НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

РПИАЦ: Куда исчезло «Обновление»?

Эксперты // 20:51, 18 июня 2009 // 3841
Момент внесения проекта конституционных поправок депутатами Верховного Совета ПМР, как оказалось позже поддержанных почти 100% парламентариев, оказался началом новой революционно-политической эры в Приднестровье. За долгие последние годы приднестровцы впервые воочию смогли увидеть настоящий политический кризис. Депутаты, несмотря на тихие, подчас скрытые угрозы в свой адрес, упорно гнули свою линию, упершись лбом в исполнительную вертикаль. Да, ранее им удалось сокрушить на своем пути ряд министров, заменив их своими ставленниками, возможно, думали, что и на этот раз все получится. Тем более, что правовые рычаги были у них в руках.

Лидером «оппортунизма» местного розлива выступил спикер Шевчук и актив партии «Обновление». Многие местные и молдавские политологи стали рассматривать эту общественную организацию как структуру, способную не просто взять в «ежовы рукавицы» политический ландшафт ПМР, «обновленцев» считали чуть ли не партией власти. 25 000 членов, директора крупнейших предприятий и прочие акулы приднестровского бизнеса – чем не местная «Единая Россия»? Многие другие политические силы, эксперты и журналисты подогревали амбиции «Обновления»: даже промолдавские местные коммунисты и ярые оппозиционные деятели уверенно хлопали их по плечу, мол, «давайте ребята, не бздите, сокрушайте смирновский режим, вы молодые, у вас получится».

Сложно судить о том, кто именно вселил столь значительную порцию энтузиазма в депутатскую верхушку «Обновления», но они уперлись покрепче об землю копытами, и начали давить на вертикаль. Вертикаль на мгновение прогнулась, всем казалось, что вот-вот, еще немного, и старое уходящее уступит дорогу молодости, наглости и напору. Еще свежи воспоминания о том, как Евгений Шевчук гневно в пух и прах разносил теперь уже бывшего министра Балалу…

Ветер фортуны дул Шевчуку в спину, толкая на самый верх. Его, лидера «Обновления», избрали спикером вместо казалось бы непотопляемого, и, по некоторым данным, сильно обидевшегося на столь непредсказуемо внезапное унижение Григория Маракуцу. Шевчук не был оппозиционером, а «Обновление» никогда не объявляло себя оппозиционной партией. В качестве «партии власти» долгое время без каких-либо недопониманий в отношениях с президентом у «Обновленцев» всё получалось. Но первый же рывок, на который «обновленцев» то ли спровоцировали униженные ранее местные либералы и коммунисты, то ли юношеская бравада вскружила спикеру голову… этот рывок позорно захлебнулся, стоило лишь Шевчуку и его компании пересечь некую невидимую линию, с одной стороны которой – власть, а с другой – ее оппоненты и недоброжелатели. Шевчук и его «Обновление» вдруг внезапно оказалось в оппозиции. И что? Сколько времени в таком качестве смогла эта партия продержаться?  Сколько дней, часов, минут?

После первых же информационных ударов, нанесенных по «обновленцам» старой президентской гвардией, о которой вроде как уже давно нигде не писалось, не говорилось и не показывалось, все ждали от «Обновления» и близких к ним СМИ ответных жестких ходов. Восстание против Смирнова, подразумевало, что новый молодой, уверенный в себе лидер, призовет под бледно-белые партийные знамёна всех недовольных, чтобы вместе сокрушить столь осточертевший «режим». Вначале вроде так и было. Вокруг спикера Шевчука выстроились хоржаны, радченки, бучатские и прочая оппозиционно-маргинальная рать, мечтавшая его руками убрать ненавистного им Смирнова. Но сигнал так и не поступил.

