НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Осталась только река…

Эксперты // 09:15, 28 августа 2008 // 2904

Есть верная примета. По тому, как в Приднестровье пройдут праздничные мероприятия, посвященныепровозглашению ПМР, можноопределить, какнепризнанная республика проживет год и отметит ли свой следующий день рождения. На этот раз произошло столько событий внутри приднестровского вопроса и вокруг него, и к скольким надо готовиться, если честно смотреть в глаза «внешним факторам», что прогнозы становятся более легкими и прибавляют смелости смотреть в непривычную для случая перспективу: приднестровцы отметят в 2009 году не только девятнадцатую, но и в 2100 – двадцатую (юбилейную) годовщину ПМР. Нетрудно догадаться, какими тезисами и какими итогами будет сопровождаться нынешний приднестровский праздник… Мы пережили еще один нелегкий год, мы выстояли в продолжающихся экономических и дипломатических блокадах, в информационном и политическом давлении; мы выдержали испытания природой, и наши сердца опалила далекая, но такая близкая грузино-югоосетинская война, и мы с нашими осетинскими и абхазскими соратниками по Сообществу еще раз показали всему миру не только способности защищать свое право «жить на этой земле», но и жизнеспособность нашей главной идеи – только государственность Приднестровья даст нам гарантии безопасности… Примерно так.

Устойчивость идеи государственности ПМР, которую ярко подтвердили трагические события в Южной Осетии, - это одна из крайне необходимыхофициальному Тирасполю и своевременных идеологических побед. В любых условиях пересмотр идеологии или даже с виду незначительная ее корректировкаявляются признаком либо грядущих перемен, либо показывают ущербность прежних установок. Сегодняшнему Приднестровью менять нечего (хотели бы, исполняя чужую волю, да только ничего бы не вышло). Логика событий диктует свою волю. На данном этапе «приднестровская политическая колея», т.е. только вперед к намеченной цели и никаких там нюансов, строго отмечена и такими колышками-выводами. А мы-то думали, что все уже навоевались, думали, что войны на наш век хватит, а мы-то,наивные… Свалившаяся невесть откуда цель не допустить войны и отстоять свое право… - даже ценнее для Приднестровья всего того, что приобретено им за прошедший год.

К «приднестровским победам», безусловно, относится и проект Договора о дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР, врученный Игорем Смирновым Владимиру Воронину. Смирнов ждет ответа на документ, а Воронин твердит и твердит о каком-то пакетном плане, который, похоже, и в глаза-то никто не видел. Смирнов, а вместе с ним и весь институту под названием ПМР, более конкретен и последователен. Воронин, а вместе с ним и вся Молдова, не знает вообще что делать и копошится в разных – противоречивых и отчаянно противоборствующих внешних политических лагерях. Кто в лучшем и более надежном положении для реализации своих целей, - надо ли объяснять?

К показательным, но по понятным причинам почти незамеченным в Кишиневе,«приднестровским победам» следует отнести недавнее участие молдавской стороны в торжествах по случаю шестнадцатой годовщины миротворческой операции на Днестре. Ряд характерных деталей мероприятия дал повод для осторожно-скептических улыбок – год назад официальный Кишинев отстранился от пятнадцатилетней даты миротворчества, а молдавские миротворцы даже отказались получить юбилейные медали. Сейчас, казалось бы, Кишинев признал отраслевую роль России в зоне безопасности, но на прошлой неделе во время встречи с румынским президентом Воронин опять высказался за смену миротворческого формата. И это тоже пошло в копилку приднестровских побед. Непредсказуемый и неровный Кишинев плохой партнер по переговорам об урегулировании. Вообще, молдавские политики, давно носящиеся с идеями так называемой широкой интернационализации как самих переговоров, так миротворческой операции, сами отняли у себя пусть маленький, но все-таки успех на пути к реинтеграции страны. Они сами себя вернули во времена, когда через неразборчивые московские СМИ предлагали России неосуществимый и нелепый во всех смыслах план: мы признаем миротворческую операцию на Днестре успешной,публично отметим в ней главную роль РФ, а она в ответ на благодарность выведет своих военных под «молдавские фанфары» из региона.

Эдакий кишиневский политический бизнес. Он по сути-то смешной. Если нет точного и со всех сторон проанализированного ответа на вопрос, возможна ли военная агрессия на ПМР со стороны РМ, то и подозрителен. Грузины тоже выступали и продолжают выступать за смену миротворческого формата в своих зонах безопасности.

Пока коммунистический Кишинев таким образом маневрирует и упорно ищет ответы на проклятые приднестровские вопросы там, где искать бесполезно, пока Кишинев ищет место, где находится ключ к приднестровской проблеме (как мы знаем, за восемь лет Воронин указал много разных мест – Москва, Брюссель, Вашингтон… ), в Приднестровье готовятся отметить очередную годовщину республики как главный символ готовности и далее отстаивать свою государственность. Два процесса, идущие параллельно друг другу, но друг с другом борющиеся, и, желая того или нет, работают на один процесс – отдаляют стороны и уже почти привели к опасной (или уже вынужденной?) «точке не возврата». Что сегодня общего у Кишинева и Тирасполя? Да ничего! Общей осталась только река, которая их разделяет. Есть еще общий, если кто заметил, знак – скрещенные серп и молот на приднестровском гербе и на партийном знамени правящей в Молдове Партии коммунистов . Однако и он уже утратил на обоих берегах прежнюю свою символику и содержание, по-разному там и там прочитываются (если вообще воспринимаются всерьез), да к тому же ПКРМ в Молдове не вечна и рано или поздно унесет с собой свои символы объединенного труда.

Смотрите, какие они разные – два берега. Существовавшую до сих пор их откровенную «разность» дополнили и окрасили в точные цвета военные события на Кавказе. Кишиневские партии вывели незначительные группки к российскому посольству в РМ – одни поддержали Россию, другие потребовали от нее дать «Грузии свободу»… Столкновение крайне противоположных настроений словно удержало ситуацию на нуле, не доставило никому никаких беспокойств и продемонстрировало общее равнодушие правого берега к войне - она далеко и она не наша…

На левом приднестровском берегу скорбели по погибшим, общая минута молчания остановила всю республику… Приднестровцы, еще недавно получившие гуманитарку для преодоления последствий наводнения, собирали кто что может пострадавшим «югоосетинским братьям». Донорская кровь, отправленная из Тирасполя в Цхинвал, как и приднестровское знамя над разрушенным городом, еще сыграют свою роль в решении вопросов с непризнанными республиками. Приднестровцы, бедноватая в основном публика (никого не спасали на войне теплые одеяла, поношенные куртки и башмаки), знающая к тому же, что такое прятаться за худыми стенами от обстрелов, - собрав кровь, а потом и начав собирать отряды добровольных строителей для восстановления Южной Осетии, на деле направили туда часть себя. Чем не часть, чем, если хотите, не человеческий материал – кровь и рабочие руки, отданные, чтобы помочь преодолеть боль? Направили, да еще и подняли над этим всем приднестровский флаг. Когда создалось Сообщество «За демократию и права народов», в Кишиневе посмеивались: неужели Тирасполь осмелиться реализовать коллективный договор между ПМР, РЮО и АР по оказанию военной помощи в случае… Как видно, Тирасполь осмелился не только наэто – на большее. Там, за рекой, - другая жизнь.


Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс