НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Роман Коноплев: КГБ по-прежнему с нами...

Эксперты // 10:13, 15 марта 2010 // 2838
altОчередная неделя молдо-приднестровской политической и информационной игры принесла всё те же приметы непрочности всего, что объединяет Молдавию и Приднестровье. Объединяет немногое. И, казалось бы, пора уже свыкнуться за долгие годы житья в этой коммунальной квартире, легитимной для мирового сообщества, перестать огрызаться, в конце концов наладить хоть какие-то правила частично комфортного общежития. Молдове никто не даст кусок земли где-нибудь в другом месте, чтобы можно было забыть о том, что есть Приднестровье. Точно так же, как и приднестровцам, коль уж не повезло, что за Днестром именно Молдова, а не Болгария, или скажем, Финляндия, то никак это уже не исправить.

Начали работу контактные группы экспертов в экономической сфере, ведутся разговоры о полном возвращении к старой схеме железнодорожного сообщения, может быть, в этом году вернётся нормальная телефонная связь между Кишиневом и Тирасполем. У населения на обоих берегах Днестра – много забот, и мало желания говорить о большой политике и международных проблемах.

В этом смысле Тирасполь, хотелось бы этого или нет, всегда был и есть гораздо провинциальней Кишинева. Здесь население политизировано в гораздо меньшей степени, а молодежь не политизирована вовсе. Это сложилось, наверное, исторически, поскольку Приднестровье веками не существовало как самостоятельное государство, и здесь у населения формируется большей частью общинное сознание – как, наверное, в те времена, когда здесь были окраины Российской Империи, во времена казачьей вольницы и армянских поселенцев.

Наверное, по этой причине и до, и после молдо-приднестровского конфликта, на левом берегу Днестра с пропагандой всегда было как-то «не очень». Разумеется, кто-то всегда что-то писал и говорил по телевизору, как правило, то же самое, что и до 1992 года. И как и тогда, как и сегодня, населению было совершенно не до этого. Не читают приднестровцы новости. Упорно. Не надо оно им.

Война – это не совсем нормальное состояние, и чтобы её «ожидать», или там к ней «готовиться» - нужно быть или мегавоенным на госслужбе, или психически неуравновешенным. И, как и тогда, до 1992 мало кому верилось, что конфликт возможен, а ещё меньшему количеству хотелось брать в руки оружие, так и сегодня проблема каких-то хищных «врагов» - это не проблема приднестровских кухонь. Провинциализм приднестровцев, тот, что сродни казачеству, он проявляется совершенно во всём – не только в интересах к политикам, партиям и т.п. Это сплошной провинциализм, в котором есть что-то и от свободного города Одессы, где людьми двигали по жизни совершенно иные материи, отнюдь не планетарного масштаба, не геополитического.

Наверное, именно это качество приднестровцев – полный «игнор» политики и недоверие к любой пропаганде, помогает выживать даже при нынешней безработице и бедности - не столь уныло. И за приднестровскими столами не звучат тосты в стиле «покараем-отомстим». Наверное, это природная провинциальность помогает приднестровцам поберечь собственные глаза и уши от чтения бессарабских лент информагентств. Ведь живётся значительно легче, когда понятия не имеешь, что именно думают о тебе в высоких кабинетах Кишинева, и что транслируют на публику в тамошних СМИ.

Свеженазначенный ответственный по Приднестровью бессарабский деятель Осипов, к примеру, попытался произвести впечатление на своих избирателей очередным пассажем о том, какую угрозу несёт Приднестровье мирному человечеству. В ходе телефонной пресс-конференции произошла банальная сцена: позвонил в студию человек, супруг которого после развода уехал с ребенком в Россию. Дескать, ребенка бы вернуть, выяснять бы отношения дальше. Да вот вывезла его супруга, и как-бы невзначай добавил - «через Приднестровье».

Ну, наверное, на поезд села, и уехала.

Из Молдовы уже два миллиона людей куда-то уехало, в том числе и с детьми, и без детей. Но Осипов человек идейно подкованный, и знает, что ответить в столь подходящем случае: «Да, мы серьезно обеспокоены тем, что через приднестровский регион осуществляется торговля детьми».

То есть бессарабский муж поскандалил с бессарабской женой, ребёнка посадили в поезд «Кишинев - Москва», и виртуоз Осипов тут же прикручивает к Приднестровью свою больную тему, мешающую спать по ночам – «торговлю детьми». Как говорится, приехали.

