Украине предстоит нелегкая дипломатическая игра, где все будут соревноваться со всеми: Украина с Румынией, ЕС с Россией и т.д.. Перечень возможных комбинаций велик. Но проиграть в этой игре Украине никак нельзя.
ГУАМ может получить вторую жизнь. Во всяком случае, такая возможность не исключена. После прихода к власти Виктора Януковича Украина не проявляла особой активности в этой организации. Вначале новый Президент заявил о том, что этот политический проект «уже не актуален», а затем в Страсбурге пообещал созвать встречу руководителей или других высоких ответственных лиц стран, которые являются членами этой организации. «Я буду ставить вопрос, как будет эта организация дальше существовать, чтобы она проводила не романтическую, а прагматическую политику» — заявил он.
Украина была своеобразным двигателем ГУАМ, инициатором всех более или менее заметных инициатив. ГУАМ так и не вырос за рамки «клуба недовольных Россией». Поэтому заметное улучшение в отношениях между Киевом и Москвой привело к тому, что существование организации в прежнем состоянии потеряло смысл.
Оставленные без украинской поддержки участники ГУАМ попытались самостоятельно вершить судьбу организации. 17 августа появилось сообщение о том, что Президенты Грузии Михаил Саакашвили и и.о. президента Молдовы Михаил Гимпу обсуждали вопрос возрождения ГУАМ. Источники издания «Коммерсантъ», опубликовавшем данную информацию, даже допускали, что предложение присоединиться к ГУАМ будет сделано Беларуси, которая на тот момент находилась в конфликте с Москвой. Новость эта вызвала бурю в стакане воды. Даже при всей напряженности нынешних российско-белорусских отношений вряд ли можно всерьез обсуждать вопрос ее присоединения к ГУАМ. Собственно говоря, какой у Минска в этом интерес? Так что эту тему смело можно отнести в разряд геополитических фантазий.
Тем временем, Украина, похоже, заявила о намерении вступить в энергетическую игру в Причерноморье. На заседании Комитета по экономическим реформам были презентованы десять национальных проектов, одним из которых является проект строительства на черноморском побережье терминала по приему сжиженного газа мощностью 10 млрд. куб газа в год. Проект стоимостью 1 млрд. долларов предполагается реализовать в течении 4 лет.
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко сообщил, что до конца текущего года будет завершен отбор разработчиков терминала и предложена корпоративная модель участников этого проекта, который будет реализовываться без какой-либо нагрузки на государственный бюджет. По словам министра, этот проект позволит существенно экономить на цене голубого топлива. Ресурсной базой для терминала в Одессе станет месторождение «Шах-Дениз-2» в Азербайджане. Собственно говоря, для Украины это наиболее быстрый вариант диверсификации как источников энергоносителей, так и путей их доставки. Во время майского визита в Украину Президент России Дмитрий Медведев не дал позитивного ответа на предложения украинских олигархов пропустить среднеазиатский газ через российскую трубу.
Но проблема состоит в том, что в реализации этого проекта у Украины уже есть конкурент и этот конкурент — Румыния. В апреле нынешнего года было заключено соглашение, которое может в перспективе оказать влияние на формирование энергетических потоков в Причерноморье. Румыния подписала с Азербайджаном и Грузией меморандум о строительстве двух газопроводов, через которые, по грузинской территории, природный газ из Азербайджана будет поступать в румынский черноморский порт Констанца, и оттуда к другим странам ЕС.
Инициаторы создания нового газопровода считают, что проект, получивший название AGRI дополнит проект Nabucco, и сможет вступить в строй через 3 года. Предусматривается, что через него будут транспортироваться ежегодно 7 миллиардов кубометров газа, а стоимость строительства оценивается от 4 до 6 миллиардов евро. В будущем предусмотрена прокладка из города Констанца двух отдельных трубопроводов в Болгарию и Венгрию для экспорта азербайджанского газа в страны-члены Евросоюза. На первом этапе проекта планируется транспортировать ежегодно 8 миллиардов кубометров, а в дальнейшем – 20 миллиардов кубометров газа. В портах Констанца и Кулеви (Грузия) также будут созданы терминалы сжиженного газа.
В начале июня во время двухдневного официального визита грузинского Президента Михаила Саакашвили в Бухарест была подтверждена готовность сторон к реализации данного проекта. Саакашвили даже заявил, что поставки газа могут начаться уже текущим летом. Правда, судя по всему, с подобным заявлением он немного поспешил.
Фактически в Черноморском регионе сложилось неформальное объединение ГРАМ (Грузия-Румыния-Азербаджан-Молдова), связанное между собой соглашениями о стратегическом партнерстве и, что самое главное, объединенное вокруг энергетического стержня (напомним, что Румыния и Молдова также намерены тесно сотрудничать в энергетической сфере, в частности, ведутся переговоры об объединении энергетических систем двух стран и строительстве газопровода Унгены–Яссы, который соединит молдавскую газовую систему с румынской, которая позволит при этом поставлять газ в оба направления).
