НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Украина – Румыния: В ожидании перезагрузки

Эксперты // 11:43, 12 января 2010 // 3632
altКто будет играть «первую скрипку» в Причерноморье и что самое главное – по каким нотам и в составе какого оркестра будет исполняться черноморский концерт? Вот вопрос, который сегодня стоит в повестке дня. Украина находится накануне перемен. Зная новейшую украинскую историю, приходится с сожалением констатировать, что вряд ли это будут перемены к лучшему. Украина просто станет другой, но не более. Однако кто бы не стал победителем президентских гонок, ему (или ей) придется заново формировать черноморскую политику страны. И, следовательно, искать новый алгоритм взаимоотношений с одним из ключевых игроков в регионе – Румынией.

    Почему новый? Да потому, что черноморская политика Виктора Ющенко неминуемо должна уйти в прошлое, вместе с рядом мертворожденных и недееспособных организаций, созданных при непосредственном участии Украины (таких как ГУАМ и Содружество демократического выбора), вместе с поиском адвокатов в НАТО и ЕС, вместе с романтикой в отношениях с партнерами. За последние пять лет в Черноморском регионе Украина благодаря такой политике потеряла больше, чем приобрела.
   
        Смена стратегических партнеров

Анализ последних тенденций свидетельствует о том, что Украина медленно но верно, утрачивает теряет свои позиции в Причерноморье. И это несмотря на то, что в первый период после «оранжевой революции» Киев всерьез претендовал на роль регионального лидера в регионе. Начало было положено «планом Ющенко» по урегулированию приднестровского конфликта, который, собственно говоря, позволил, «перезапустить» ГУАМ и положил начало серии инициатив Украины по усилению своего влияния в Черноморском регионе. Ключевыми вехами этого процесса стали создание в декабре 2005 года форума Сообщества демократического выбора, призванного объединить страны Черноморско-Балтийско-Каспийского региона и Киевский саммит ГУАМ в мае 2006 года, на котором президенты Украины, Грузии, Азербайджана и Молдовы объявили о создании Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ и подписали ее Устав.

    Однако, Киевскому саммиту было суждено стать высшей точкой в развитии ГУАМ. Временный взлет этой организации был скорее обусловлен выгодной политической конъюнктурой, нежели реальным стремлением стран-участниц создать полноценную и дееспособную организацию. Именно в этот момент все страны-участницы переживали не лучший период отношений с Кремлем.

ГУАМ так и не смог выйти за рамки клуба «недовольных Россией», тем более, что каждая из стран-участниц стремилась выстроить свою линию отношений с россиянами. Если Киев и Тбилиси пошли по пути скрытого или явного противостояния с Москвой, то Баку и Кишинев выстраивали свои отношения довольно прагматично, пытаясь получить максимум выгод как от отношений с Россией, так и от отношений с партнерами по ГУАМ.    Главное же то, что стержень, который, по идее, был призван скрепить единство четырех стран Черноморско-Каспийского региона – создание нового маршрута транзита каспийских энергоносителей в Европу – так и остался в стадии проекта. Нефтепровод Одесса-Броды не стал, как задумывалось, основным маршрутом поставки каспийской нефти в Европу.

    Как результат, сегодня в Причерноморье формируется новая система стратегического партнерства между странами, в основе которой все тот же вопрос доступа к ресурсам. Ярким примером тому является сентябрьский визит в Румынию Президента Азербайджана Ильхама Алиева, итогом которой стало подписание «Совместной декларации о согласии на установление стратегического партнерства» между двумя странами». Подобный шаг говорит о многом, если учесть, что Азербайджан является второй страной, с которой Румыния подписала подобный документ. Первой были США.

    В частности, Румыния подтвердила свою позицию по нагорно-карабахскому вопросу. По словам румынского Президента Траяна Бэсеску «мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана и выступаем за решение этой проблемы мирным способом в рамках международного права». Несмотря на то, что Румыния вряд ли может существенно повилять на решение карабахской проблемы, сам по себе факт моральной поддержки значит для Баку очень многое.

