НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

«Стратегия развития Приднестровья: необходимые задачи и перспективы»

Эксперты // 10:34, 16 марта 2011 // 2611
altЗдравствуйте, уважаемые друзья, коллеги!

Хорошей, весенней погодой нас встречает Тирасполь, что сразу настраивает на позитивный лад. В этой деловой обстановке я кратко остановлюсь на итогах командировки в Москву, а затем перейду собственно к своему выступлению.

Прежде всего отмечу, что Россия в очередной раз проявила свою приверженность реализации последовательной политики в отношении защиты и поддержки проживающих за ее пределами соотечественников, в том числе и в Приднестровье.

В ходе состоявшихся, крайне полезных и плодотворных, встреч в Государственной Думе Российской Федерации, в Администрации Президента Российской Федерации, в Совете Безопасности, Администрации Правительства Российской Федерации обсуждался ряд очень важных вопросов политического и социально-экономического развития Приднестровья.

Состоялись встречи с Председателем Государственной Думы РФ – Грызловым Борисом Вячеславовичем, руководителем Администрации Президента РФ - Нарышкиным Сергеем Евгеньевичем, заместителем секретаря Совета Безопасности - Зубаковым Юрием Антоновичем, председателями комитетов ГД: по конституционному законодательству и государственному строительству – Пилигиным Владимиром Николаевичем, по делам СНГ и связям с соотечественниками – Островским Алексеем Владимировичем, по экономической политике и предпринимательству – Фёдоровым Евгением Алексеевичем.

Сегодня я кратко остановлюсь на основных итогах рабочей поездки в Российскую Федерацию. Подробно результаты моего визита будут освещены в ходе пресс-конференции, проведение которой запланировано на 17 марта.

Так, обсуждался широкий круг вопросов:

- конституционная реформа;

- выделение Российской Федерацией финансовой помощи для осуществления кредитования субъектов агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, возможности переработки и реализации приднестровской сельскохозяйственной продукции, в том числе на рынке Российской Федерации;

- работа промышленных предприятий, в том числе с участием российских инвесторов;

- оказание содействия в разработке Стратегии развития Приднестровья на период до 2025 года;

- оказание гуманитарной помощи пенсионерам и другим социально не защищенным категориям граждан Республики;

- развитие и углубление межпартийного сотрудничества всероссийской партии «Единая Россия» и республиканской партии «Обновление».

С удовлетворением могу проинформировать всех приднестровцев и, прежде всего, подчеркнуть, что в ходе обмена мнениями с российскими коллегами по выше обозначенной проблематике нам удалось достичь полного взаимопонимания в необходимости продолжения нашего тесного взаимодействия, а также получить подтверждение со стороны руководства России о всемерной поддержке Приднестровья.

Свидетельством сказанного выше может служить:

1) возобновление с 1 апреля направления гуманитарной финансовой помощи на выплату дополнительной ежемесячной помощи пенсионерам и улучшения качества питания в лечебных и специализированных учреждениях (средства поступят на этой неделе; механизм распределения и конкретные размеры выплат будут утверждены на пленарном заседании Верховного Совета 23 марта);

2) в стадии решения вопрос выделения финансовой помощи для дальнейшей реализации проекта технического кредитования субъектов агропромышленного комплекса Приднестровья.

По рекомендации руководства РФ я провёл встречи с руководителями фонда «Центр стратегических разработок», Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», института экономики и законодательства. Центральной темой состоявшихся встреч стала Стратегия развития Приднестровья на период до 2025 года. Здесь мы также достигли договорённостей о сотрудничестве и непосредственном участии данных научно-исследовательских центров в работе над разработкой такого стратегически важного и необходимого для Приднестровской Молдавской Республики документа.

Сегодня на нашем круглом столе присутствуют представители данных структур, которые выслушают нас, и, надеюсь, выступят и поделятся своим видением решения этих актуальных вопросов.

Уважаемые друзья!

На протяжении последних месяцев в республике идет активное обсуждение проекта Конституции. Создание правительства, выбор избирательной системы, полномочия Премьера – эти и другие вопросы конституционного строительства открыли в обществе широкую дискуссию.

