НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Чего хочет Россия в Молдавии и Приднестровье?

Эксперты // 13:35, 11 августа 2009 // 2401
altТем не менее, жители республики получили множество новых тем для разговоров, и новых надежд на разрешение конфликта. Получилось так, что приднестровцы оказались на своеобразной трибуне, наблюдая, словно с галерки за разворачивающимися в Кишиневе событиями. Чужие гладиаторские бои доставили жителям ПМР массу удовольствия, особенно потому, что официальная молдавская пропаганда обошла стороной противоположный берег Днестра. Здесь не читают молдавских газет, и не смотрят молдавские телеканалы. Таким образом, приднестровцы смогли более объективно, без излишней заинтересованности, но и без промывки мозгов молдавским официозом, делать свои ставки на политических лошадок РМ. Мы – в стороне, но определенный, чисто спортивный азарт все же присутствовал, и безо всяких стенаний по поводу того, что кто-то там у них «спаситель», а кто-то «проклятый унионист». Так что в некотором роде, как после яркого футбольного матча, полторы недели в Приднестровье продолжают обсуждать результаты парламентских выборов в Молдове и… практически полный конфуз российской дипломатии, сделавшей в канун выборов ставку на ПКРМ.

Вопросы без ответа

Парламентские выборы в Молдавии задали приднестровским политологам и политикам массу вопросов и породили значительное количество прогнозов. Несмотря на это, главным как был, так и остается вопрос – чего же, собственно, хочет Россия в этом регионе? Какие цели ставит руководство РФ, и по какой методике определяет себе друзей и недоброжелателей? Это важно, поскольку в Приднестровье по-прежнему продолжают чего-то ждать от нашего «старшего брата», и желать России всяческих благ.

В то же время на эти, как и множество других подобных вопросов, регулярно, и довольно смело, отвечают западные СМИ и западные же политики. Как правило, их версии звучат в сугубо негативном, зачастую очернительном тоне. Основная версия, больше похожая на пропагандистский штамп, звучит следующим образом: дескать, России нужна нестабильность, поскольку именно нестабильность позволяет контролировать ситуацию, держать войска и строить свои «коварные планы». Подобную версию многократно озвучивали все без исключения политики соседних государств. Более того, звучала она и из уст самых различных ньюсмейкеров Молдовы – начиная от ультрарадикалов, заканчивая самым что ни на есть «пророссийским» оплотом в лице ПКРМ.

Совсем недавно, буквально пять лет назад, именно коммунисты провозглашали самые, казалось бы, антироссийские идеологические клише. Тем не менее, пропаганда - пропагандой, а истинного ответа на подобные вопросы так никто и не породил. Чего хочет Россия, толком никто не знает, и выразить не может. Зачастую российские политперсоналии второго-третьего эшелона «отмачивают» по поводу Молдавии и ПМР такое, в сравнении с чем слова какого-нибудь «отставной козы барабанщика» экс-главы МИД Румынии Чорояну выглядят вполне пристойными и не столь обидными.

В Приднестровье поиски ответов на подобные вопросы – занятие более чем регулярное. Теперь, по окончании избирательной гонки, можно вполне спокойно, не ожидая упреков в подыгрывании каким-либо силам на другом берегу Днестра, подвести некоторые итоги.

Приднестровцам за последние восемь лет настолько осточертел Воронин, ПКРМ и большинство ведущих политперсоналий однопартийного молдавского монстра, что предпочтения россиян на прошедших выборах не нашли поддержки ни в среде приднестровских журналистов, ни в умах обывателей.

Не факт, что какие-либо новые политики РМ прямо с завтрашнего дня в состоянии изменить жесткую линию молдавской дипломатии в переговорном процессе. Однако в Приднестровье наиболее устойчивым мнением насчет «победителей» и «побежденных» бессарабцев - политиков является облегчение как минимум от перемены местами тамошней власти и оппозиции. «Возможно, оппозиционеры поумнеют первыми» - такова общая оценка приднестровцами поствыборной ситуации в Молдове.

Выбор гастарбайтера

Население в ПМР не меньше устало от бесконечных штампов относительно «кровавого прорумынского фашизма», чем бессарабское население от «мафиозного клана Смирнова». Приднестровцы десятками и сотнями тысяч трудятся и живут не только в РФ, но и в ЕС, а Румыния по какой-то фееричной случайности выбилась в роли ведущей страны-импортера продукции приднестровских предприятий. Приднестровье обычное население Молдовы признаёт как данность, не теша себя иллюзиями относительно срочных слияний. Да и нет в этом определенно никакой нужды у бессарабских избирателей. Есть политическая реклама об «объединении страны», которая работала 8 лет назад, но совершенно не работает сегодня. Восемь лет назад коммунисты эту рекламу успешно втюхивали ничего не подозревающему электорату, который, вероятно, еще тешил себя иллюзиями. Сегодня – другие времена, другие настроения, и самая популярная идея, объединяющая бессарабцев, - не объединение Молдовы и Приднестровья, а интеграция в структуры ЕС.