Однако изюминкой достигнутых договоренностей стали как раз энергетические проекты. «У нас одинаковое мнение относительно энергетической безопасности, транспортировки энергоносителей и диверсифицированности маршрутов поставок в Европу» - заявил Президент Румынии. Среди приоритетов энергетического сотрудничества – газопровод Nabucco, газовый терминал в Констанце и нефтепровод Констанца-Триест.

    Как заявил, на итоговой пресс-конференции Траян Бэсеску, «Государственная нефтяная компания Азербайджана намерена посредством Румынии расширить свою деятельность в странах Европейского Союза. При этом при осуществлении данного проекта Государственная нефтяная компания считает, что в настоящее время существуют возможности расширения наших резервуаров для хранения сырой нефти в Констанце. Государственная нефтяная компания изъявила желание работать в этой области. Таким образом, Государственная нефтяная компания сможет транспортировать свои ресурсы по двум существующим возможным маршрутам. Одним из вариантов может стать то, что Государственная нефтяная компания Азербайджана может сама заниматься процессами переработки уже транспортированных энергоресурсов на перерабатывающих заводах Румынии и осуществлять это совместно с румынскими коллегами. Это первый вариант. А второй вариант - Государственная нефтяная компания может осуществлять транзит через Констанцу путем дальнейшего увеличения вместимости емкостей для хранения сырой нефти в Констанце, а далее направлять ее в Триест».Очевиден и интерес Бухареста к ресурсам Азербайджана. Ведь румынская компания Transgaz наравне с германской RWE, австрийской OMV, турецкой Botas, болгарской Bulgargaz и венгерской MOL является участником проекта Nabucco.

Вскоре после визита Ильхама Алиева в Румынию государственный секретарь министерства экономики Румынии Тудор Щербан совершил визит в Тбилиси, где подписал с грузинским коллегой Александром Хетагури протокол о межправительственном сотрудничестве в сфере энергетики. Согласно подписанному документу, Румыния будет участвовать в транспортировке природного газа из Азербайджана в Румынию. Предполагается, что газ будет доставляться в сжиженном виде в румынский порт Констанца, откуда будет распределяться между европейскими странами.

В румынскую делегацию, помимо представителей министерства экономики, входили руководители национальных энергетических компаний Romgaz и Transgaz. Накануне визита в Тбилиси представители Romgaz сообщили румынской прессе, что на встрече с грузинской стороной будет обсуждаться возможность участия Румынии в проекте газопровода "Белый поток", который, как предполагается, будет доставлять газ из Грузии в Европу в обход России.

Соглашения с Баку и Тбилиси – не единственная дипломатическая удача Бухареста в Черноморском регионе. Вскоре за Азербайджаном у Румынии появился новый стратегический партнер – Польша, страна, которую, как известно, связывают стратегические отношения и с Украиной.

Примечательно, что после подписания Соглашения о стратегическом партнерстве с президентом Польши встретился премьер-министр Румынии Эмиль Бок. Обсуждая сотрудничество двух стран в области энергетики, глава румынского правительства подчеркнул важность проекта Nabucco для диверсификации источников и маршрутов поставки природного газа и обеспечения энергетической безопасности Европы. Качинский, в свою очередь, заверил премьер-министра Бока, что «Бухарест может рассчитывать на поддержку Польши в развитии данного проекта».

Накануне визита президента Польши директор департамента международных связей президентской администрации Мариуш Хандзлик заявил, что Варшава и Бухарест имеют большое поле сотрудничества в вопросах поддержки интеграции стран Восточной Европы и Западных Балкан с НАТО и ЕС. «Румыния постоянно обращается к Польше как к стране, которая может внести большой вклад в политическое и экономическое сотрудничество в регионе Черного моря. В свою очередь, Польша предлагает Румынии в большей степени вовлечься в вопросы Кавказа и отношения с Украиной» - отметил он. По словам Хандзлика, заслугой Качиньского и Бэсеску была поддержка на прошлогоднем саммите НАТО перспектив вступления в Альянс Грузии и Украины.