Но, на мой взгляд, центральной темой этого обсуждения является не специализированные вопросы, у кого сколько полномочий, а проблемы, которые затрагивают каждого жителя Приднестровья:

«Зачем мы инициировали внесения изменений в Конституцию»? «Для чего нам необходимо усовершенствовать нашу систему государственного устройства»? «Что получит каждый гражданин нашей республики от этих изменений»?

Ответы на эти вопросы очень простые и в то же время сложные. Но именно от них будет зависеть понимание того, как мы хотим и можем развиваться, и каким видим будущее Приднестровья.

В этой авторитетной аудитории я хочу ответственно сказать. Не реформа ради реформы, не смена вывески с Кабинета Министров на Правительство, а реальная необходимость обозначить стратегические ориентиры и механизмы для нашего развития – это является основной причиной и необходимостью начала конституционных изменений.

В зависимости от того, насколько качественно мы сможем перейти к стратегическому планированию и стратегическому управлению государством, зависит будущее Приднестровья, а значит каждого приднестровца.

Именно для решения этой задачи мы начинаем общественную дискуссию по вопросу разработки Стратегии развития Приднестровья. И сегодня в таком расширенном составе предлагаю всем нам обсудить:

во-первых, те проблемы, решение которых нам предстоит заложить в основу Стратегии;

во-вторых, определить те принципиально иные критерии, требования и подходы, которые мы должны будем заложить в основу государственного управления для решения проблем в экономке и социальной сфере;

в-третьих, четко определить тот эффект, отдачу, которые мы хотим и должны общими усилиями получить от реализации этого стратегического документа, к числу которых я отношу повышение качества жизни граждан, развитие социальной сферы и экономики.

Уважаемые коллеги!

Социально-экономическая ситуация в республике на сегодняшний день характеризуется высоким дестабилизирующим потенциалом. На протяжении многих лет мы живем негативными ожиданиями и отрицательной динамикой многих процессов в экономике и социальной сфере:

1. Трудоспособное население покидает республику, реализуя свои способности и знания за пределами республики.

2. Уровень жизни граждан падает, вместе с тем стоимость жизни, то есть того минимально необходимого набора благ, возрастает и, увы, не в равных пропорциях к доходам населения, приближаясь к цене жизни в столицах европейских государств.

3. Государство не может собственными доходами обеспечить реализацию своих функций в полном объеме. На протяжении пяти лет мы наблюдаем устойчивый рост дефицита бюджета и отсутствие механизмов его сокращения, рост государственных расходов, а также константное уменьшение собственных ресурсов на их обеспечение.

4. Крепнущая зависимость от привлеченных ресурсов оборачивается ростом как внутренних, так и внешних обязательств государства. Эти ресурсы на протяжении многих лет нами просто «проедаются», не оказывая никакого содействия экономическому развитию.

Конечно, непризнанный статус республики и связанные с этим сложности внешнеэкономической деятельности оказали самое непосредственное влияние на ситуацию. Вместе с тем необходимо признать, что диспропорции и противоречия, заложенные во внутренних регуляторах, влияющих на экономическое развитие, не несут в себе стимулов к росту и привлечению как внутренних, так и внешних инвестиций.

Разработка и реализация только антикризисных, оперативных мероприятий, направленных на локальную поддержку экономических субъектов, безусловно, необходимы, но недостаточны. Фрагментарность, несистемность подходов к разрешению системных и взаимообусловленных проблем не решают главной задачи – повышения качества жизни людей и их благосостояния, не закладывает условий для устойчивого роста экономики в целом.

Все мы четко осознаем, что чем дольше сохраняются негативные ожидания, тем более затяжным и возвратным оказывается процесс выхода из сложившейся ситуации.

Сегодня вместе с исполнительными органами власти мы работаем над Концепцией бюджетной и налоговой политики на 2012 год и среднесрочную перспективу, в которой будет определен вектор развития налоговой системы и которая обусловит возможности государства в бюджетной сфере до 2015 года.

