НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2021
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Ивана Бургуджи удивляет Воронин и Мижей

Новости // 10:31, 24 июля 2008 // 2511

 

Вызывает удивление очередное безапелляционное заявление Президента Молдовы В.Воронина о том, что молдо-приднестровский конфликт может быть разрешен до конца нынешнего года и парламентские выборы 2009 года в Молдове пройдут на всей территории страны, включая и территорию Приднестровья. Особенно  это удивление возрастает, когда читаешь, что основой данного  урегулирования являются  выдвинутые молдавской стороной предложения в политическом, экономическом, социальном и гуманитарном аспектах, путем принятия необходимых документов в переговорном формате "5+2". И, что официальный Кишинев  в своих предложениях, руководствуется Законом об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов Приднестровья, принятого Парламентом Республики Молдова 22 июля 2005 года. Именно того закона, который был принят без ведома и согласования с Приднестровской стороной. Того самого закона, который не только официальный Тирасполь считает мертворожденным законом, но и общественно-политические организации Приднестровья. Это в свою очередь еще раз свидетельствует о том, что официальный Кишинев не видит в Приднестровье равноправного партнера по переговорному процессу и не желает вести с  ним честные и равноправные и справедливые переговоры по урегулированию последствий молдо-приднестровского конфликта. А это является очередным  блефом и обманом, предвыборной риторикой Председателя правящей партии Молдовы,- ПКРМ, пытающегося сохранить  падающий рейтинг своей партии перед рядовыми избирателями страны.  Как будто не существуют по вопросу урегулирования  десятки совместно подписанных документов. В том числе  и Меморандум 1997 года, и Договор о Дружбе и сотрудничестве между ПМР и РМ, врученный Президентом ПМР И.Смирновым Президенту РМ В.Воронину в Бендерах в апреле месяце текущего года. Которые также,  безусловно, должны быть взяты за основу экспертами, при  возобновлении переговорного процесса в формате «5+2» и попыток найти новую форму государственного обустройства нынешнего постмолдавского пространства.

В очередной раз Президент Молдовы В.Воронин все перевернул с ног на голову. По сути,  Владимир Воронин  предлагает  сначала Приднестровью войти в состав унитарной Молдовы, а затем  молдавские власти намерены  выполнять «…и в будущем действия социально- экономического и гуманитарного характера по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем». Тогда, как помнится, данная программа объявлялась и запускалась, как совместный проект  Евросоюза и ОБСЕ, чтобы сначала укрепить меры доверия между двумя берегами Днестра, а уже затем, приступить к попыткам найти какое-либо взаимоприемлемое политическое решение данного вопроса.

В этой связи также вызывает удивление высказывания Спецпредставителя ЕС в Молдове г-на Кальмана Межея о том, что предложения молдавской стороны "являются хорошей основой для начала работы экспертов по определению особого статуса приднестровского региона". И при этом он ни словом не обмолвился о предложениях Приднестровской стороны. Хотя, находясь в Молдове не первый год, и регулярно проводя встречи с руководством Приднестровья,  г-ну Кальману Межею известны предложения Приднестровской стороны не по слухам.   Такая забывчивость или заангажированность  чиновника Евросоюза такого ранга свидетельствует о том, что Приднестровью в очередной раз попытаются скрутить руки и обвинить во всех смертных грехах. Ибо это со стороны г-на Кальмана Межея является преднамеренной провокацией, либо он выполняет указания официального Кишинева и является запасным игроком в команде Молдовы. Но, на мой взгляд, это контр продуктивное занятие, которое не приведет к положительному разрешению данного вопроса. Невозможно будет решить ни при каких обстоятельствах последствия молдо-приднестровского конфликта в условиях сохранения унитарного статуса по форме и содержанию Республики Молдова.  Возможное решение последствий молдо-приднестровского конфликта лежит только в плоскости построения нового федеративного или конфедеративного,  или иного ассоциативного государственного образования на территории постмолдавского пространства. Либо международно-правового признания всех непризнанных государств на территории бывшего  постсоветского пространства, с тем, чтобы юридически завершить распад бывшего СССР, а все вновь образованные государственные образования пустить  в самостоятельное плавание.

Председатель Независимого правозащитного и Информационно-аналитического Центра РМ Иван  Бургуджи

23 июля 200 года, г. Комрат, Гагаузия