НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Тарлев – молдавский федерал?

В мире // 12:10, 12 марта 2009 // 2009
В Гагаузии вышло в свет  приложение к еженедельнику «Единая Гагаузия» - «Новый курс для страны», посвященный  предвыборной программе Центристского союза Молдовы. Под заголовком «Что такое АТО?» опубликован материал, в котором лидер ЦСМ Василий Тарлев отвечает на вопросы: «Может, пора уйти от этой обтекаемой неопределенности и четко обозначить реальное место и статус Гагаузии в Молдове? Готова ли ваша партия поддержать равный статус Приднестровья и Гагаузии?».

«Статус Гагаузии, считает Тарлев, можно обсуждать в том числе и в процессе приднестровского урегулирования. Но у Приднестровья сегодня есть веские аргументы требовать предоставления ему полной самостоятельности. Для нас главное сегодня – получить территориальную целостность государства. А если будут такие же инициативы и аргументы с гагаузской стороны, чтобы иметь равный статус, я ничего плохого в этом не вижу. Это будет только на пользу…».

Таким образом, Тарлев своими предвыборными заявлениями высказался в поддержку всех инициатив Гагаузии, обозначивших роль и место АТО в будущем устройстве Молдовы, ни одно из которых до сих пор не было отменено. Так, в одном из документов, подписанных депутатами НС, отмечается: «На протяжении последних лет руководство Гагаузии целенаправленно проводило политику по изменению Конституции РМ и объединению государства на федеративной основе, о чем информировало все заинтересованные стороны и мировую общественность. В заявлении НС Гагаузии от 31.05.2002 г. говорится: «НС Гагаузии в целях защиты законных интересов гагаузского народа и населения… официально заявляет о том, что Гагаузия намерена выступить стороной в качестве третьего субъекта в переговорах между РМ и Приднестровьем в строительстве государственно-правовых отношений в рамках общего государства на принципах, изложенных в Меморандуме от 8 мая 1997 года. НС в очередной раз обращается  к сторонам переговорного процесса о включении представителей  Гагаузии в конституционную комиссию по разработке проекта новой Конституции федеративного общего государства».

Другой документ – Постановление НС от июля 2002 года: «Поручить комиссии НС по выработке предложений по изменению Конституции РМ, закона об особом правовом статусе АТО и приведению законодательства РМ в соответствие с законом о статусе Гагаузии принять участие в работе постоянного Совещания по доработке проекта Соглашения о федеративном устройстве Молдовы».

И, наконец, цитата из более «свежего документа» - Стратегии социально-экономической политики Гагаузии, принятой Исполкомом АТО в начале 2007 года и единогласно одобренной затем Народным Собранием: «Усилия будут направлены на разработку и подписание договора о разграничении полномочий между центральными органами власти и органами государственной власти Гагаузии. Он станет основой для принятия соответствующего закона РМ, создаст и закрепит гарантии неизменения или отмены статуса. Это позволит сбалансировать отношения с Центром на длительный период, снизит зависимость Гагаузии от часто меняющихся ориентиров  политических симпатий партий.., а также отработать механизм участия Гагаузии в процессе принятия и реализации решений в области разработки внешнеполитического курса страны».

Поддержка Тарлевым основных  элементов «гагаузской идеи», безусловно, делает его и его команду «центристов» привлекательными для электората автономии и, очевидно, сулит ЦСМ значительные преимущества в ходе голосования 5 апреля. Но  архивы автономии показывают, что бывший молдавский премьер, вознамерившийся после работы в составе коммунистических властей РМ заняться партийной работой, не является единственным и неповторимым кишиневским политиком, который накануне парламентских выборов «понял душу гагаузов». Первым  был один из ярких представителей молдавской оппозиции, подписавший в начале 2001 года договор-обязательство  с Народным Собранием о – «приведении действующего законодательства РМ в соответствие с Законом о статусе Гагаузии», «разграничении полномочий между РМ и Гагаузии с целью исполнения положений этого Закона», «обеспечении представительства Гагаузии во всех ветвях власти РМ». Имя этого деятеля -  Владимир Воронин; в 2001 году ему, благодаря  поддержке со стороны  гагаузских избирателей удалось привести Партию коммунистов к управлению страной. Ровно через год новые власти  Молдовы приступил на  Юге к процедурам, названным в последствии коммунистическим переворотом.

НИКА-пресс