Вместе с тем считаю, что этот документ будет только в том случае эффективен, если он будет составной частью долгосрочной Стратегии развития Приднестровья на ближайшие 14 лет, т.е. до 2025 года.

Поиск, внедрение и запуск механизмов самостоятельного развития на основе как можно более полного использования внутренних ресурсов – вот та стратегическая, масштабная задача, стоящая как перед органами государственной власти, так и всем спектром политических и общественных сил.

Уверен, что для решения накопившегося комплекса проблем и достижения положительного эффекта у нас есть внутренний потенциал и резервы, воля, желание и уверенность в собственных силах.

В этой связи озвучу мое видение развития ключевых направлений, где у нас, несомненно, есть потенциал к росту и развитию. Предложенные тезисы не считаю окончательными и, безусловно, с вашей помощью они будут расширены и наполнены механизмами достижения позитивной динамики по совместно определенным стратегическим направлениям.

1. Сельское хозяйство.

Выстраивание государственной аграрной политики, целью которой должно стать создание условий для устойчивого, динамичного и эффективного развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, роста объемов сельскохозяйственного производства, увеличения доли аграрного сектора во внутреннем валовом продукте, обеспечения продовольственной безопасности республики и повышения конкурентоспособности производимой отраслью продукции, восстановление инфраструктуры сельских территорий, улучшение качества жизни сельских жителей.

Отдельные шаги в данном направлении уже сделаны и реализуются:

1) это запуск механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств финансовой помощи Российской Федерации, поступившей в 2008 году, с дальнейшим рефинансированием возвратных средств на поддержку субъектов агропромышленного комплекса. Общий объем средств, инвестированных государством в рамках данного проекта, на сегодняшний день составляет более 9 миллионов долларов США;

2) предоставление бюджетных кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам в рамках реализации государственных мер по минимизации последствий влияния мирового экономического кризиса;

3) финансирование мероприятий в рамках реализации Государственной программы стабилизации и развития агропромышленного комплекса Приднестровской Молдавской Республики;

4) разработка и принятие закона «О банке сельхозразвития» в целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В бюджете 2011 года на создание и деятельность данного кредитного учреждения заложены средства в сумме 20 млн. рублей.

Вместе с тем данных мер недостаточно. Инвестиционная привлекательность агропромышленного сектора экономики по-прежнему крайне низка. Поэтому необходима комплексная программа возрождения села и развития сельскохозяйственного производства и переработки, ориентированных, прежде всего, на внутренний рынок, его емкость, потребности и покупательную способность.

2. Малый и средний бизнес.

Еще одним внутренним резервом является малый и средний бизнес. На первый план выступают вопросы создания стимулирующих условий для расширения сегмента малого и среднего производственного предпринимательства по всем направлениям: стимулирующая система налогообложения; устранение административных барьеров для создания, осуществления и развития бизнеса; финансовая, информационная, консультационная и организационно-методическая помощь.

Уже в этом году в рамках реализации государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике должен начать свою работу Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике. Средства на эти цели в сумме 20 млн рублей также заложены в бюджете на 2011 год.

3. Государственная поддержка промышленности.

Промышленный сектор в настоящее время – основной донор бюджетной и финансово-кредитной системы государства. При этом именно крупные предприятия- экспортеры наиболее уязвимы и зависимы от внешних факторов: ценовой политики на сырье и готовую продукцию на мировых рынках; транспортных издержек, обусловленных внешнеполитическими проблемами.

Вместе с тем есть и внутренние факторы, которые мы контролировать можем и должны. Это, прежде всего, налогообложение, направленное на поддержку предприятий- экспортеров, на стимулирование внедрения инновационных технологий, на привлечение внешних инвестиций в экономику государства.

При этом налоговые стимулы не должны расцениваться как благотворительность со стороны государства, а, наоборот, запускать механизмы самостоятельного развития, изыскания внутренних ресурсов, быть помощью ради самопомощи.

