НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Республика Молдова делает первые шаги к «размораживанию» молдо-румынских отношений

Эксперты // 17:32, 7 июля 2008 // 2783



Приглашение главы румынской дипломатии в Кишинев после более двух с половиной лет  после последнего визита на этом уровне, хороший знак какого-то подобия размораживания молдо-румынских отношений, но, при этом -  приостановления переговоров в заключении некоторых важнейших соглашений.

Министр иностранных дел Лазэр Команеску посетит  с официальным визитом РМ, где встретится с президентом РМ Владимиром Ворониным, председателем Парламента Марианом Лупу и премьер-министром  Зинаидой Гречаной. Глава румынской дипломатии также встретиться и со своим молдавским коллегой Андреем Стратаном, а также  с первым вице-премьером Игорем Додон и примаром  Кишинева Дорином Киртоакэ. Как сообщили вчера из МИДа Румынии, дискуссии с официальными лицами Кишинева «будут сконцентрированы на перспективы развития двусторонних отношений, европейской перспективы РМ и региональных вопросах».

Как уже сообщил румынский МИД, дискуссии в Кишиневе будут касаться «нынешней стадии  двусторонних отношений» и «европейских перспектив РМ», но ни одна из сторон не высказала желания «возможного подписания спорных документов между странами: базового политического Договора, Договора о границе и Договора о малом приграничном трафике.

Договор и границе и базовый Договор между Румынией и РМ – приоритетные для Кишинева

Подписание Договора о границе и базового политического Договора  между Румынией и Молдовой – два условия, на которых упорно настаивает Кишинев, чтобы спор в двусторонних отношениях пришел к какому-то решению.

Напряжение между Бухарестом и Кишиневом особенно  накалилось  в прошлом году. Предшественник Команеску, Адриан Чорояну, в декабре 2007 поехал на инаугурацию нового здания румынского консульства в столице РМ, но ни с кем из официальных лиц Кишинева он тогда не встретился. В 2008 в дипломатическом диалоге  между Румынией и РМ началось какое-то потепление, но  встречи на уровне   глав румынской и молдавской дипломатии проходили  на нейтральной стороне, обычно в рамках международных форумов.

22 мая в связи со своим назначением, Лазэр Команеску заявил, что «Румыния       поддерживает сближение РМ к ЕС,  особенно если молдавские власти  предпримут все меры для выполнения предусмотренных условий», отметив при этом возможный официальный визит в РМ в ближайшее время.  Менее чем через месяц, уже 11 июня, план Команеску приобретает конкретные рамки,  где день 7 июля  был намечен днем долгожданного официального визита.             

Но, в том, что касается подписания базового политического Договора и Договора о границе,  ситуация  не прояснилась. Эти два документа считаются одними из самых  важных для Кишинева, и их подписание тянется уже не один год из-за некоторых спорных ситуаций по данному вопросу, начиная от названия языка на котором они написаны до названия самих этих документов. Кишинев особенно внимателен, в стремлении получить  максимальные гарантии в отношении своей государственности.  

Президент Владимир Воронин  приказал в конце мая министру иностранных дел Андрею Стратан,  пригласить  Лазэра Команеску, чтобы «поставить все точки» в деле этих двух договоров.

Ситуация обострилась еще в марте. После того, как Бухарест предложил подписать Соглашение о малом приграничном  трафике, молдавский МИД заявил, что  это станет возможным только после того, как Бухарест подпишет Договор о границе. Позже, Кишинев, предложил Бухаресту включить в зону малого трафика территорию всей РМ, в том числе и Приднестровье, притом, что по нормам ЕС,  данная зона  имеет радиус действия только  30 км.

На днях, на вопрос, будет ли в рамках визита Команеску в Кишинев подписан Договор о границе между странами, Андрей Стратан заявил, что это будет иметь место только в том случае, если до июля, Кишинев и Бухарест достигнут какой-либо договоренности по данному документу. «На данный момент, общая  договоренность не была достигнута», отметил он.

Замечаний  в отношении Договора о границе со стороны румынской дипломатии  было множество, в том числе и на самом высоком уровне. Бывший министр иностранных дел Адриан Чорояну заявил в феврале, что молдавские власти настаивают на включение в документ некоторых ссылок на Парижский Договор 1947, который в свою очередь ссылается на договор 1940, являющимся «специальным договором, насильно навязанным», что отрицательно было оценено молдавской стороной.