Именно под лозунгами евроинтеграции выходили на выборы все политические партии в Молдове, и если что и напоминало избирателям о России, так это красные постеры с серпом и молотом. Почему? Да просто авторы ассоциативного ряда «Воронин – это Россия» постарались столь сильно, что в коммунистические проевропейские басни не поверил совершенно никто. А поверили – в то, что видели сами. Молдова – страна гастарбайтеров, у которых по странному стечению обстоятельств вместо выбора – класть плитку или месить бетон, появился, наконец, реальный выбор – Россия или Европа? И каждый из плиточников и членов их семей первым делом задумался не о многовековой истории, не о Дмитрии Кантемире и воеводе Штефане, а о цене за укладку плитки и о том, кем лучше быть – гастарбайтером в России, или гражданином Евросоюза. И если за элементарную визу в ЕС бессарабцы до сих пор готовы выкладывать «черным турдилерам» по три тысячи евро, то, разумеется, проголосовали они за евроинтеграцию, а не за несбыточную мечту с серпом и молотом «назад в СССР».

Понимали ли суть подобного выбора российские официальные лица, с чьего молчаливого согласия Воронин стал звездой теленовостей в РФ? Понимали ли они, что коммунисты молдавские свой доисторический «серп и молот» пригвоздили к имиджу руководства России, и тонны негатива о самих себе по старой традиции вязкой молдавской дипломатии разделили напополам с Москвой? В этот самый «серп и молот» в результате обляпались все, даже те, кому он ближайшие триста лет совершенно не интересен. На фоне крепкой коммунистической «оси» Кишинев – Москва в зарубежных СМИ, совершенно померкли старые штампы о Приднестровье как о «коммунистическом заповеднике». Только и осталось в адрес Тирасполя, что пару шуток по поводу безумных памятников Ильичу. Про коммунизм в ПМР как-то больше не пишут. Слишком уж иррационально.

Понять разум простого человека госчиновнику, в том числе и российскому, чрезвычайно сложно. Для этого существуют социологи и эксперты, которых, конечно же, в канун выборов молдавских никто не послушал. Но теперь уж как будет – так будет. Однако чтобы внятно когда-нибудь ответить на этот самый вопрос «чего хочет Россия», можно еще немного предположений о будущем Республики Молдова. А версии существуют разные. По одной из них, демократической коалиции обещано ЕС и США несколько миллиардов долларов на превращение Молдовы в красочную витрину. Впику России с её 500 миллионами? Разумеется. Но тут важно другое. В случае если Молдова не ввергнется в состояние политического хаоса по украинскому сценарию, у них многое может получиться. При этом как-нибудь там постараются обойтись по-человечески с русскоязычными… И что тогда? А далее начнется следующая серия.

Приднестровская перезагрузка

Западные дипломаты «работают» по Приднестровью уже много лет. Европейцы финансируют здесь десятки различных проектов, регулярно встречаются с политиками, предпринимателями, журналистами. Перед ними открыты двери молодежных организаций. Никто не идет с ножом – такая вот мирная дипломатия, с цветами и мелкими подарками, уважительным отношением и стремлением понять ситуацию, разобраться в ней - шаг за шагом разрушаются все плоды деятельности местной многолетней пропаганды.

Пока российские дипломаты годами носились с Ворониным как со списанной торбой, пытаясь, совокупив Молдову с Приднестровьем, соорудить эдакую румыноговорящую Башкирию, но не в составе РФ, приднестровские студенты и выпускники ВУЗов спокойно разъезжались в страны ЕС и США, продолжая переписываться со своими сверстниками дома. Получалось, как в фильме «Таинственный лес». Приднестровские официальные пропагандисты и высокое начальство продолжали воспитывать общество, пугая «Теми, чьё имя не называют», а молодое поколение тем временем стало пропадать в Интернет-кафе, учить иностранные языки, и вообще перешло на «другой этап» эдакой игры – модели построения своего будущего.

Самое прискорбное, разумеется, что в этой модели отсутствует желание жить в Приднестровье. Еще в ней совершенно отсутствуют приднестровские СМИ. Их там нет. Постепенно устраняются оттуда и российские СМИ, за исключением многострадального «Дома-2», право, не знаю, чем молодые люди его теперь заменят, но уж точно не выпусками программы «Время». Российских телеканалов, да, там тоже практически не осталось. Представления о добре и зле в этой модели воспитываются голливудским кинематографом. В котором про «память предков» - любимый конёк приднестровских «отцов-основателей» - редко когда можно что-либо узнать, разве что в скандинавских эпосах. Более узнаваемы простые образы – это честный полицейский, это клерк, разоблачающий коррупционный заговор, ну и всё такое прочее, примера чему вокруг себя молодые люди совершенно найти не могут. Они привыкли к другому – к тому, что милиционера следует бояться, что за каждую подпись чиновника их папе – мелкому предпринимателю нужно носить конверты, а в армию лучше не ходить, потому что там будут вымогать деньги и калечить. Интересно, какие у молодого поколения приднестровцев сегодня «ценности»? Помогают ли им уроки православной культуры?