4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Еще одним фактором инвестиционной привлекательности нашего региона является удобное транспортно-географическое положение. Эффективное использование данного фактора должно стать тем стимулом, который позволит уменьшать транспортные издержки субъектов внешнеэкономической деятельности и обеспечить динамичное движение и приток в республику в первую очередь ресурсных инвестиций.

Восстановление полноценного движения пассажирского и грузового железнодорожного транспорта; создание оптимальных транспортных коридоров и усиление транзитных функций Приднестровья в перевозке грузов и пассажиров; обеспечение оптимальных схем экспорта и импорта продукции; эффективное использование железнодорожных путей и грузового транспорта хозяйствующими субъектами для осуществления экспортно-импортных операций – вот те цели, которые должны стать лейтмотивом внешнеполитических решений.

Развитие туризма.

Особенность развития туристической индустрии заключается в достижении комплексного эффекта, проявляющегося в последовательном развитии таких отраслей экономики, как строительство, сельское хозяйство, торговля, связь, транспорт. Туризм может стать локомотивом для развития отдельных регионов республики, я имею в виду Каменский и Рыбницкий районы, а также и для других сфер экономики. Мы имеем спектр условий для создания и эффективного продвижения туристического бренда «Приднестровье».

Очевидно, что практическая реализация этих направлений должна способствовать созданию условий для инвестиционной привлекательности Приднестровья.

Это, в свою очередь, предусматривает разработку комплекса мер по раскрытию всего инвестиционного потенциала Приднестровья. Разработки и внедрения механизма по информационному взаимодействию между государственными структурами и бизнесом.

Вместе с тем необходимо отметить, что как разработка, так и реализация Стратегии развития Приднестровья, возможны при определенных условиях.

Первое – это консолидация власти. Невозможно говорить о Стратегии развития, если в обществе нет консенсуса по общим стратегическим вопросам развития страны. Дискуссия вокруг конституционной реформы продемонстрировала, что понимание важности и необходимости изменений есть у всех. Конечно, не всех устраивает такая взвешенная позиция. Так, сторонники «революционных преобразований» и форсированных изменений политической системы пытаются навязать идею перемен ради перемен и ввергнуть общество в состояние конфронтации и недоверия к органам власти.

Считаю это недопустимым. Консолидация политической системы – главное условие развития государства. И мы сделаем все необходимое, чтобы сохранить этот вектор. В то же время консолидация – это не застой, когда нельзя замечать объективных процессов, которые проходят в обществе и мире.

Второе – модернизации государственного управления. Реализация Стратегии предусматривает разработку новых подходов управления, механизма его реализации и ответственность за принятые решения.

В этой связи мы выступаем за введение поста премьер-министра и учреждение правительства. В предлагаемой конструкции «сдержек и противовесов» между органами власти премьер и возглавляемое им правительство должны стать центрами разработки стратегии и идеологии назревших реформ, должны осознавать ответственность перед обществом за реализуемую политику.

Вместе с этим мы должны уйти от чрезмерного централизма к большей самостоятельности и ответственности за принимаемые решения.

Третье – интеграции с Россией. Любая стратегия развития может быть успешна только в случае опоры на духовно-нравственный потенциал общества. Приднестровье – часть русского мира. И Республика может быть только в том случае успешна, если эта связь будет только возрастать. Это означает более глубокую интеграцию в области культуры, образования, науки.

Уважаемые друзья!

Конечно, для практической реализации поставленных задач нам необходимо объединить усилия, организовать самую широкую дискуссию с привлечением лучших экспертов и выйти на ту технологию решения, которая позволит не только остановить негативные процессы в социально-экономической сфере, но и обеспечить поступательное развитие нашего государства. В этой связи для обеспечения нашей совместной работы считаю целесообразным создать рабочие группы с участием экспертов, научного сообщества, представителей общественности и бизнеса для проработки указанных вопросов.

Несомненно, что многим наша инициатива будет не по душе, но – как гласит народная мудрость – дорогу осилит идущий. Рассчитываю на понимание серьезности стоящих перед нами задач, на конструктивный диалог и совместную реализацию принятых решений на благо народа Приднестровской Молдавской Республики.

Спасибо за внимание.