НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Богдан Цырдя: Стоит ли оппозиции Молдовы брать власть?

Эксперты // 12:44, 10 августа 2009 // 2503

С нашей точки зрения, лидер ЛДПМ должен проявить решительность.


Настораживало, что со дня досрочных парламентских выборов в Молдове прошло уже почти две недели, а переговоры  оппозиции всё ещё барахтались в глубокой политической трясине и держали в напряжении гражданское общество страны, с тревогой ожидавшее их исхода.


  Лишь в минувшую субботу, 8-го августа 2009 года, в результате недвусмысленного давления на несговорчивых переговорщиков извне, молдавская оппозиция явила себя народу и соизволила объявить, правда, всё ещё в очень туманных формулировках, о создании «союза четырёх», то есть «Альянса за европейскую интеграцию» в составе Либеральной партии Михая Гимпу, Либерально-демократической партии Владимира Филата, Демократической партии Марианна Лупу и Альянса «Наша Молдова» Серафима Урекяна.  


Казалось бы, лёд, наконец,  тронулся, теперь дело пойдёт на лад, но вся беда в том, что господа либералы и демократы, к сожалению,  преподнесли молдавскому обществу, по большому счёту, очередную «дохлую кошку». В представленном ими «альянсе» нет председателя, отсутствуют чёткие принципы и план действий будущей коалиции и, самое главное,  не установлена иерархия в структуре  будущей власти.


Громко провозглашённая «европейская интеграция» при наличии всего  53-х депутатских мандатов у новоиспеченного «альянса» воспринимается не иначе, как грустная пародия на молдавскую  действительность. Пришедшая к власти в Молдове в феврале 2001 года ПКРМ, располагая 71 депутатским мандатом, как известно, так и  не смогла  присоединить нашу страну к союзу России и Беларуссии,  хотя к этому процессу, по сравнению с «евроинтеграцией», предъявлялось  намного меньше требований, а стандарты были  не столь жёсткими.  


Поэтому суть созданного четырьмя молдавскими партиями 8-го августа с.г. «альянса»,  как и его реальные перспективы,  не совсем ясны. Зато уже вполне ясно, что реальных проблем у этой коалиции «выше крыши».
 
 Прежде всего, сразу же бросается в глаза откровенное нежелание лидеров оппозиции  взять на себя исполнение функции премьер-министра. Все они, в том числе и Мариан Лупу, новоявленный лидер Демпартии, которая шла на выборы с лозунгом «Лупу - в президенты», вдруг стали ожесточённо бороться друг с другом за должность спикера парламента. Понять их, конечно, можно - должность эта не только очень престижная, но и комфортная, по сути, ни к чему не обязывающая, зато позволяющая лоббировать интересы различных «заинтересованных структур», оказывая соответствующее влияние на законодательный процесс.
 
Так что же сё-таки произошло в дружных рядах либералов и демократов? Почему они все вдруг и разом  решили отказаться от принятия на себя всей полноты исполнительной власти?


 Есть,  как минимум,  три логичных объяснения их нынешней позиции.Во-первых,  лидеры либеральной и демократической  оппозиции опасаются, что любой из них, согласившись стать новым премьер-министром Молдовы в нынешней сложной экономической и социальной ситуации, рискует уже вскоре стать «козлом отпущения» и быть отправленным в отставку простым депутатским большинством  - всего  в 52 голоса!


Спикера же сбросить с его должности намного сложнее. Для этого необходимо будет собрать 68 голосов, что при  нынешнем раскладе сил в новом парламенте почти нереально. Другими словами, между участниками оппозиции нет доверия, поэтому должность премьер-министра в этих условиях для любого из них - самая рискованная. 


Аргументов в пользу этой версии много. Многие в Молдове были неприятно удивленны, узнав, что лидеры ЛП и АНМ, вопреки здравому смыслу,  подали в суд на ЦИК РМ, требуя отнять по одному мандату у ПКРМ и ЛДПМ в свою пользу. Получив мотивированный отказ, вышеназванные партии не успокоились, а решили продолжить борьбу против «своего» же партнера по альянсу. Это тем более странно, что даже против ПКРМ эти партии не боролись с такой яростью, как борются сегодня против ЛДПМ. 


Так что, можно себе представить, чего стоит Владимиру Филату сохранять в этих условиях выдержку и желание продолжать переговоры. Кстати, следует заметить,  что либералы так и не смогли создать общий предвыборный список.


Во-вторых, все партии – участники «альянса», явно боятся взять на себя ответственность за экономику и социальную сферу страны в условиях нынешнего кризиса.  Оно и понятно. Одно дело, красиво говорить о высоких материях, о благих переменах, о европейской интеграции, о сотрудничестве с НАТО,  и совсем другое дело, практически решать сложнейшие повседневные задачи жизни страны.


 Ещё одна проблема для членов либерально-демократического «альянса» видится в том, что если вновь не будет избран президент страны, то весной 2010 года придётся проводить ещё одни досрочные парламентские выборы.