Таким образом, Румыния постепенно прибирает «к рукам» стратегических партнеров и просто друзей Украины. Польша, Азербайджан, Грузия… Не стоит забывать и том, что победа Альянса за европейскую интеграцию на июльских парламентских выборах в Молдове уже привела к заметному потеплению в отношениях между Кишиневом и Бухарестом.
Теперь очередь за Москвой, которая, пусть и формально, но остается стратегическим партнером Киева. В отличие от Украины, Россия не является для Румынии серьезной проблемой. Скорее напротив. Отсутствие общих границ, территориальных претензий и даже споров на «исторические» темы (этот вопрос как раз более актуален для украинско-румынских отношений) создает предпосылки для установления прагматических отношений между Бухарестом и Москвой. И хотя Румыния в целом следует в фарватере политики США по нейтрализации российского влияния в Черноморском регионе, она, тем не менее, позволяет делать реверансы в сторону России.

Во всяком случае, 17 декабря в интервью румынскому информационному агентству Inforusia заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил о готовности более тесного сотрудничества с Румынией в реализации проекта «Южный поток». По его словам, рассматриваются два варианта. Первый вариант - строительство трубопровода через Чёрное море для удовлетворения внутренних потребностей Румынии. Второй - строительство газопровода через всю территорию Румынии к другим странам, нуждающимся в газе, и до Италии.

Колебания между «Южным потоком» и Nabucco не случайны. Румыны традиционно ищут для себя выгодный вариант. Как заявил 1 октября 2009 года в ходе проходившего в Бухаресте Черноморского энергетического и экономического форума госсекретарь министр экономики Румынии Тудор Щербан, Румыния сможет обеспечить газопровод Nabucco четвертью необходимого объёма газа при условии, если он будет построен раньше российско-итальянского газопровода «Южный поток».

        Украина: полумеры на южном направлении

    Межгосударственные отношения Украины и Румынии также складывались в последнее время не лучшим образом. 3 февраля Международный суд в Гааге вынес решение по делу по делу о делимитации границ в районе острова Змеиный, признав суверенную юрисдикцию и суверенные права Румынии на пространство общей площадью в 9,7 тыс. кв. км континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Это составляет 79,3% зоны площадью более 12 тыс. кв. км, которые были предметом тяжбы с Украиной. Кроме того, подтверждаются суверенные права Бухареста примерно на 70% углеводородных ресурсов, находящихся, по разным оценкам, в этой зоне.

И хотя суд не согласился с требованиями ни одной из сторон и самостоятельно определил границу исключительных экономических зон Украины и Румынии, румынская сторона заявила о том, что она на 80% удовлетворена, а румынские СМИ громогласно заявили о победе национальной дипломатии. Украинские дипломаты и политики попытались сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя о том, что все разведанные запасы нефти на шельфе в районе Змеиного остались на территории Украины. Но для всех было очевидно, что случившееся – поражение Киева.

    Так же, как очевидной была следующая цель Румынии – заблокировать строительство глубоководного судоходного хода (ГСХ) через гирло Быстрое в украинской части дельты Дуная. Для Бухареста строительство данного канала – нарушение его монополии на выход из Дуная в Черное море. По мнению украинских представителей, у украинского канала уже есть преимущества, позволяющие ему быть достойным конкурентом румын. Так, по состоянию на 21 декабря 2009 г. по нему с начала года прошло 1358 судов, а по Сулинскому каналу (Румыния) – 1064 судна. Всего с момента возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная (апрель 2007г.) через гирло Быстрое прошло 3365 судов.

То, что Румыния не намерена отступать от намеченной цели засвидетельствовал в ходе предвыборной кампании и Президент Траян Бэсеску. На теледебатах, отвечая на обвинение своего конкурента Мирчи Джоанэ в напряжённых отношениях Румынии с соседними странами, Бэсеску заявил: «Мы не должны идти с кем-то на компромиссы. Я сторонник хороших отношений с Украиной, но при условии, что шаги навстречу друг другу будут взаимными. Украина должна уважать интересы Румынии в регионе. Мы не согласны со строительством Украиной канала Быстрое в дельте Дуная, и мы защищаем интересы украинских румын, которые должны иметь возможность обучаться на своём родном языке и получать румынское гражданство».