Бессарабские «правозащитники» усиленно следят за ситуацией в приднестровских тюрьмах. Фиксируют каждый случай, когда заключенные либо вены себе вскроют, либо рты зашьют, в общем, требуют от молдавских властей вмешаться.


    Председатель Ассоциации по правам человека „Promo-LEX” Ион Маноле полагает, что власти Кишинэу должны направить соответствующие запросы, чтобы защитить права этого заключенного и совершить поездку на место событий, чтобы ознакомиться с состоянием его здоровья.

Последнее особенно забавно. Ион Маноле что, газет не читает? Свой бессарабский телевизор не смотрит? Как молдавские власти могут «совершить поездку к месту событий»? На танке что-ли? Это что, очередной призыв «к освобождению родной земли»? Не много ли призывов?

Тюрьмы в Приднестровье, действительно ужасны. Как, пожалуй и везде в СНГ. До стандартов тюрем Швеции или Норвегии разумеется, как до Луны пешком. Что от Тирасполя, что от Кишинева, что от украинских или российских тюрем - топать можно одинаково бесконечно. Но почему бессарабских беспокойных правозащитников совершенно не интересуют их собственные, молдавские тюрьмы? Там ведь ситуация ничем не лучше. Я думаю, если 90% совершенно безвинных граждан Молдовы отправить в шведскую тюрьму на месяц - другой, а потом предложить им добровольно вернуться на историческую родину, то они дружно в знак протеста не только свои вены перережут , но и при первой же возможности захватят самолёт, лишь бы не домой...

Проблемы есть и в судах, не только в тюрьмах. Уж, пожалуй, в Приднестровье на судебное заседание инвалидов на носилках не вносят. В Молдавии подобное, увы, случается. А вот когда случается - ни до каких правозащитников заключенным не докричаться. Может быть, Иона Маноле принуждает к этому зловещее «КГБ»? - «Вот, мол, пишите про приднестровские тюрьмы, про молдавские - нельзя». В результате - банальный пропагандистский трёп, увы.

Очередные патриотические камлания бессарабцев, на этот раз в районе Кошницы, о чём написали представительные молдавские СМИ как о неудачной попытке «открыть второй фронт против 14 армии». Дескать, открывали второй фронт, спасали родину от оккупантов. Полиция, идейно окормлённые добровольцы с лапшой на ушах от Леониды Лари, а так же «стар и млад» соседних деревень – никого не пощадили ради желания фронт открывать, и, ни много ни мало, а против 14 армии. То есть, получили в наследство от СССР советское оружие, автоматы, бронетехнику - и срочно бросились спасать родину от 14 армии. Один брат Лебедь сидел в Кишиневе и следил, как бессарабцам передают оружие. Чтобы они им воевали с 14 армией, куда потом направили другого брата Лебедя. Просто анекдот какой-то, честное слово. И, как и прежде, стенания о кровожадных казаках, «насиловавших наших дочерей и детей». Они, наверное, в Кишинев по ночам совершали вылазки, чтобы их насиловать, уж никак не меньше. Это же целых 18 лет прошло, а бессарабских детей по-прежнему пугают казаками. «Придёт казачок, и утащит за бочок».

Подобного бреда ежедневно в бессарабских СМИ выливаются целые ушаты. И начинаешь задаваться обычным вопросом – на кого всё это рассчитано? С какой целью? Повышение патриотического духа? Облить дерьмом соседа, чтоб своя усадьба дворцом показалась? В Приднестровье эту ахинею не читают, в Кишиневе… Ну, возможно, там подобные тирады кого-то настроят на патриотическую волну. Цель? А вот здесь, пожалуй, стоит обсудить отдельно.

Избрать себе целью вновь открывать «фронты» против Приднестровья – задача сама по себе не из благородных. Вряд ли те пара десятков прикормленных «патриотов» из ветеранских организаций могли бы справиться с подобного рода задачами. Сотрясти воздух? А здесь, пожалуй, можно попытаться понять, зачем это нужно. И в этом случае любой приднестровский, одесский и, если нужно, бердичевский обыватель даст фору отважному бессарабскому политическому балбесу, постоянному читателю гневных информагентств – «эти ребята просто переводят внимание с более важных вещей, вынимая из вашего кармана кошелёк».

