Уважаемые коллеги!
Сегодня мы, депутаты Верховного Совета пятого созыва, приступаем к работе в режиме пленарных заседаний. Нам необходимо, прежде всего, определить основные задачи и стратегические вопросы нашей деятельности и, исходя из этого, определить структуру Верховного Совета, сформировать рабочие органы и в соответствии с Регламентом избрать заместителей Председателя Верховного Совета.
В качестве приоритетных направлений деятельности Верховного Совета пятого созыва, на мой взгляд, следует рассматривать разработку законопроектов в области повышения качества жизни, привлечения и реализации инвестиционных проектов, модернизации системы управления и сохранения преемственности нашего стратегического курса, в основе которого находится признание Приднестровской Молдавской Республики.
Экономика является базисом любой государственной или политической конструкции. И здесь на первый план выходят вопросы создания стимулирующих условий для активизации внутренних резервов, развития экономического потенциала, расширения мер государственной поддержки секторов экономики, которые должны стать «подушкой безопасности» для бюджетной системы, денежно-кредитной сферы и занятости населения.
Для этого нам необходимо:
• формирование адекватной законодательной основы для расширения сегмента малого и среднего производственного предпринимательства, ориентированного, прежде всего, на потребительский спрос, потребности и емкость внутреннего рынка. Государственную политику содействия предпринимательству следует строить таким образом, чтобы:
– устранить нормативно-правовые и административные барьеры;
– создать условия для расширения доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
– облегчить процесс получения малыми предприятиями комплексной информационной, консультационной и организационно-методической помощи;
– увеличить долю в малом и среднем бизнесе неторгового сектора, т.е. промышленных и обрабатывающих производств, бизнеса, работающего во взаимосвязи с крупным бизнесом, в секторах здравоохранения, образования и иных социальных услуг.
Основным социальным результатом государственной поддержки должна стать реализация потенциального эффекта от развития малого предпринимательства, выраженного в положительной динамике такой системы показателей как прирост рабочих мест и соответственно снижение уровня безработицы, рост доходов граждан и покупательского спроса в целом, увеличение поступлений в бюджет, позволяющих государству решать комплекс социальных задач;
• законодательное выстраивание четкой государственной аграрной политики, целью которой должно стать создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, увеличения доли аграрного сектора во внутреннем валовом продукте, обеспечения продовольственной безопасности республики и повышения конкурентоспособности производимой отраслью продукции. В основу государственной политики должна быть заложена комплексная программа, которая бы определила ее цели, задачи и основные направления, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности. Данная программа должна стать общегосударственным проектом по возрождению агропромышленного потенциала республики. В этом направлении немаловажным является для нас опыт Российской Федерации, где с 2008 года реализуется приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», именно на базе государственной программы;
• регламентирование на законодательном уровне порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Высокий уровень неэффективного расходования бюджетных средств, выявляемый по результатам контрольных мероприятий, свидетельствует о необходимости реформирования сложившейся системы. Прежде всего, требуется разработка на законодательном уровне нормативно – правового и методического обеспечения системы государственных и муниципальных закупок, а также повышение уровня информационной и технической составляющей при размещении государственных и муниципальных заказов. Соответствующий закон должен, прежде всего, обеспечить полную централизацию системы закупок, в том числе консолидацию закупок по одноименным группам товаров, установить механизм определения обоснованной цены, предусмотреть необходимость исследования как внутренних, так и внешних товарных рынков;
• в условиях острого дефицита государственных средств именно частные как внутренние, так и внешние инвестиции приобретают основное значение в качестве донора экономического развития. Следует отметить, что депутатским корпусом 4 созыва был разработан и принят комплекс законодательных решений, направленных на создание комфортных, в первую очередь, налоговых условий в отношении субъектов, вкладывающих средства в развитие экономики государства. Вместе с тем, помимо неопределенности политико-правового статуса республики и внешних факторов сдерживания экономического развития, ряд внутренних негативных причин, таких как бюрократический пресс, громоздкость административных и таможенных процедур, по-прежнему не позволяют приблизиться к балансу между потребностью экономики в финансовых ресурсах и источниками их поступления. В сложившихся условиях основные усилия государства и парламента как законодательного органа необходимо сосредоточить не только в плоскости принятия «правильных» законов, но и в мониторинге эффективности их исполнения.
