НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Мариан Лупу стремится укрепить свою команду. Вопрос – кем?

В мире // 16:04, 22 декабря 2009 // 1935
altТо, что Демократическая партия желает укрепиться за счёт дополнительных сил, стало ясно после совместной пресс-конференции Мариана Лупу и одного из лидеров эсдеков Юрие Болбочану. Процесс, что называется, запущен. И сомнительно, что в него входит лишь объединение демократов с эсдеками.

Социал-демократическая партия сегодня не та, что была хотя бы год назад, когда тема объединения поднималась впервые. Не та и Демпартия. Искушенный в блоковом партстроительстве Дмитрий Дьяков тогда прекрасно оценивал обоюдные шансы, предлагая эсдекам в случае объединения первое место в списке кандидатов и шесть мест в первой десятке. Это при том, что демократы на местных выборах 2007 года заняли уверенное третье место, получив три места председателей и больше десятка вице-председателей районов, а позднее укрепились Социал-либеральной партией. Дьяков знал, что предлагает, – это подтвердили выборы от 5 апреля, когда партия Брагиша стала «лучшей среди непрошедших», получив почти четыре процента голосов. И, возможно, оба Дмитрия – Георгиевич и Петрович – тогда пожалели, что не объединились. Тем более что переговоры закончились скандалом – ряд регионалов из старого состава СДПМ покинули партию под призыв бывшего лидера Оазу Нантоя, ставшего к тому времени вице-председателем ДПМ.

Прошел год и две предвыборные кампании. Обе партии изменились. Демократы к региональным активам добавили возвращение в парламент, причем на этот раз самостоятельное – Мариан Лупу оказался им более ценен, чем все региональные вливания за последние пару лет. А вот эсдеки потеряли очень многое. Ушел со своими сторонниками Эдуард Мушук, а за ним и последние из «нантоевских» активистов. Затем последовала неутешительная реакция на предложение Дмитрия Брагиша сдать России в аренду Приднестровье – СДПМ стали покидать региональные организации, которые в свое время составили костяк Партии социальной демократии. Например, Фалештская. В этом районе в 2007-м Брагиш получил и председателя, и примара райцентра. Ниспорены, Оргеев, Глодяны – все это были составные своеобразного «розового пояса» страны. И сейчас не совсем понятно, с кем Лупу предстоит объединяться. С ушедшими эсдеками, которые снова соберутся под знаменем более перспективного политического проекта?

Судя по тому, что «акт консолидации» поспешили продемонстрировать, значит, либо все-таки есть вариант собрать отколовшихся от партии активистов из тех же Фалешт, Глодян или Калараша, либо это лишь первый шаг в цепочке объединений и вливаний в состав ДПМ различных внепарламентских сил. В принципе, в ДПМ могла бы войти любая небольшая партия с центристской или приближенной к ней доктриной. Скажем, та часть центристов, которая еще не перешла к Филату под началом Михая Петраке. Или партия «Единая Молдова». Накануне выборов 29 июля она вроде должна была присоединиться к социал-демократам, но что-то не срослось. Лидер этой небольшой, но вполне официальной партии Анна Ткач в 2001 году была кандидатом в депутаты по списку «Альянса Брагиша». Председатель общественно-политического движения «Форца Ноуэ», экс-министр обороны Валериу Плешка еще до выборов 5 апреля заявлял, что не прочь примкнуть к Лупу.

Не стоит сбрасывать со счетов и вероятность объединения Демпартии и АНМ. Пойдет ли Альянс «Наша Молдова» на выборы самостоятельно, пока остается вопросом. Кроме того, парламентское большинство торопится снова разрешить парламентские блоки. Сегодня точно можно сказать, что Урекян не пойдет с Владимиром Филатом в блоке – действующий премьер достаточно уверен в своем желании самостоятельно консолидировать правоцентристский электорат. Не пойдет Урекян и с Гимпу – последнему это просто не нужно, поскольку его электоральное поле сейчас достаточно статично, чтобы блок серьезно увеличил или уменьшил возможный процент голосов на внеочередных выборах. А вот с Дьяковым и Лупу! На первый взгляд кажется невероятным, но за Урекяном по-прежнему стоят четырнадцать председателей районов, большое число примаров и советников. Катализатором для маневра АНМ в сторону центра может стать и конфликт с наиболее бескомпромиссной частью Альянса, возглавляемой Вячеславом Унтилэ.

Слияние партии Лупу с готовящейся к регистрации партией бизнесмена Николая Черного также представляется вероятным. По некоторым данным, к проекту Черного могут быть привлечены в качестве вице-председателей покинувший недавно ПКРМ «консерватор» Виктор Степанюк, а также Дмитрий Брагиш. Это объясняет нежелание Брагиша включиться в ДПМ. Но предполагается, что пост председателя будущей партии Николай Черный «уступит» другому «раскольнику от фракции ПКРМ» - Владимиру Цуркану. И в таком варианте партия может быть интересна демократам для сотрудничества. Владимир Цуркан как никто другой подходит в качестве связующего звена в таком тандеме. Команда Лупу-Дьякова-Лазэра теперь может отыгрывать позиции «консолидаторов» до конца, а команда Черного-Цуркана - грамотно обрабатывать левый электорат, пока не наберется рейтинг. И только после этого – объединиться в один блок.

В любом случае обеим движущим силам (с кем бы ни объединились демократы) следует отдавать себе отчет в том, что для достижения результатов необходимо консолидироваться не только на уровне деклараций. Иначе их ждет судьба Василия Тарлева, объединившего в рамках Центристского союза полдюжины партий и движений, но в результате получившего разрозненный механизм, в котором правое крыло не знало, что делает левое. Это означает, что таким политикам, как Оазу Нантой или Олег Серебрян, стоит «полеветь», а Дмитрию Брагишу или Владимиру Цуркану – «поправеть».

Раду БЕРИЛЭ

Молдавские Ведомости