НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

РПИАЦ: Шевчук уходит, вопросы остаются

Эксперты // 21:15, 13 июля 2009 // 3193
Отставка председателя приднестровского парламента вызвала массу вопросов, на которые сегодня, иногда и во встречно-вопросительной манере пытаются отвечать политики, политологи и эксперты. Тем не менее, самые острые вопросы Шевчуку, по-видимому, решили оставить «на потом». Всё происходящее перетекает как-то по-летнему вяло и бесцельно. Сложно определить и цель  самого шевчуковского перфоманса с выходом за пределы круга неприкасаемых. Слишком узок был сей круг, и слишком тесно в горнице, ведь желающих побывать вторым лицом в государстве, всегда было предостаточно. Место спикера само по себе представляло серьезную ценность, и должны быть некие абсолютные причины, чтобы сойти с него, пустившись в свободное путешествие.

Никому не ясно – остается теперь Шевчук в политике или уходит, громко хлопнув дверью на прощание от обиды. Ничего не ясно. Быть может, и вправду слился. А возможно, наоборот, будет теперь копить силы и готовиться к финальному прыжку на президентских выборах – парламентские теперь, скажем уж честно, мало что будут решать. Ну, если так, то придется Шевчуку собирать команду, и готовиться не только к телеэфирам, но и к жестким вопросам, ответы на которые и сегодня не являются чем-то очевидным. О подобных вопросах и поговорим.

Теперь многие гадают: а что это вообще было? Политическая борьба Шевчука и депутатов ВС с президентом? Как-то, уж скажем честно, не очень похоже. Борьба предполагает взаимно острые ходы. Были ли они? Ну да. Поправки все вспомнят. А всё, что последовало потом – эдакое побивание бояр-депутатов слугами царя  – на политическую борьбу уж совсем не тянет.

Были у Шевчука симпатизанты среди граждан и общественных деятелей? Безусловно, были. Остаются они и сегодня. Ни один из них, правда не может объяснить происходящее сколь-нибудь внятно. Прощальное послание Шевчука «городу и миру» выглядит с точки зрения многолетней приднестровской политической спячки своего рода вызовом, амбициозными притязаниями. Но вызов предполагает цепь действий, а не красивую речь накануне скоротечного бегства. Выглядит как хлопанье дверьми со словами: «Вы все дураки, я хотел как лучше». Ещё бы заплакал…

Будем говорить о кумовстве, коррупции и других, затронутых Шевчуком острых проблемах? Но, пардон, что мешало-то бороться со всем этим в период нахождения на высокой ступени председателя парламента? Бороться каждый день, последовательно и твердо, принятием законов и преодолением, если нужно, президентских вето. У уходящего парламента и сложившего свои полномочия спикера были для столь благих целей все возможности. Почему от уходящего спикера мы слышим слова горькой обиды? Он же был главным, по сути, парламентским лидером. Что мешало побороть кумовство с коррупцией? В конце концов, можно было жестко и решительно заняться этим немедленно, прямо сейчас. Благо парламент еще не распустили. Жестко и последовательно вступить в борьбу – сначала с кумовством, затем с коррупцией, и далее – с чем душе угодно. Для этого есть и были у Шевчука все инструменты и возможности. Те самые, о которых в ПМР даже и не мечтают многие партии, неформатные политики, оппозиционные журналисты и диссиденты.

Вспомним все радикальные прожекты – Евгений Шевчук остро и твёрдо поднимал вопросы. По газовым деньгам, по приватизации ГРЭС, по минздраву. И каков результат? Всё уплыло из пустого в порожнее. Почему? Вероятно, по той причине, что возможны встречные, не менее жесткие вопросы. О тех же российских деньгах. Но, тем не менее, рассуждая о судьбе приходящих и уходящих российских денег, достаточно напомнить, что отчитываются за них – депутаты. И совсем недавно россиянам давали отчет. Россиян решение судьбы по этим деньгам устроило. Претензий не было. Всё чисто.

Евгений Шевчук, уходя, объявил себя пылким борцом с теми, кто разделил республику на бедных и богатых. Наверняка очень скоро зададут вопрос самому Шевчуку – бедный он или богатый? К каким слоям себя относит? Может нищий, или, скажем, зажиточный… Средний класс, или ближе к сливкам общества… Поплывут разные вопросы. О домах будут спрашивать – сколько стоит недвижимость личная – миллион или два? О лошадях на ранчо, заборах и целебных родниках… Ведь проблема не в родниках, собственно, а в том, что деньги тишину любят, и выходить на политическую арену, не имея хоть просто для приличия жену-предпринимателя как, скажем, Юрий Михайлович Лужков, трудно достичь любви народной. У родственников могут быть и миллиарды, но у самого должна быть простая рабочая кепка и не более. Иначе за борца с коррупцией и радетеля народных интересов не сойдешь, не проканает.

Ну и почему, собственно, депутаты не догадались принять налог на роскошь – провести в качестве закона норму, предполагающую повышенное налогообложение дворцов и прочих атрибутов сладкой жизни? Такое есть во многих странах. Налогообложение атрибутов роскоши наверняка помогло бы Приднестровью. Но на что-либо подобное Шевчук не решился. И ведь спросят – почему не решился? А спросят обязательно, потому что за брошенные сегодня упреки нужно отвечать.

Много лет Шевчук лично был на вершине пирамиды власти. Был ли у него, как у главы парламента, ресурс для настоящей борьбы? Той борьбы, о которой сказано в последнем слове уходящего спикера… Разумеется, можно было еще пободаться. Коли уж такими правильными были поправки, можно было стоять на них до конца, твердо стоять на своём. Как раз в эти дни бы уж третье слушанье поправки прошли. Честно бы было? Честно. Если б общественники за руки - за ноги начали депутатов из бархатных кресел выволакивать, глядишь, народ бы выступил в поддержку своих избранников и не позволил бы свершиться недостойному. Почему не захотели стоять на своем до упора?

Президентская вертикаль начала «давить». Ну, можно было, раз уж столь высок градус протеста в парламентских стенах, инициировать процедуру импичмента президента. Мера законная, в обществе хватило бы её сторонников. Глядишь, и переломили бы президентский веник, если б налегли дружно всем парламентским корпусом с привлечением общественных масс. При имеющемся информационном ресурсе всё это было вполне возможным. Но, как-то быстро всё сдулось, скисло. Разброд и шатания, одним словом. Настоящей политической битвы, как оказалось, никто в парламентских верхах не хотел. Покорчили депутаты из себя протестующих, и успокоились в стиле первоапрельской шутки.

Что ждет Шевчука в дальнейшем? Нам это не так важно. Важно, чтоб приднестровские политики, формируя эмоциональные реплики в адрес населения, были готовы к встречным вопросам точно так же, как и к тому, что путь к власти никто не собирается выстилать накрахмаленными простынями и персидскими коврами. Достаточно вспомнить, каким был путь к президентству  у самого Смирнова, каковы были риски, какова была ноша. И политические баталии, и тюрьмы и война за плечами… было ли это за плечами Шевчука? А ведь это то же вопрос… Ведь главное –  не прокричать что-то протестное, а здраво оценить свои возможности, посмотреть на себя в зеркало вовремя. Чтобы потом, не дай Бог, под неудобной ношей пупок не развязался.

Радион Крупицын, аналитик РПИАЦ