Кроме того, на всех уровнях власти нужно преодолеть коррупцию, клановость, безответственность и безынициативность. На рассмотрении Верховного Совета уже находится блок антикоррупционных законопроектов, которые, в частности, предусматривают и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Также в данном вопросе немаловажным является продвижение «положительного инвестиционного имиджа государства», складывающегося не только из системы правовых стимулов, но и подтверждения практической реализации их эффективности;
• повышение эффективности функционирования органов государственной власти, жизненно необходимое для Приднестровья сокращение расходов на содержание государственного аппарата возможны только путем анализа, пересмотра и сокращения численности чиновников. Причем, этот пересмотр должен коснуться всех без исключения ветвей государственной власти. Вот еще одно из ключевых направлений работы Верховного Совета пятого созыва;
• одним из важнейших направлений деятельности Верховного Совета V созыва станет разработка законодательной основы для настоящих, а не имитируемых преобразований в сфере местного самоуправления. К сожалению, закон, предусматривавший изменения в действующий закон и детально определяющий полномочия органов местной власти, дважды был ветирован Президентом. Теперь нашей задачей станет конструктивная работа над новым законом о местном самоуправлении, в которой должны принять участие все заинтересованные стороны. Полагаю, что и этот законопроект должен пройти и широкое обсуждение общественностью.
Изменение системы органов местного самоуправления, отделение их от органов государственной власти должны носить последовательный, постепенный и продуманный характер. Существующий порядок единоличного назначения глав государственных администраций, в котором народ, представительные органы власти не принимают никакого участия, лишает граждан веры в способность воздействовать на власть гражданскими инициативами. Власть на местах необходимо приблизить к населению, создав для этого соответствующие социально-экономические условия и предоставив народу возможность на деле, а не на словах, принимать участие в решении вопросов местного значения.
Законотворческая деятельность в данной сфере будет направлена на установление баланса «местного самоуправления» и «управления сверху». Мы должны перейти к разумному сочетанию принципов выборности и назначения глав исполнительных органов на местах, которые, прежде всего, должны быть ориентированы на выполнение задач местного значения, как это закреплено в Конституции государства. Исполнительные органы местной власти должны быть одновременно подотчетны местным представительным органам и вышестоящим органам государственной власти.
Как сказал один известный юрист, для того чтобы народ относился с уважением к закону, необходимо, чтобы закон уважал интересы народа. Необходимо создать условия для более свободного и инициативного развития местного самоуправления, стимулировать инновационные подходы в управленческой практике, повышать профессиональный уровень сотрудников местных органов власти.
Считаю необходимым подробнее остановиться на процессе дальнейшего совершенствования нашей законотворческой деятельности. Соглашаясь со справедливой критикой, прозвучавшей в обращении Президента по поводу отсутствия системности, комплексности законотворческого процесса и зачастую выборочного и ситуативного характера вносимых изменений, вместе с тем хотелось бы обратить внимание как главы государства, так и Кабинета Министров, представителей судейского сообщества и органов Прокуратуры на следующее.
В четвертом созыве на рассмотрение в Верховный Совет поступило 2586 законодательных инициатив, из которых на долю депутатов приходится 45,5 %, Президентом представлено 30,5%, судейским сообществом и Прокуратурой – 2%, иными субъектами законодательной инициативы соответственно 22%.
В то же время хочу отметить, что на сегодняшний день на рассмотрении находятся 318 законодательных инициатив, из которых 135, это 42% от общего числа, рассмотрены в первом чтении. Имеются законопроекты, оставшиеся с прошлых созывов. В частности, с 3 созыва – 5 законопроектов, с 2006 г. – 5 законопроектов, с 2007 г. – 14, с 2008 г. – 24, с 2009 г. – 63. Поэтому считаю первоочередной задачей депутатов и Аппарата Верховного Совета – проведение инвентаризации всех имеющихся на рассмотрении законопроектов с учетом профиля и принятие по ним соответствующих решений. Такую задачу считаю необходимым разрешить в течение первой сессии пятого созыва.