    Если следовать логике, то «уважение интересов Румынии в регионе» должно проявиться в свертывании строительства украинского канала Дунай-Черное море. В октябре, Правительство Украины утвердило инвестиционную программу по строительству ГСХ «Дунай-Черное море» и продлило срок дреализации Комплексной программы развития Украинского Придунавья до 2011 года (срок действия программы должен был заканчиваться в 2010 году).

    Вместе с тем, по мнению экспертов строительство ГСХ позволяет решить лишь часть проблем Придунайского региона. Одной из ключевых проблем дунайских портов является неразвитость их транспортной инфраструктуры. Плохо развито сообщение с железной дорогой и автодорогами, которые не только не соответствуют мощностям портов, но еще и существенно изношены. Основное автомобильное сообщение осуществляется по автотрассе, проходящей через молдавскую территорию в районе села Паланка. Вопрос о передаче Украине земли под автотрассой, как известно, является одним из острых в отношениях между Кишиневом и Киевом.

Строительство новой автотрассы Одесса-Рени, которая могла бы существенно решить транспортные проблемы Украинского Придунавья тормозится, равно, как и строительство железнодорожного участка Рени-Измаил.

    Отсутствие активности по развитию транспортной инфраструктуры в Придунавье особенно заметно на фоне успехов Молдовы по развитию своего дунайского порта в районе Джурджулешть (ввод в строй наливного, сухогрузного и грузопассажирского терминалов, строительство железной дороги Кагул-Джурджулешть) и проявляющейся активности в речных дунайских портах Румынии, в частности, пуску в строй контейнерного терминала в порту Галац мощностью 30 тыс. TEU в год.

    В период предвыборной кампании практически все кандидаты отдали должную толику внимания бессарабскому вопросу. В адрес Румынии было высказано немало острых высказываний, а также обещано всемерно содействовать развитию Придунавья.

    Пока что Украина пытается изобразить активность на молдавском направлении. Правда, выглядит это довольно жалко, в особенности, если учесть, что до окончания президентского срока Виктору Ющенко остался от силы месяц. Очевидно, что новый президент назначит и нового главу Совета национальной безопасности и обороны и нового министра иностранных дел.

    3 ноября в Кишиневе секретарь Совбеза Украины Раиса Богатырева и вице-премьер-министр, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Юрий Лянкэ заявили о намерении реанимировать ГУАМ. Однако, вряд ли можно рассчитывать на какие-то серьезные подвижки в этом направлении. Между Молдовой и Украиной существует немало разногласий (здесь можно вспомнить и уже упоминавшийся вопрос о Паланке, и вопрос о Днестровской ГАЭС, и вопрос о порте в Джурджулешть), которые могут свести на нет перспективы взаимовыгодного сотрудничество. Кроме того, Киев не может не беспокоить наметившееся сближение Молдовы и Румынии.

Многое здесь зависит уже от позиции нового украинского руководства. Вряд ли новый президент пойдет на демонстративный роспуск ГУАМ. Но и рассчитывать на активность тоже не стоит. Хорошие отношения Украины и Грузии во многом держались на хороших отношениях Ющенко и Саакашвили. Новый президент Украины не будет столь лоялен и благорасположен к грузинскому режиму, как нынешний. Можно вспомнить, что в свое время один из основных претендентов на президентское кресло Виктор Янукович даже ратовал за признание Украиной Абхазии и Южной Осетии.

    Основным препятствием на пути к возрождению ГУАМ как полноценной международной организации является не только различные позиции его участников и разногласия между ними, но и тот негативный имидж «предбанника» или «форпоста» НАТО, который сформировался за последние годы.   Следовательно, для того, чтобы составить достойный противовес влиянию Румынии в Черноморском регионе Киеву придется всерьез задуматься либо о трансформации ГУАМ в нечто менее политизированное и одиозное, либо попытаться придумать новый формат отношений с государствами Причерноморья, например, выступить с инициативой о заключении регионального соглашения о безопасности.

    В принципе, у Украины здесь довольно выгодная позиция, учитывая то, что в настоящий момент она, в отличие от Румынии, Турции или России не принадлежит ни к одному военно-политическому блоку и гипотетически имеет шансы обрести постоянный нейтральный статус.

    Артем Филипенко, политолог, эксперт г. Одесса