НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Владимир Стулов:Уважение к закону или нужен ли референдум в правовом государстве?

Эксперты // 14:29, 3 августа 2009 // 4727
altПравовое государство – это государство, обеспечивающее верховенство закона во всех сферах жизнедеятельности общества. Еще на юрфаке Одесского университета меня учили, что верховенство закона – важная, но все же внешняя, формальная сторона правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового государства есть качество, сущность самого закона. В подлинно правовом государстве закон должен соответствовать праву.

Но если подлинно правовое государство должно издавать законы, соответствующие праву, то значит в законе должны получать нормативное закрепление идеи, соответствующие потребностям именно современного прогрессивного развития общества. Сегодня подлинно правовое государство в ПМР – не реальность, а цель. Это нужно признать честно. Поэтому-то и работает Конституционная комиссия. Завершение преобразования нашего государства в правовое – практическая задача текущего момента. Одним из факторов решения этой задачи является формирование уважения к закону.
    
Что же представляет собой уважение к закону?
     
Уважение к праву, к закону есть такое отношение, которое основано на признании их высоких социальных качеств и характеризуется совпадением позиций закона и гражданина, а следовательно, стремлением к выполнению предписаний, согласованию своих действий с образцами, предлагаемыми нормами права.

В этом определении внимание концентрируется на фактическом поведении граждан, на согласовании ими своих действий с эталонами, содержащимися в нормах права.
В реальной жизни уважение к праву и к закону не может быть сведено только к согласованию гражданами своего поведения с нормами права, что обусловливается спецификой самого права.
Уважение к праву в сфере законодательной деятельности проявляется:
     – во-первых, во всестороннем учете особенностей общественных отношений, для регулирования которых издается нормативно-правовой акт;
     – во-вторых, в согласовании предполагаемых к изданию норм права с современными экономическими, политическими, идеологическими и другими возможностями обеспечения их реализации;
     – в-третьих, в учете и использовании всех достижений законодательной техники с целью наиболее точного и всем понятного выражения в нормативных актах воли законодателя.
Учитывая сказанное выше, можно определить уважение к закону следующим образом: уважение к закону – нравственная и политико-правовая категория, служащая для выражения отношения к нему, основанного на осознании его социальной ценности как регулятора общественных отношений. Оно предполагает в сфере законодательной деятельности согласование юридических норм с потребностями общества и реалиями жизни, а в сфере реализации их предписаний – устойчивые формы поведения, соответствующие природе, принципам и нормам права.

Уважение к закону делает необходимым не только утверждение принципа "разрешено все, что не запрещено" в качестве главенствующего общеправового и обновление действующего законодательства, но также и реальное, а не декларативное верховенство закона.
     
В последние полтора-два десятилетия законодательной деятельности Советского государства сложилась практика вынесения важнейших законопроектов на всенародное обсуждение. Вынося законопроект на обсуждение граждан, государство тем самым предлагало им вариант будущего закона и приглашало их высказать свое мнение о подготовленном законопроекте, что способствовало улучшению качества законопроекта. ПМР в этом не исключение.
    
 В современных условиях представляется целесообразным при подготовке крупных законодательных актов публиковать для всенародного обсуждения концепции предполагаемых к изданию законов. Это изменило бы отношение граждан к законодательной деятельности органов государства, сняло бы многочисленные скептические: "Все равно по-нашему не будет", "Там, наверху, уже все решено", способствовало бы формированию у граждан уважения к государству.
     
Обсуждение концепции Конституции, безусловно, позволило бы получить ценный материал, отражающий интересы и волю народа – носителя суверенитета и единственного источника власти в ПМР, который мог бы быть использован уже на стадии подготовки проекта Основного Закона.
     
Подготовленные таким образом особо важные законопроекты, при вынесении их на всенародное обсуждение, воспринимались бы гражданами, подготовленными к их обсуждению предшествующим обсуждением концепции данных законопроектов, по-иному. И при обсуждении положений проекта Конституции граждане шли бы не от параграфа проекта к реальной жизни через домысливаемые ими обстоятельства, а ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ) ЧЕРЕЗ ПОЛУЧЕННЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭТОГО АКТА ЗНАНИЯ К ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ИХ ИНТЕРЕСАМ И ВОЛЕ ПОЛОЖЕНИЙ,СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ. Очень важна роль в предварительной подготовке положений Основного Закона компетентных членов Конституционной комиссии, составление ее с наибольшим охватом интересов всех слоев населения. Таким образом, закон проходит как бы двухэтапные подготовку и обсуждение. Участие в подобном двухэтапном обсуждении законопроекта служило бы одним из факторов формирования у граждан УВАЖЕНИЯ к данному закону.
     