В настоящее время из 43 комплексных законопроектов, находящихся на рассмотрении, 27 (49%) внесены депутатами Верховного Совета. В основе их разработки находятся далеко не мотивы политической целесообразности или индивидуальной экономической выгоды, а многочисленные обращения граждан, наших с вами, и Президента в том числе. Эти обращения связаны с излишней бюрократизацией процедур оформления жилищных и земельных прав, пересечением границ, отсутствием веры в справедливость и законность судебных решений, чиновничьим произволом, отсутствием правовой регламентации многих вопросов.
Указанная Президентом поспешность принятия законодательных инициатив связана с тем, что нам все чаще приходится сталкиваться с законопроектами, поступающими в режиме законодательной необходимости, что, конечно же, не может не сказаться на качестве проработки принимаемых решений.
Более активным и качественно иным должно быть участие в законотворческой работе и местных представительных органов государственной власти. Анализ работы Верховного Совета четвертого созыва указывает на крайне низкий процент законопроектов (всего 4 % в общем объеме), внесенных местными Советами, как субъектами права законодательной инициативы, и низкий уровень качества направляемых заключений на законопроекты. Вместе с тем на лицо ряд системных многолетних проблем, связанных с необеспеченностью местных бюджетов доходами, критическим состоянием жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры, отсутствием единообразных подходов к строительству различного рода объектов на территории муниципальных образований и многим другим. Зачастую на местном уровне эти проблемы решаются децентрализованно и фрагментарно.
Поэтому ваша работа должна стать качественно иной и строиться на активном участии – с выработкой предложений, отрытой критикой – в законопроектной работе Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Немаловажным, с моей точки зрения, является сотрудничество Верховного Совета в процессе законотворческой деятельности, прежде всего на стадии обсуждения законопроектов, с представителями общественности, различными негосударственными институтами. Убежден, что следует продолжить практику создания общественных или консультативных советов при профильных комитетах Верховного Совета.
Уважаемые коллеги!
К настоящему времени нам удалось создать довольно обширную законодательную базу. Однако я исхожу из аксиомы, что в функциональном правовом государстве определяющим условием является то, чтобы эти законы действовали, чтобы их соблюдали, правильно и справедливо применяли. Поэтому считаю, что принципиально важным направлением нашей работы должен стать контроль за исполнением законодательства и принимаемых нами решений.
Уважаемые коллеги!
Работа парламента, направленная на создание законодательной базы для решения социально-экономических проблем, будет более эффективной в контексте повышения межпарламентского уровня сотрудничества.
Несомненно, что приоритетной задачей нашей межпарламентской деятельности должно стать повышение качества работы по взаимодействию с комитетами Государственной Думы РФ. А также работа по линии межфракционного сотрудничества между приднестровскими и российскими парламентариями.
Не менее значимым является работа в рамках Межпарламентской ассамблеи «За демократию и права народов». Необходимо более активно развивать парламентские взаимоотношения с Верховной Радой Украины.
Таким образом, международные встречи в Верховном Совете, работа в Межпарламентской ассамблее, реализация международных проектов и организация крупных мероприятий под эгидой парламента – все это должно стать неотъемлемой частью работы депутатов.
В заключение отмечу, что это лишь небольшой срез тех вопросов и соответственно задач, которые стоят перед новым депутатским корпусом. Они сложны и важны, а их решение потребует значительных усилий. Поэтому я хотел бы пожелать нам всем терпения, сил и, не в последнюю очередь, мудрости, необходимых для их достижения. Еще Цицерон сказал, «что благо народа – вот высший закон», и эти слова должны стать незыблемой истиной для каждого из нас.
Благодарю за внимание.