НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Охота на Филата

Эксперты // 13:04, 10 марта 2010 // 2500
О некоторых нравах в молдавской политике и новых подвидах пушных зверей


altВ Молдове не любят начальников. Бывших  - с удовольствием и открыто: говорили мы ему, дураку, не послушался, и  пусть  не обижается. О, короткое и сладкое счастье пройти мимо него, отставного, и теперь такого, как ты, никому не нужного, и сквозь зубы поздороваться. Будущих  - за будущие обманутые надежды устроиться подле него потеплее, за более удачливую судьбу, хотя еще совсем недавно, да буквально вчера (как время летит), жили с ним в одной общаге и встречались у одних и тех же незатейливых в быту хохотушек. К действующим начальникам чувства посложнее, а потому ярче. Их ненавидят за то, что могут взять на работу (благодетель выискался), за то, что могут не взять на работу (поживи-ка на мою зарплату да с больной тещей), за то, что долго решает взять на работу или нет, за то, что молод или за немалые года, за жену-красавицу или за то, что с женой никуда не ходит (вы ее вблизи-то видели?), в общем, за все…

 Молдавский премьер Влад Филат – он же действующий начальник, и он же, возможно, будущий, а также, не исключено, что уже скоро бывший, на себе испытывает всю гамму примитивных чувств Молдовы, издерганной своей тупой жизнью.

Ну, с молдавскими коммунистами ладно. Эти всех ненавидят, начиная Ворониным и заканчивая собой. Запутались между страстями по советской власти и ее уравниловке за два двадцать кг, между борьбой за непонятное европейское будущее и борьбой с либеральными демократами, которые вроде тоже за Европу. Выходят по команде и за мзду малую на площади, требуя хлеба и социального внимания со стороны новых властей, а сами считают миллионы Воронина и его семейки и не могут избавиться от естественной формулировки – «сволочи все». Главный среди них, конечно, Филат, живое олицетворение «либеральной саранчи», жрущей живьем тело многострадальной страны, виновник всего отечественного бардака, включая бродящих по стране бездомных собак, нерешенного территориального конфликта и неизбежной румынизации. Его бы, конечно, надо бы изловить, избавив  таким образом раз и навсегда Молдову от всех бед. Когда-то воронинцы рассчитывали на Филата как на главного врага Рошки и ХДНП, как на более приличного будущего союзника коммунистов, с которым путь в ЕС куда комфортнее и прямее. Ненависть к несостоявшемуся союзнику сильное чувство.

А вот почему так нервничают в самой коалиции, всматриваясь в действия премьера и отмечая в них неуважение к соратникам по общему делу, непонятно. Слишком заметны и уже явственно слышно, как в либерально-демократических рядах канючат по поводу  действий Филата: «мы так не договаривались».   Публичные замечания, что это коалиция сделала его премьером и что надо бы оглядываться на недавнее прошлое, в котором Филат был простым депутатов, а стал вона кем, напоминает анекдот о жене генерала: «думал ли ты, Степа (здесь лучше сказать «думал ли ты, Влад), простой деревенский парень, что будешь спать с генеральшей». Они обижаются, что Филат зачастил на телеэкранах, что, к примеру, режет без участия членов коалиции колючую проволоку на молдо-румынской границе, что в дальние края летает без них, что… Когда же Филата один раз, а потом и другой приднестровские власти не пустили на свою территорию, коалиция отмолчалась, и тоже оба раза. В молчании, которое с надеждами заметили и в Тирасполе и еще дальше, нетрудно было угадать все те же нотки ехидства, легко раздаваемые в адрес действующих начальников: так тебе и надо, будешь следующий раз знать… Что знать?  «А потому что»  и  «самый умный нашелся» - это типичные ответы, отражающие состояние  холопской души оставшихся без внимания и должностей мелких чиновников и политиков. Среди действующих соратников Филата по коалиции таких тьма.

И получается – с одной стороны, - коммунисты, разоблачающие Филата и взывающие к электорату: «борьба за свободу только начинается», а с другой – коалиция, завистливая, ревнующая, а значит, готовая предать, оправдав свои действия высшими интересами страны и жесткими правилами политической борьбы. Такая охота на Филата с ее трудно скрываемыми сюжетами (всем видно, кто в каких кустах сидит, что затевает, куда целится, сколько выпил и что  нетрезвый готов предпринять) способна привести к неожиданному результату для всех ее участников. Разоблаченные друг другом, они вызовут крайнее пренебрежение к себе зрителей, т.е. избирателей, и перестанут быть предметом интереса или хотя бы уважения. Накануне выборов это опасные настроения. А теперь посмеемся над собой. Могут же они над собой смеяться, выясняя, к примеру, кто из них в парламенте более нуждается в услугах психиатра, а кто менее.  Природные условия Молдовы, спровоцированные сложными политическими процессами, а также техническими изменениями в заповедных зонах на молдо-румынской границе, стали причиной увеличения поголовья таких диковинных в стране зверушек, как выхухоль, и его подвидов – похухоль и нахухоль. И если уж зверье так однозначно реагирует на кишиневскую политическую возню, то   нормальный человек и подавно должен будет,  как он, ответить на призыв  «Все на выборы!». Вот именно – появлением еще большего числа похухолей и нахухолей.
 
Мы давно все знаем – чудес у нас  не будет.  На этот раз от чудес страну спасет вредная и всеобщая страсть к однопартийной системе. Поэтому несмелое интеллигентское равнодушие (все вы одинаковые) утонет в жажде вернуть власть и к другой жажде, сформулированной в революционном тезисе «слазь, кончилось ваше время».  Борьба стенка на стенку и с традициями, разрешающими  пленных не брать,  должно быть, принесет кому-то долгожданную победу, а кого-то уведет в угрюмую оппозицию.  И опять все сначала. Работы никакой и жизни никакой. Одни будут делать все, чтобы власть удержать, другие, чтобы эта власть стала противнику поперек горла. Поэтому лучшим лекарством для молдавской политической трезвости стал бы такой результат будущей кампании, когда бы партгруппы в новом парламенте не смогли бы без участия своих противников избрать даже премьера (52 из 101-го мандата). Иначе желания результативно поохотиться и увидеть оппонента загнанным в угол никогда не пройдет, как и желание долго потом рассказывать об увлекательной охоте.

altВладимир Цеслюк,политический обозреватель агентства НИКА-пресс