Комментарии по этому поводу, озвученные в конце прошлого года послом Румынии в Кишиневе, Филиппом Теодореску, вызвали такое недовольство молдавских властей, что привели к выдворению из РМ  двух румынских дипломатов. Теодреску  отметил, что молдавская сторона требует включения в договор ссылки на Парижский Договор 1947, определяющий границу между Румынией и СССР: «Граница между Румынией и СССР – это граница, установленная между Румынией и СССР в 1940».

«Всему миру известно, что  как в 1940, так и до 1947, в связи с данной границей, Румыния не заключала никаких договоров с СССР. Т.е., имеет место историческое искажение фактов, которое тогда имело место только потому,  что Румыния была побежденным и захваченным государством,  не имеющим возможности защитить свои интересы и суверенитет», аргументировал Теодореску.  «Ясно, что в 2007 историческое искажение фактов, допущенное в 1947, недопустимо», отметил посол. Ранее, министр иностранных дел заявлял, что Румыния соблюдает все договора и договоренности, в которых принимала участие, в том числе и Парижский Договор 1947.

Продолженные переговоры

Договор о сотрудничестве между Румынией и РМ, называемый еще базовым Договором, был парафирован министрами иностранных дел  двух стран в 2000, а весной 2003, министр иностранных дел Румынии объявил о том, что Бухарест готов подписать Договор, парафированный  в 2000. Тогда же, на уровне экспертов  было принято решение, что стороны должны определить формальные аспекты, связанные с подписанием этого документа. Но, после первой встречи экспертов, летом 2003, молдавские власти  предъявили новый документ, говорящий о том, что предложение Румынии подписать парафированный в 2000 году договор, отклонено. 

Переговоры по этим двум документам продолжились и в 2008. Группа молдавских экспертов в середине мая побывала  в Бухаресте для переговоров  по режиму  государственной границы и базового договора между Румынией и РМ. Тогда МИД Румынии сообщал, что тема малого трафика на границе не была обсуждена, обратив внимание на то, что каких-либо технико-юридических проблем в переговорном процессе по подписанию  документов по режиму  государственной границы и базового договора между Румынией и РМ нет.

Майские переговоры так и не принесли конкретных результатов, единственное, стороны пришли к единому решению, чтобы следующий раунд переговоров прошел в Кишиневе, дата должна быть назначена позже.

Последним официальным визитом главы румынского МИДа в РМ, стал визит Михая Рэзван-Унгуряну в феврале 2006, когда Румыния готовилась к евроинтеграции и должна была объяснить гражданам РМ,  почему вынуждена ввести визовый режим для них.  Позже, предоставление виз и гражданства стал лейтмотивом  обвинений, выдвинутых Бухаресту со стороны Кишинева, что касается возможных экспансионистских намерений Румынии.

Бывший министр иностранных дел Адриан Чорояну, побывал в Кишиневе в конце прошлого года для инаугурации  нового здания румынского Консульства, но его визит, предпринятый на фоне напряженных двусторонних отношений, вызвал недовольство руководства  Кишинева, в результате, министр иностранных дел Румынии не был принят ни одним  официальным лицом Молдовы.

Преьер-министр Тэричану побывал с визитом в Кишиневе, год назад, в то время как глава государства, Бэсеску, побывал в соседней стране в 2006.

 И все же, есть все шансы улучшения двусторонних отношений, поскольку и политический контекст РМ, приобретает совсем другие рамки, по мере приближения к парламентским выборам 2009. Президент Владимир Воронин заявил в конце мая в рамках одной телевизионной передачи, что новый министр иностранных дел Румынии Лазэр Команеску – очень «интересный, симпатичный и реалистичный» человек. Целью Воронина, который не может больше претендовать на новый президентский мандат, является победа в выборах руководимой им партии. Урегулирование приднестровского конфликта и проевропейский курс - ставки, преобладающие в плане внешней политики. Так что, улучшение отношений с Румынией, маловероятно что касаются плана двусторонних документов, скорее всего, – имеющегося у Румынии  опыта страны-члена ЕС, особенно в условиях, когда Брюссель и Кишинев должны установить  сроки нового  документа о сотрудничестве.


Автор: Мадалин Нексуту

Рум. Газета “ZIUA”