НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

В. Сирик: «Переход к пропорциональной системе выборов в Приднестровье - это естественное следствие глубокой политической реформы»

Эксперты // 14:44, 11 мая 2011 // 1150

Неоспоримым является тот факт, что партийно-политическая система в нашей республике с  2009 года до начала текущего года претерпевает существенную трансформацию. Её  сущность можно определить как переформатирование внутреннего политического пространства. Системный кризис существующей системы управления, тяжелые социально-экономические проблемы, необходимость  конституционной трансформации ПМР подталкивают гражданское общество и политические организации к еще одному важному и неизбежному шагу. Это наиболее  быстрый и последовательный  переход к пропорциональному способу формирования представительных органов власти, к выборам по партийным спискам в парламент Приднестровья.


Дискуссии на эту тему в электронных и печатных СМИ республики только в апреле-мае текущего года приобрели поистине драматический характер. Ни для кого не секрет, что представители бюрократических структур смотрят на политические объединения и партии  не как на единственно возможный  институционально-политический механизм, ставящий  маленькую страну  в ряд  полноценных государств, а как  на «некое неизбежное и временное зло», от которого требуется практика постоянного «одобряемся» в отношении часто бездарных и нелепых инициатив и «начинаний» существующего режима. Также необходимо от партий  безусловное послушание и максимальный сервилизм.


В своем эксклюзивном интервью для ИА «Лента ПМР» 10.05.2011 г., отвечая на вопрос о целесообразности перехода к пропорциональной системе выборов, известный российско-приднестровский политолог Вячеслав Сирик  подчеркнул: «Действительно, избирательная система и механизмы ее эффективного функционирования относятся к факторам институционального дизайна государства. По меньшей мере,  два раза в совершенно конкретных историко-политических условиях мы переживали как бы внезапный бум партийного строительства. Впервые энтузиазм «гражданских самодеятельных партстроителей» приходился на 1989-1993 годы. Однопартийная модель – «КПСС есть единственно-возможная Партия-Государство» - была разбита вдребезги в течение очень короткого времени. Защита ПМР (это абсолютно уникальный и достоверно-неоспоримый факт) осуществлялась без «коммунистической идеологической доминанты» подлинным союзом рабочих и крестьян. Политический успех 1990-1995 годов в создании институтов самостоятельной власти и государственных учреждений  был, в первую очередь, обусловлен фактором «самоорганизации народа». В этот период подчиненность партийных групп общественно-демократическому движению стала казаться главной отличительной чертой  социально-политического строя Приднестровья.


Прошло 10 лет - система «авторитарного правления» была вынуждена пойти на стимулирование партийного роста в 2005-2006 гг. За еще более узкий промежуток времени, чем первый «партбум», возникли 9 организаций, четко идентифицировавших себя именно в качестве «политических партий». Они составили наличную полноту спектра социально-политического представительства, борясь за власть и электорат…».


Но сегодня, практически в середине 2011 г., ситуация развивается несколько в ином русле. Характеризуя нынешнее положение, Вячеслав Сирик открыто признал: «Конъюнктурное влияние так называемого «Плана Ющенко для Приднестровья» в области конституирования партийно-политических организаций я не исключаю. Но, если даже предположить,  что влияние существовало в реальности, оказалось оно слишком опосредованным и далеким. Партии соревновались в образовании и росте на территории Приднестровья самостоятельно, и также самостоятельно волна пошла на спад… Мне приходилось в июле 2010 г, еще накануне юбилея нашего государства, для ресурса РИА «Днестр» констатировать незавершенность партийно-политического  дизайна. Не получилось создать устойчивую «партию власти», не представлены в местных органах власти и в ВС ПМР сельские труженики. Назовите их хотя бы «арендаторами», «производителями сельскохозяйственной продукции» или же прямо «партией мелких сельских хозяев». Нет у нас ни одной «рабочей партии» или партийно-клерикального объединения. Не совсем  понятно, что такое «внутренняя оппозиция» в преддверии предвыборной кампании Президента ПМР, которая, как известно, стартует в сентябре 2011 года. Единственный депутат-коммунист в Верховном Совете ПМР V созыва настолько своеобразно «ворвался в состав депутатского корпуса», что было бы естественно поинтересоваться: разве этого достаточно для репрезентативности альтернативных политических взглядов в масштабе небольшой республики?»


В продолжение интервью Председатель экспертного совета РПИАЦ  Вячеслав Сирик отметил несколько важных и любопытных деталей, напрямую раскрывающих сложность и актуальность темы неразрывной связи трансформирования системы выборов, обновления способов властно-политического регулирования общественной жизни ПМР и внедрения ряда социально-экономических реформ. В частности, он сказал: «Было время, когда мы подсмеивались, с иронией и довольно ядовито говорили о «догмах марксизма-ленинизма», «о безнадежно устаревших взглядах на приоритеты экономики и политики». Трудно даже представить насколько магическую силу затмения трезвого сознания еще 15 лет назад имели тезисы о «народном капитализме в отдельно взятой наперсточной стране», «о возможности реализации проекта малой Швейцарии», иллюзорные «административные мечтания о стабильной и самодостаточной республике»… Теперь это воспринимается глупостью и непростительной политической ошибкой. Ведь действительно никуда не деться от такого факта, как подлинная политическая партия, потому что это всегда возлагает ответственность на коллективного лидера в вопросах решения социально-политических проблем. Если такого лидера нет, то, соответственно, нет и связи между Народом и Государством. Официальная власть повисает в вакууме, и без социально-классовых опор может рухнуть под давлением неразрешимых конфликтов даже богатое «нефтяное и гиперреволюционное государство». Здесь будут бессильны танки и 40-летний «военный режим». Достаточно посмотреть на пример декабря 2010 - середины мая 2011 г.: понятно, что, как и с СССР в 1989-1991 гг., без американской «подрывной агентуры влияния» в Тунисе, Алжире, Марокко, Египте, Ливии и Сирии дело не обошлось. Ясно как день ещё более важное обстоятельство: народы устали. Те самые пресловутые «массы рядовых  мусульманских граждан», верящие в социализм с « арабо-мусульманской спецификой»,  сражаются со «старыми демонами пустынь». Сражаются,  чтобы выжить и победить».