускать их в парламент вовсе. Но «шестипроцентные» карлики – вовсе не главная опасность. Куда опаснее для Воронина могут оказаться его однопартийцы.

Несмотря на то, что Воронин с первых дней существования ПКРМ последовательно очищал ее ряды от любой оппозиции, и вообще от любых людей, способных на собственное мнение и самостоятельные действия, разложение его партии достигло уже критической черты. ПКРМ полностью повторила путь покойной КПСС: ее аппаратная верхушка совершенно оторвана от рядовых коммунистов, которые, по сути, Воронину уже особо и не нужны. Однако всевластье Воронина стало раздражать и относительно высокопоставленных партийцев. В том числе и тех, кто должен будет в 2009 году стать винтиком воронинской машины для голосования, войдя в состав парламентской фракции ПКРМ.

Проблема верности депутатов, довольно остро стоявшая еще в 2005 году, обещает стать еще острее в 2009. Формируя избирательный список, Воронин оказывается перед выбором: либо чиновники, либо «идейные партийцы». И тем и другим Воронин по многим параметрам неудобен. Но причины для недовольства у этих групп разные, и, создавая баланс между одними и другими,Воронину удается пока удерживать цельность фракции. Пока удается – но обстановка обостряется, Воронин изрядно надоел уже очень и очень многим. Иными словами, возможно крупное вложение денег в его отстранение путем прямой покупки голосов части фракции ПКРМ. В обозримом будущем это единственно возможный сценарий отстранения Воронина и его окружения от власти.

Воронин, который уже отсидел два президентских срока и должен в 2009 году плавно и красиво уйти, чрезвычайно уязвим к такому ходу событий. Ему очень нужна дополнительная подстраховка – и ей должна стать опора на репрессии. Здесь ведь важно только начать: если в гараже Ивана Бургуджи можно найти кучу оружия, и все промолчат – или даже не промолчат, но все действия властей будут развиваться так, как будто это оружие там действительно было, то с тем же успехом можно будет в случае чего найти у него же в гараже и список террористов, один-в-один совпадающий со списком отступников. А такой список - уже неплохой предлог для роспуска новоизбранного парламента – во имя, сами понимаете, спасения страны.

Скажете – невозможно это? Еще как возможно! Воронину ведь уже не нужно соблюдать приличия. Внутри Молдовы он может просто опереться на грубую силу, на диктатуру, поскольку все силовые органы полностью ему подконтрольны. А вне Молдовы он будет лавировать между Россией и Западом. Ничего нового тут нет – так уже поступали многие диктаторы, по большей части – африканские. Чем сегодня Молдова – по своему уровню жизни, по политической культуре, по уровню образования оставшегося в стране населения - отличается от африканской глубинки середины прошлого века? Да, в принципе, ничем!

И по поводу разгона парламента никто в Молдове особо не огорчится. Более того, заявив, что во всех бедах виноваты негодяи, 8 лет мешавшие ему облагодетельствовать всех и каждого, Воронин может даже получить на первых порах определенную поддержку в массах в качестве диктатора. Большинству граждан Молдовы настолько опротивел ее политический класс, что они готовы уже принять и диктатуру. Им до смерти надоели сменяющие друг друга политические болтуны, они прекрасно понимают, что выбирать им, по сути, не из кого – и, надо сказать, в этом они абсолютно правы. Так что недаром, последние опросы общественно мнения показывают рост числа тех, кто полагает: Молдове было бы вполне достаточно и одной партии.

От этой точки зрения всего один шаг до согласия еще и на то, чтобы единственная партия была совмещена также и с полицией. Мол, меньше будет паразитов на шее у народа, а депутаты заодно будут бороться с преступностью. С коррупцией будут бороться – сейчас это модно! Словом, модель партии Воронина-Папука может оказаться вполне успешным и реализуемым решением. Правда, полной уверенности в этом у Воронина и его советников пока нет. И потому идею решили предварительно обкатать, спешно найдя гранатометы и портреты Николая Андроника в гараже у Ивана Бургуджи.


Сергей Ильченко