Ждали, внимательно всматриваясь в телеканал ТСВ, на котором Шевчук и его «обновленческая» команда прописались уже долгие годы. Ждали, вчитываясь в строчки сайтов Верховного Совета, Нового Региона, Регнума и так далее…
Но никто ничего не дождался. Шевчук, не привыкший быть в оппозиции, сдрейфил и пропал с горизонта. Куда-то делось «Обновление» - из партии, не решившейся ни на одно политическое действие, ни на один государственный поступок, внезапно повалили люди – от рядовых членов до высших партфункционеров. Точечный удар десятка активистов Волковой нанёс этой красочной и масштабной как Титаник посудине непоправимый ущерб. Такими «обновленцы» Дируны и прочие Гузуны и останутся в истории ПМР - как побеждённые настоящей революционеркой Анной Волковой.

Титаник, как известно, войн вести не может. Он может только плыть, развлекать гостей и создавать атмосферу безоблачного барского уюта. Еще он беззащитен, трусоват и беспомощен перед любой мало-мальски серьезной заварушкой. Чем «Обновление» ответило на политический вызов, брошенный Волковой, у которой в общем-то не было за спиной ни «25 000»  партчленов, ни крупных директоров, ни телеканалов, ни десятков тысяч продуктовых пайков, ни миллионов долларов? Да ничем! Может и не было никогда этой партии? Да, к оппозиционной деятельности «обновленцы», и впрямь, были не готовы, и «малый» президентский политический полк посеял панику и ужас в некогда сплоченных рядах самого большого и грандиозно-торжественного политического Титаника Приднестровья – «Обновления».

Можно ли было избежать того, чтобы «Обновление» не оказалось в некотором смысле могилой?  Оттуда, да, и по сей день находятся смельчаки, пытающиеся выбраться на поверхность, чтобы не прикопали вместе с гордо молчащим Шевчуком. Вначале – показали себя как Титаник, теперь – как политический могильник, который вот-вот начнет выравнивать с поверхностью ковш президентской  гвардии…

Будем объективными, шансы у них, разумеется, были. Можно было вывести 25 000 членов «Обновления» на главную площадь и провести свой митинг в поддержку Верховного Совета, можно было обратиться к России с просьбой о срочном визите лидера «Единой России» или хотя бы соответствующем приеме на высшем уровне в Кремле. Похлопал бы какой-нибудь важный человек Шевчука в Москве, потрепал по щеке – глядишь, и Смирнов бы поостыл малость, одернул бы Волкову, усадил бы ее за очередной литературный шедевр. Можно было «обновленцам» начать немедленную агитацию в поддержку собственных инициатив на заводах и фабриках республики, осыпать цветами сотрудников силовых структур, в общем, делать какие-либо политические шаги, свойственные партиям. Шевчук и группа 16-ти… или 17-ти – все по-разному о них пишут, могли бы в стенах Верховного Совета устроить бессрочную голодовку. Привлекли бы внимание мировой общественности, глядишь, их поддержали бы другие страны как борцов с диктатурой и еще чем-нибудь. Наверняка бы поддержали! Но их фантазии хватило лишь на то, чтобы «гордо с достоинством» забиться в угол. Нынешнее поведение «обновленцев» - это, по сути, капитуляция, равная политическому самоубийству.

Может депутаты «Обновления» воспитывались сугубо мамами и бабушками?  Во всяком случае об этом свидетельствует их мямленье и периодически возникающие истерики, коими страдают «маменькие сынки».  Начали вести себя как оппозиция, а потом струсили». В Приднестровье за подобное презирают.

 Так что весь этот красивый балаганчик, созданный политтехнологами по мотивам фильма «Титаник» медленно уходит на дно. Вместе со всеми своими пассажирами, которые, как мы помним, очень дорого заплатили за билеты. Нам будет очень не хватать этого нарядного беленького, прекрасного на вид политического Титаника. И через полгода кто-нибудь приезжий обязательно спросит: «А где ж ваше Обновление»? А  любой житель Приднестровья задумчиво скажет: «Какое объявление? Не слыхали, не видели, не знаем». И смутно припоминая Шевчука в белоснежной футболке и рваных джинсах на приеме у президента Смирнова, произнесут: «А был ли мальчик?».