НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

И.Смирнов: Ни один народ не должен быть удержан силой

Новости // 10:36, 10 декабря 2008 // 1691
Президент ПМР представил доклад на международном съезде общественных объединений, политических партий и движений "Защита общепризнанных прав человека в регионах конфликтов".

В рамках проведения Дня прав человека в Приднестровье и 60-летия принятия Всеобщей Декларации прав человека 9 декабря во Дворце республики прошел международный съезд общественных объединений, политических партий и движений "Защита общепризнанных прав человека в регионах конфликтов". В съезде приняли участие президент ПМР Игорь Смирнов, председатель Верховного Совета Евгений Шевчук, уполномоченный по правам человека в ПМР Василий Калько, главы Госадминистраций городов и районов, а также делегации из Украины, Южной Осетии и Нагорно-Карабахской республики, передает пресс-служба президента.

Игорь Смирнов выступил с докладом на тему: "Укрепление и развитие  общественно-политического взаимодействия Приднестровья со странами СНГ и государствами, признанными Российской Федерацией, в международно-правовом обеспечении прав народов на самоопределение".



Уважаемые участники съезда, гости и приглашенные!

Начну свое выступление со знаменитого высказывания американского президента Вудро Вильсона, прозвучавшего в 1921 году: "Ни один народ не должен быть удержан силой в государстве, где он не хочет жить". К нашему времени эти идеи стали фундаментом политического переустройства послевоенной Европы и развились в целый устойчивый комплекс международных норм, на которых построена независимость большинства современных государств, получивших свое признание в течение последних пятидесяти лет. Известно, что принцип самоопределения народов лежит в основе многих современных геополитических реалий. Так, он является единственным правовым основанием сегодняшней независимости бывших республик СССР, поскольку их право выхода из состава федерации базировалось именно на этом принципе - принципе самоопределения народа.

Однако европейское и мировое сообщество и его международно-правовые институты оказались не готовы путем демократических процедур, соответствующих принципам ООН, признать новую реальность на территории бывшего СССР с ее многочисленными межнациональными конфликтами и не менее многочисленными фактами самоопределения народов.  

Более того, в последнее время мы наблюдаем кризис международного права, тенденции его трансформации в право сильных политических игроков, преследующих при признании независимости государств свои национальные интересы.

При этом они очень ловко манипулируют двумя принципами международного права - правом на самоопределение и принципом территориальной целостности государств. Последний оказался, пожалуй, главным и единственным оставшимся аргументом в руках противников признания независимости ПМР.

Как можно одновременно признавать право народа на самоопределение (что произошло при распаде Советского союза), если соблюдать принцип территориальной целостности?

Не буду вдаваться в подробности, насколько законно в свое время были очерчены границы бывшей Молдавской ССР. Все помнят, что нерушимость границ и территориальная целостность государств в Европе была гарантирована Ялтинскими и Хельсинкскими соглашениями. Ну и где сегодня Югославия, Чехословакия, ГДР? Западное сообщество поддержало "сепаратистские", по их же меркам, новые государства - Словению, Хорватию, Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Косово. В то же время по отношению к Приднестровью, равно как Южной Осетии и Абхазии,   применяется другой стандарт.

Иными словами - "группа стран, позиционирующих себя как наиболее цивилизованные, определяет и контролирует параметры движения всех остальных". Это высказывание министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова на Хельсинском совещании ОБСЕ, где еще раз была подчеркнута недопустимость применения в международных отношениях "двойных стандартов".

По большому счету, здесь скорее срабатывает не конфликт международных принципов, а конфликт интересов ведущих мировых держав.

Мы глубоко убеждены в том, что право нашего народа на самоопределение должно быть признано не через благоприятное стечение обстоятельств (когда одна  из сверхдержав переиграет другую), а через единообразное соблюдение и применение норм международного права.

Появление на свет независимого  государства - Приднестровской Молдавской Республики -  объективная реальность, результат исторического процесса.

Конец 80-х годов стал для жителей Приднестровья испытанием на их гражданскую зрелость. Дискриминационная политика руководства Молдавии и, в частности, принятый в 1989 году закон о языке фактически превращал и отчасти превратил почти половину населения республики в граждан второго сорта. Тысячи людей изгонялись с работы лишь по причине незнания молдавского языка. Первым протестным шагом приднестровского населения против языковой и культурной дискриминации стали массовые забастовки. Десятки тысяч жителей Приднестровья выходили на площади с требованием вернуть им попранные права.