В этих условиях именно та партия, которая будет иметь «своего» премьер-министра, рискует больше всех пострадать на этих выборах, поскольку именно на неё будут сыпаться все обвинения в неспособности выполнить свои предвыборные обязательства.


Так что, удивляться тому, что либералы и демократы, увязли в переговорах, пытаясь выторговать для себя местечки во власти и потеплее, и посытнее, и, главное,  безопаснее, не приходится.


 В-третьих, несмотря на победоносную риторику участников «альянса», всем в Молдове абсолютно ясно и понятно, что избрать нового президента будет очень сложно.


Скорее всего, даже если и удастся его избрать парламентским большинством (с участием части депутатов из фракции коммунистов), то это будет сугубо нейтральная фигура, причём вовсе не от оппозиции.


 Значит, эту должность можно не принимать в расчет в процессе передела власти. Скорее всего, именно поэтому за неё  никто из господ либералов и демократов сейчас не борется.


Если же всё-таки будет проведён референдум для возвращения к избранию президента напрямую всем народом, тогда, по логике вещей, придется дать и новые полномочия «всенародно избранному президенту», чего,  опять-таки, никто из либералов и демократов не желает. А что, если эти выборы выиграет кандидат от ПКРМ? Тогда ситуация опять станет патовой. Тогда вполне возможен раскол в «альянсе» и переход части его на сторону Партии коммунистов.


Общий вывод из анализа ситуации, сложившейся на политической сцене Молдовы после досрочных парламентских выборов, крайне неутешителен: если нынешнее недоверие среди членов альянса сохранится, если «вождистские» амбиции отдельных его лидеров не будут усмирены, то этот «союз четырёх» так и останется сугубо ходульной конструкцией  и в итоге  окажется недееспособным и недолговечным.


Видимо, далеко не случайно, что руководство ПКРМ, вопреки ожиданиям, отменило назначенный на прошлую пятницу  Пленум ЦК, отложив  все «политические дела» на неделю. Ранее, как известно, некоторые видные деятели  ПКРМ заявили, что их партия готова уйти в оппозицию.Сам факт того, что всегда яростно боровшаяся за власть ПКРМ сегодня  вдруг с такой легкостью готова уйти в оппозицию, не только удивляет, но  и серьёзно настораживает. В 2001 году коммунисты пришли к власти в условиях экономического роста в 2,1%, нормальных отношений нашей страны с МВФ.  Уходят же они  в условиях падения ВВП на 9% и практически пустого бюджета! Отсюда напрашивается вывод: все проблемы находящейся в кризисе национальной экономики они намерены переложить на плечи  либералов, главным образом, на ЛДПМ.


В рядах ПКРМ «ястребы» ратуют сегодня за объявление «тотальной войны» либералам. Это означает нагнетание внутриполитической напряжённости, бегство капиталов из страны, проблемы в отношениях с  СНГ, информационную войну без правил  и многое другое, не менее опасное. Когда же закончится кризис и начнётся экономический рост, ПКРМ рассчитывает снова победить, как и в 2001 году, на досрочных выборах, спровоцировав политический кризис.         
   
 Поэтому для либералов в нынешней ситуации куда разумнее было бы уйти в оппозицию, переждать кризис и дать возможность ПКРМ и ДПМ создать «малый альянс».Проблемы нынешней коалиции возникают также из-за того, что существуют три либеральные партии, существуют и три либеральных вождя, каждый со своими немалыми амбициями. Отсюда вытекает их недоверие по отношению друг к другу. Отсюда берут своё начало  проблемы с переделом между ними наиболее престижных должностей. Всё это делает либеральный «альянс» очень хрупким и неустойчивым к внешнему воздействию со стороны ПКРМ. Если бы либералы сегодня, предпочтя остаться в оппозиции,  объединились вокруг ЛДПМ, они смогли бы выиграть местные выборы 2011 года, а потом побороться за власть в стране с ПКРМ в  2013 году.
 
В противном же случае сохраняется риск того, что ПКРМ, доведя дело до новых досрочных выборов, одержит победу над либералами и  в 2010 году. Если же либералы решат уйти в оппозицию,  у них сохранится возможность полностью выдавить ПКРМ из власти,  пусть и спустя несколько лет. Уйти в оппозицию либералам достаточно просто. Им достаточно предложить ДПМ функцию премьер-министра или просто одно-два министерства. Если это случится, то чиновники из команды Дмитрия Дьякова просто разорвут в клочки Мариана Лупу, чтобы он не мешал  альянсу Демпартии с ПКРМ, ведь они считают, что «достойны большего», чем просто прозябать в депутатских креслах в составе либерально-демократического «союза четырёх», утешаясь мысль о том, что он является «правящим».

 

Нетрудно заметить, что в нынешних  переговорах либералов и демократов в определенной степени повторяется сценарий 1998 года. Тогда, как известно,  ДПМ использовала  политический шантаж для того, чтобы «вырвать» для себя все ключевые позиции во власти у правых партий.

