НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Максим Кузовлев: Шевчук ушёл. Что дальше?

Эксперты // 17:29, 7 августа 2009 // 2964
altУ Шевчука получилось поиграть в конструктивную оппозицию. Но всего лишь поиграть. Серьезной работы не получилось.

“Увещеваешь ты их или не увещеваешь: всё равно они не веруют”.
Коран, Сура 36:10

 8 июля в Приднестровье, первый раз в истории региона – глава Парламента добровольно сложил полномочия. Евгений Шевчук более не спикер Верховного Совета. Я внимательно прочел его текст «прощального обращения» к депутатскому корпусу. Сложно сказать, почему речь сразу начинается рассказом о том, сколь трудно пришлось ему с декабря 2005 года. При этом, всячески подчеркивая, как хороша законодательная власть в Тирасполе и как ужасна исполнительная.

«Сегодня ПМР как ржавчина разъедают коррупция, семейственность, кумовство, стало традицией, когда аргументы профессионалов второстепенны» - зачитал Евгений Васильевич. Бог ты мой! А неужели до сих пор такой ржавчины не наблюдалось? Или краска идеологии и пропаганды все скрывала так хорошо от глаз людских? Или неужели никто не знает про эти «ужастики»? Да нет же! Все знают! То есть ничего нового, увы, как ни жаль. То, что об это сказано с высокой трибуны – сути дела не поменяло.

Далее, уже бывший спикер, ругает работу конституционной комиссии при Президенте. Мол, мы под давлением отозвали наши апрельские предложения по изменению Конституции, а нам тут такое предлагают в упомянутой комиссии, что Парламент становится ручным и марионеточным. Ну а что нового-то? Столько было говорено-переговорено про гармонизацию приднестровского и российского законодательства! Ну и гляньте в российские законы – какое там место отведено Думе и Совету Федерации. Вот и применительно к приднестровским условиям – предлагается. Не нравится? А как же российский вектор во всем и везде?

Потом опять обвинения, обвинения, обвинения. В позах и лицах. Кто, когда, с кем.
Ну и в завершении выступления – я ухожу, не нужна мне эта власть, для народа трудился и тружусь. Это не слабость – это моя позиция.
Есть в этом выступлении фраза: «Люди ждут перемен». Люди в Приднестровье с середины 90-х где-то уже не ждут перемен. Те, кто поняли, что как ни крути, все будет, как было – просто поменяли жизнь. Или приспособились или, наиболее активная часть – уехали. В регионе – в те самые годы, когда Евгений Васильевич проходил службу в МВД Приднестровья на различных должностях, а позже стал работать в известной  коммерческой структуре, - жизнь так поменялась, что самим людям пришлось поменяться.

Теперь о  сути произошедшего 8 июля.
Господин Шевчук получил хорошую закалку и в органах внутренних дел и в «Шерифе». Образ честного милиционера, полицейского – чаще всего киношный, не настоящий. А образ честного бизнесмена – тоже,  согласимся редкость. Отнеситесь к отставке как к поведению бизнесмена. Стало невыгодно, опасно, неудобно, некомфортно, плохо - уходим. Я не верю в чудо перерождения.

Разговоры в Приднестровье идут, что самой большой бизнес-структуре стало просто невыгодно содержать в таком шумном виде свой политический проект -  «Обновление». Слишком много от него головной боли. С делами в стране и так все хорошо, а тут из-за таких непонятностей стали возникать вопросы. Зачем? Проще попросить уйти недовольного и продолжать делать деньги. Как в свое время писал тираспольский поэт Пётр Илюхин: «Кому назначен путь большой, / Тот не сбавляет обороты».  Не надо сбавлять обороты в бизнесе. Чего ради?

Подобная попытка что-то резко поменять, вытащить из под Смирнова его пост – не первая. Сейчас мало кто поминает случай с «Единством Приднестровья», организацией, которая была еще больше чем «Обновление», в которой, что ни депутат – то директор предприятия. И силы у них были, и возможности, и  поддержка некоторых московских товарищей.  И делали они все тише и не так пафосно, как «Обновление». И кто сейчас про него, «Единство Приднестровья», помнит? Где оно сейчас? Забудьте!

Припоминается также президентская избирательная компания в 2001 году. Преданные Смирнову люди Федор Добров и Том Зенович – стали конкурентами в избирательной компании. Федор Добров возглавлял городской совет Бендер, а Том Зенович был главой госадминистрации этого города. И тот и другой потеряли свои посты. Ну и, конечно, они не выиграли президентские выборы. Кто сейчас часто об этом особо вспоминает?

У Шевчука получилось поиграть в конструктивную оппозицию. Но всего лишь поиграть. Серьезной работы не получилось.

Не думаю, что данный шаг Шевчука был инициирован или согласован с Москвой. Ушел он сам. По собственному желанию.

Еще существую разговоры, что у руководства фирмы «Шериф» иной раз возникали недопонимания со спикером Верховного Совета. Ни для кого не является большим секретом, что многие представители власти в ПМР разного ранга получают зарплату и от фирмы и от государства. Ну как может позволить себе такой крупный бизнес сорится с властью, частью которой он и является?

22 июля, ровно через две недели, на последнем перед летними каникулами заседании  приднестровского парламента – депутаты быстренько выбрали бывшего зама Шевчука – Анатолия Каминского новым спикером. Не думаю, что на эту должность было много желающих. Место – хлопотное. Интересно, но изначально, депутаты хотели избрать нового спикера осенью, но, видимо, негоже переходить к отдыху, оставив парламент без председателя. Не думаю, что новый спикер будет продолжать «дело Шевчука». В этом нет никакой выгоды. Банальное объяснение, но зачем усложнять. Причины слишком явны, лежат на поверхности.

Исполнительной властью Приднестровья – цель достигнута. Законодатели утихомирены, можно более не очень уж волноваться за внутреннее спокойствие.