Если быть последовательным проводником демократизации всех сторон государственной жизни и укрепления дисциплины и ответственности, то следует также предусмотреть досрочное прекращение полномочий депутатов палат законодательной власти посредством отзыва избирателями в качестве меры их ответственности за недостаточную активность в текущей деятельности или за проявления беспринципности во взаимоотношениях с правительством или с Президентом. А также законодательные меры по усилению ответственности министров и правительства перед законодательными органами.
     
Становление правового государства предполагает не только усиление и повышение ответственности граждан перед государством, но в то же время и ответственности государства перед своими гражданами. И ЭТА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНА выражаться не в декларациях морально-политического характера, а БЫТЬ РЕАЛЬНОЙ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И НА ВСЕХ УРОВНЯХ.
      
Общеизвестно, например, что при несвоевременном внесении гражданами коммунальных платежей – квартирных, за пользование телефоном, уплаты налогов – начисляется пеня. И это справедливо. Но столь же справедливой должна быть ответственность государства за несвоевременную выдачу заработной платы работникам, платы по временной нетрудоспособности, выдачу денежных сумм, причитающихся в счет оплаты отпусков, или подъемных. Социальная справедливость требует, чтобы во всех этих и подобных случаях начислялась пеня в пользу работников.
    
Еще один важный момент – уважение к правам других лиц как одно из составляющих правовой культуры. Уважение прав других лиц выражается в четком и добросовестном выполнении обязанностей, корреспондирующих правам управомоченных субъектов. Таково, например, назначение пенсий по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, и т.п.
     
Пробыв в должности Президента РФ пять лет, В.В. Путин, характеризуя прошедший период, отмечал: "Власть парализовала себя внутренними противоречиями, а реформы превратились в социальный авантюризм. В результате мы получили общество, свободное от закона, порядка и морали". В своем Президентском послании Федеральному Собранию он также отмечал: "Вакуум власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами". Как тогда  писала российская печать, "тоталитарная система, как управляемая демократия, с начала девяностых годов плавно переросла в криминальную". Характерно, что Государственная Дума еще в 1997 году российскую законность определила как "коррупционную". Почему? Да потому, что все происходящее – это  красноречивое подтверждение отсутствия в стране целенаправленной и последовательной правовой политики. Вот еще о чем нужно думать на нынешнем этапе нашему Президенту.
     
Право использовалось в этот период не более как средство политики, не имея своего обратного воздействия на нее, вследствие чего обществу причинено немало вреда. Например, юридическая форма использовалась для претворения в жизнь приватизации, но при этом сдерживающие факторы отсутствовали, т.е. не были разработаны и не применялись юридические критерии оценки проводимой приватизации и в целом либерализации всей экономики. Практически не применялись санкции, юридическая ответственность. Не было четко определено, какие именно действия являются неправомерными. Вследствие этого никто из организаторов этой акции в России еще не понес юридической ответственности. Частично на круги своя государство вернуло ситуацию с господами Гусинским, Березовским, Ходорковским. У нас есть возможность объективно оценить ситуацию в ПМР и определить пути и возможности РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ. Реформы в государстве должны затрагивать и избирательное право. Выборы по партийной системе более демократичнее, отражают волю большинства населения, исключают судебные споры между кандидатами, уменьшают коррупционную состовляющую, увеличивают политическую активность населения через пропаганду позиций не отдельного кандидата, а целой организации, дают возможность четко определить курс, которым должно следовать государство-коммунистический,капиталистический,демократический,либеральный…
     
Чтобы государство стало правовым, а само общество – гражданским, правовая политика должна осуществляться на основополагающих научно обоснованных принципах. К таким принципам относятся: научная обоснованность, реалистичность, обусловленность потребностями развития общества, предсказуемость, легитимность и демократический характер, социальная направленность, гуманизм, гласность, сочетание интересов личности и государства, приоритетность прав человека, соответствие международным стандартам. С другой стороны, важно, чтобы эта политика опиралась на твердую легитимную, авторитетную государственную власть, поддерживала ее. Сегодня ключевой проблемой для Приднестровского государства является оптимизация правовой политики, повышение ее эффективности и результативности, достижение поставленных обновлением Конституции целей.
     
В заключение следует отметить: ныне особо актуальна проблема культуры пользования правами и свободами. Это вопрос не частный, а выходящий на уровень правовой культуры общества в целом. Очевидно, что без высокой правовой культуры в работе государственного аппарата, парламента, общественных объединений и партий, в повседневном поведении граждан преобразование молодого приднестровского государства в правовое просто неосуществимо.

Владимир Стулов
Вице-президент, международный союз (содружество) адвокатов