Политики живут мифами. В первую очередь – о своём умении творить из ничего чудеса – к примеру, «в Евросоюз вступить», всех сделать сытыми, довольными, счастливыми, с зарплатой под 3 тысячи евро, с пенсией по тысяче, с идеальными дорогами и отличной медициной. И как только политик произносит слово «Европа», он борется за право нести единолично этот самый миф, приватизирует его. И навязывает новые смыслы старым значениям – мол, вот избавимся от окаянной приднестровской проблемы, наладим патриотизм от детского сада до самой могилы – а там, глядишь, - и дерева с золотыми монетами попрут изо всех щелей и дорожных канав. Буратин, правда, маловато осталось. Уехали «Буратины», старики и старухи в основном, которые ни фонтанов, ни дорог, и ни Европы, а жрать, извините, просят. Но миф – благородный и приватизированный – по прежнему продолжают кому-то впаривать, в надежде на доверие, на то, что люди будут и дальше мечтать, и голосовать… голосовать… И ненавидеть, ненавидеть, ненавидеть…

Сегодня в Молдове часто пишут, что конфликт 1991-92 года был специально подстроен КГБ, имперскими силами. Дескать, был какой-то заговор. Условно поверив такого рода версии, можно продолжить – что именно заставляет сегодня бессарабских журналистов, политиков, духовных лидеров нации – изливать потоки желчи, жажды мести, ненависти к другим людям по той лишь причине, что они казаки, или кто-то там ещё… И, знаете, если быть до конца упёртым в теории заговора КГБ против Молдовы, то можно разглядеть в участниках этого заговора не только каких-то там доисторических персонажей, а всех тех, кто скоро уж 20 лет как не устает ненавидеть других. И мало того, воспитал себе подобных. Любители кого-нибудь «поненавидеть» и с кем-нибудь «побороться», увы, по-прежнему сидят и в высоких Кишиневских кабинетах, и в бессарабских СМИ. У новеньких, видать, были хорошие учителя. Упорные. Деятельные.

Получается, тот самый зловещий «КГБ» - он до сих пор жив, и те, кто продолжает брызгать слюной, вместо того, чтобы спросить, почему жизнь-то в стране такая отвратительная, зарплаты низкие, социалка сдохла, медицина на уровне середины прошлого века – и есть самые что ни на есть агенты этого «КГБ». Именно тот, кто громче всех кричит про врагов, - получается, исполняет заказ того самого «КГБ», раздувает конфликт, пытается вразумить молодежь по поводу оружия, и «правых-виноватых».

Та же радикальная бабуся бессарабского национализма - Леонида Лари, кстати, вплоть до конца 80-х, - не в диссидентках по тюрьмам сидела. А крапала стишата для официозных изданий. И, замечу, отнюдь не про то, как её мордуют советские оккупанты. Лень набивать весь текст, так что сошлюсь на источник.

Кишинев, издательство «Лумина», 1989 год, И.З.Думенюк, Н.Г.Маткаш, «Молдавский язык. Самоучитель».

Начиная с 319 страницы, там представлено три стихотворения Леониды Лари. Первое, разумеется, посвящено Ленину. Так и называется – «Ленин»:

    Ла сурысул луй зиуа се фаче май маре
    Ши гынду-й ка лазерул скапэрэ,
    Нимень ну аре служба де-а пэзи де уйтаре,
    Адевэрул пе сине се апэрэ.

Ну, и так далее. Обошлось ли тут без КГБ? Вряд ли… Уж в советские времена в учебниках не было ни стихов Бродского, ни романов Солженицына. На то и существовало КГБ. А Лари – вот она, была. И Волонтир был в телеэкране, а отнюдь не Сахаров. И все остальные «были», которые тогда много кричали про разделение семей по национальному признаку, про то, что надо «выгнать казаков», и придёт счастье. Может быть, действительно, их об этом просил КГБ. Но, интересно, кто об этом регулярно просит до сих пор молдавских коммунистов и либералов? Кто кладёт слова на язык всех этих недобитых профпатриотов, которым мерещатся казаки, «насилующие молдавских дочерей»?

Профессионально раздувать ненависть – это, как говорится, серьезная профессия. Господину Осипову и всем остальным ещё многому предстоит научиться. В высоком искусстве лизать и разжигать – нет предела совершенству. У Леониды Лари и современных бессарабских мракобесов, наверное, действительно общие учителя. А значит, «КГБ» по-прежнему жив. Наверное, мутировал, как какие-нибудь споры сибирской язвы. Пробился через саркофаг истории. Так что лучше от этих разжигателей благоразумным людям держаться подальше.

altАвтор: Роман Коноплев, политический публицист
РИА Днестр