Сегодня Дмитрий  Дьяков использует тот же прием: Знайте, если вы не дадите нам должность спикера и ключевые министерства, мы уйдём от вас и создадим альянс с ПКРМ!


Именно из-за этого, судя по всему, затягиваются  переговоры по созданию функциональной либерально-демократической коалиции.

Но  демократы откровенно блефуют. Более того, они допустили серьезную ошибку. Если бы Мариан Лупу ещё 30-31 июля, когда коммунисты были в серьезной панике, начал параллельные переговоры с ПКРМ,  тогда он  смог бы, в случае провала переговоров с либералами, вырвать у коммунистов максимальное количество уступок для ДПМ. В этом случае альянс ДПМ с ПКРМ, возможно, мог бы привести к определенному разрушению вертикали власти, к либерализации системы.


 Но, после того, как он подписался под документом о создании «союза четырёх»,  ДПМ,  даже если и решит уйти к коммунистам, будет играть теперь по правилам ПКРМ. А это значит, что никакой либерализации политической системы Молдовы на этот раз не случится. Да и слишком престижных должностей  «приблудившимся» к ним демократам коммунисты тоже не дадут. Может быть, для того, чтобы подождать, пока демократы «дозреют» и упадут им в руки, и ушли коммунисты на отдых?


Кто-то может спросить: а зачем тогда  либералам уходить в оппозицию и ждать еще несколько лет, если никаких перемен от альянса ПКРМ – ДПМ не будет?


Ответ прост: в течение пары последующих лет экономическое падение продолжится, социальный кризис усилится, число недовольных в Молдове ещё более возрастёт и всплеск общественного недовольства просто сметет ПКРМ из структур власти, превратив её в партию с 15-20%  голосов.
В противном случае, в Молдове ещё долго будет сохраняться  нынешний хрупкий баланс сил. 



Если ЛДПМ, ЛП и АНМ все же предпочтут остаться в «Альянсе за европейскую интеграцию», они должны будут сделать в течение следующих недель  несколько принципиально важных  шагов:


-    сделать переговоры между собой максимально открытыми;
-  признать безусловное лидерство в «альянсе» ЛДПМ,  которая набрала больше голосов, имеет динамичный рост, профессиональную команду, способна мобилизовать тысячи граждан. ЛДПМ должна взять главные должности и принять на себя политическую ответственность. «Коалиционная ответственность» в условиях кризиса, безусловно, лишь угробит всех участников «альянса», как это произошло в 2001 году. Тогда, как известно, ни один (!!!) член АДР не прошел в новый парламент!
 - заручиться поддержкой Молдовы со стороны МВФ и Европейского Банка Реконструкции и Развития;
-   убедить ЕС предоставить Молдове в кратчайшие сроки Договор на ассоциацию, облегченный визовый режим, режим свободной торговли;
-   провести срочно консультации с Москвой  по базовым вопросам: нейтралитет, СНГ, кредит в 500 миллионов, и так далее;
-    начать процесс слияния либеральных партий на базе ЛДПМ;
- воздержатся от массовых «зачисток», люстрации и преследований в государственных и других структурах; 


Если Запад даст управляемой либерально-демократическим «альянсом» Молдове четкие гарантии однозначной финансовой и политической поддержки, тогда можно будет рискнуть. Если этого не будет, то взятие власти «альянсом»  будет равно для него политическим самоубийством. Тот факт, что ДПМ всё-таки подписала договор об «альянсе», даёт возможность либералам «закрутить гайки». В любом случае, либералы не должны поддаваться на шантаж со стороны демократов. Для того, чтобы либералы могли без опаски взять ДПМ в свой «альянс», им  нужно заставить её руководство публично дезавуировать тоталитарную политическую практику ПКРМ, пообещать не сотрудничать больше никогда с коммунистами, подписать соответствующий договор и дать публичные гарантии о сотрудничестве исключительно в рамках «альянса». В противном случае, нельзя исключать, что кто-кто из партнеров по коалиции «кинет» своих соратников в самый трудный момент, как это случилось  в апреле 2005 года.


ДПМ должна получить ровно столько от «пирога власти», сколько у неё мандатов, и ни на грамм  больше. То есть, пару министерств, пару парламентских комиссий. И всё. В противном случае, поддавшись шантажу со стороны ДПМ и пойдя на более значительные уступки, сами же либералы будут стимулировать оппортунизм и приспособленчество в эшелонах власти. 
 В парламентской республике именно та партия, которая набрала наибольшее количество голосов, должна взять на себя ответственность за создание правительства и органов власти.  С нашей точки зрения, лидер ЛДПМ должен проявить решительность. Владимир Филат пришёл  в политику из бизнеса, он знает «серые» схемы функционирования «теневых» импортеров и монополистов. Только он знает, как разрушить их, поэтому его в ПКРМ больше всего боятся. Коммунисты  боятся не «филологов» и «адвокатов», а бизнесменов.


Поэтому реальные  перемены в страну смогут принести только люди дела, а не мастера слова.

alt


ava.md

Автор: Богдан Цырдя