Тем временем сентябрь принес новые перемены на энергетическом фронте. 3 сентября, в Баку в присутствии президентов Азербайжана и России Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева было подписано дополнительное соглашение к контракту по купле-продаже природного газа между государственной нефтяной компанией Азербайджана и «Газпромом» об увеличении поставок газа в 2011-2012 годах. Согласно документу, с 2011 года объёмы закупок «Газпромом» азербайджанского природного газа возрастут до двух миллиардов кубометров в год. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил журналистам в Баку, что Азербайджан и дальше намерен увеличивать объемы поставок газа. «Контракт, который подписан — уникальный, нет верхнего предела объема закупок. Базовое соглашение предусматривает закупки в объеме 500 миллионов кубометров. Азербайджан предложил увеличить до 1 миллиарда кубометров. Сегодня подписанный документ предусматривает увеличение еще в два раза: в 2011 году — до 2 миллиардов, в 2012 году — более 2 милиардов».
А вскоре Президент Румынии Траян Бэсеску после встречи с министром иностранных дел Венгрии Яношем Мартони заявил, что к проекту AGRI намерена присоединиться Венгрия. По словам Бэсеску, приобщение Венгрии к проекту было очевидным, ведь до конца этого года будет готова газотранспортная система, которая соединит румынскую и венгерскую газовые сети. Венгерская сеть соответственно соединится с австрийской, и, таким образом, сжиженный газ из Каспийского региона легко можно будет поставлять в отдельные страны Евросоюза.
Если Азербайдажан намерен увеличить продажу газа России, то возникает вполне закономерный вопрос – хватит ли этого газа на поставку в Румынию не является ли AGRI пустышкой, за которой, с одной стороны, стоит желание каждой из стран-участниц выбить для себя максимум преференций со стороны Москвы. Вполне понятно, что Россия будет пытаться нейтрализовать любой проект, который может подорвать ее позиции в поставках «голубого топлива» в Европу. В первую очередь это относится к Nabucco. Но и AGRI может доставить Москве немало неприятностей. Уже сам факт того, что существует газопровод, альтернативный российскому, служит искушением и для других энергетических игроков.
Именно поэтому Россия проявила такой интерес к азербайдажанскому газу и не перестает обхаживать Румынию, склоняя ее к участию в проекте «Южный поток». Тем более, что румынское направление рассматривалось как альтернатива болгарскому. Но 6 июля по итогам переговоров с первым вице-премьером российского правительства Виктором Зубковым премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что между Болгарией и Россией нет спорных вопросов по проекту «Южный поток». 17 июля Россия и Болгария приняли «дорожную карту» по строительству этого газопровода. Впрочем, в Бухаресте считают, что решение Болгарии участвовать в газопроводе «Южный поток» не влияет на возможность включения Румынии в этот проект.
Впрочем, не исключено и участие Болгарии в AGRI. Во всяком случае, будущее проекта будет обсуждаться на встрече трех президентов — Ильхама Алиева, Михаила Саакашвили и Траяна Бэсеску в Баку 14 сентября 2010 года.
Именно реализация проекта строительства украинского газового терминала может стать толчком к возрождению ГУАМ. Отношения в Азербайдажном у Украины вроде бы не портились. Что же касается Грузии, то хотя отношения с Тбилиси и не отличаются такой теплотой, как во времена Ющенко, тем не менее, они и не испортились. Несмотря на то, что вскоре после грузино-российского конфликта Янукович заявлял о необходимости признания Украиной независимости Северной Осетии и Абхазии, придя к власти он однозначно заявил о том, что не собирается этого делать. За что заслужил благодарность со стороны Грузии.
Может случиться даже обратное – отсутствие сердечности сделает эти отношения более конструктивными. Как говорится, ничего личного, только бизнес. ГУАМ в таком случае может играть роль политической подпорки к реализации украинского проекта. Его активизация могла бы выбить почву из-под складывающегося союза ГРАМ. Не исключено, что для повышения эффективности сотрудничества Грузии, Азербайджану и Украине придется избавиться от балласта в лице Молдовы. Кишинев с самого зарождения ГУАМ был «слабым звеном» этой организации. Активность молдаван возрастала по мере ухудшения отношений с Россией и шла на спад по мере потепления. Собственно говоря, у Молдовы изначально не было особого интереса в этой организации.
Впрочем, полностью отбрасывать Молдову не стоит, хотя бы с оглядкой на возрастающее влияние Бухареста в этой стране.
Скорее всего, проект строительства терминала не вызовет особого восторга ни в Москве ни в Бухаресте. Что касается Румынии, то, скорее всего, она попытается вновь заблокировать работу канала Дунай-Черное море. Кроме того, румынская дипломатия гораздо активнее украинской. Соревнование между Украиной и Бухарестом выиграет тот, кто сумеет быстрее построить свой объект и предложить партнерам более выгодные условия.
У Москвы также немало рычагов влияния на Украину. Поставки сжиженного газа не позволят Украине полностью соскочить с российской газовой иглы, а только ослабят зависимость. Но и это с российской точки зрения может показаться небезопасным. Украинские официальные лица неоднократно заявляли о том, что их не устраивает нынешняя цена на газ, так что россияне могут втянуть украинцев в спор о цене газа, о слиянии «Газпрома» и «Нафтогаза».
Как бы то ни было, Украине предстоит нелегкая дипломатическая игра, где все будут соревноваться со всеми: Украина с Румынией, ЕС с Россией и т.д.. Перечень возможных комбинаций велик. Но проиграть в этой игре Украине никак нельзя.
Артем Филипенко, эксперт, Одесса