Пройдет немного времени, и в случае, если вместо убогой Бессарабии на другом берегу Днестра жители ПМР разглядят вылизанную витрину Евросоюза, молдо-приднестровский конфликт начнет «разрешаться» сам собой. Мы как-то часто вспоминаем про 120 тысяч граждан РФ и 100 тысяч граждан Украины, забывая про 250 тысяч приднестровцев, обладающих молдавским паспортом. Если эта группа зашевелится, придет в себя, что будет вполне естественным при резком расслоении уровня жизни двух берегов Днестра, мы получим в Приднестровье много чего неожиданного. При всем при этом следует учесть, что усилия ЕС и США на приднестровском направлении материализуются день ото дня и месяц от месяца. Здесь будут сотни НПО, которые объединят десятки тысяч людей, и этим людям никто не сможет запретить думать так, как они захотят. А кто не разберется со своими мыслями сам – им охотно помогут на семинарах и тренингах. И «Таинственный лес» они перейдут самостоятельно – тут недалеко.

Как недавно подчеркнул российский журналист Михаил Леонтьев, «Россия стесняется пророссийских сил в ближнем зарубежье». Действительно, где российские НПО? Некоторое время назад МИД России разработало и распространило среди диппредставительств некую концепцию, согласно которой постсоветское пространство должно оказаться не просто под пристальным вниманием – там должна поощряться любого рода пророссийская деятельность. Это вполне нормально, ведь России по периметру необходимо иметь дружественное окружение. Поддерживать планировалось многое – от русскоязычных СМИ до неправительственных организаций. На бумаге все выглядело достаточно профессионально. На деле – сегодня в Приднестровье отсутствуют как СМИ, хотя бы частично финансируемые Россией, так и подобные неправительственные организации. Более того, отсутствуют они и в Молдове. Русские общины не в счет – это камерные тусовки, как правило, по оказанию русским различного рода платных услуг. Так их воспринимает население, и без нужды к ним обращаться – то же самое, что лишний раз сходить в паспортный стол или в ЖЭК. Да и персонажи там соответствующие, к рассуждениям о высоких материях не располагают. Стремление побеседовать в тесном братском кругу о будущем русского народа, как и вообще о чем-либо, в подобных офисах как-то не просыпается. Выдающимся тому примером является кишиневский прецедент, когда общинную структуру россиян длительное время возглавлял, а может быть и до сих пор возглавляет - офицер то ли полиции, то ли спецслужб Молдовы. Наверное, хороший дом себе построил господин офицер…

Тем временем, в недалеком прошлом беднейшая европейская страна - Румыния выражает готовность наращивать финансирование румыноязычных СМИ в зарубежье. Наверное, у Румынии есть определенные амбиции, и есть намерения не оставлять своих соотечественников в других странах. Пожалуй, подобные устремления выглядят внушительнее, чем странное намерение подсунуть своим соотечественникам ненавистного коммуниста-президента, надменно поучая, «любите мол, холопы, раз барин приказал»… Прямо какое-то крепостное право что ли. Не по-казачьи это, в Приднестровье такого отношения не понимают...

В противовес политической мамалыге

Ответить же на вопрос, «чего хочет Россия», в полном объеме, пожалуй, не получится. Мы можем строить планы и лелеять надежды, но гораздо спокойнее жилось бы приднестровцам, если б эту ситуацию кто-нибудь прояснил. Ведь Приднестровье сегодня по-прежнему – пророссийский, большей частью русскоязычный анклав…

Конечно, Россия хочет, чтобы в регионе молдо-приднестровского конфликта больше не было войны. Но если это единственное желание России, то есть вероятность, что спустя десяток лет тема войны будет уже совсем неактуальной, и что тогда, Россия уйдет?

Готова ли Россия к тому, что спустя несколько лет столь бесхребетной, непрозрачной политики, рассчитанной «на авось», она получит перезагрузку Приднестровья и доминирование здесь не пророссийских, а столь же пылких как в Бессарабии проевропейских настроений? При таком сценарии может случиться, что попытка какого-либо «скрещивания» Молдовы с Приднестровьем добавит недостающих очков как раз сторонникам европейской интеграции, а отнюдь не тем сомнительным силам в РМ, которые умудрились странным образом заручиться поддержкой российских структур. Здесь не сработают законы арифметики, когда один плюс один равняется двум. РМ плюс ПМР не равняется Россия, вас обманули. Приднестровцы просто назло выступят против своих мучителей из «пророссийской ПКРМ», которых помимо всего прочего, без какой бы то ни было отдачи, последние годы Приднестровье вынуждено еще и содержать.

Между прочим, нечто подобное происходит уже сейчас. Предвыборное творение политтехнологов - «Пророссийская компартия» - приднестровцами была воспринята с содроганием, а российские предвыборные ролики о «спасителе Воронине» - с холодным непониманием. Неудивительно, что правящая компартия в Молдове в обе избирательные кампании не соизволила вступить в переговоры с ЦИК ПМР об открытии избирательных участков на нашей территории. Ничего удивительного, ведь на обоих выборах большинство приднестровцев с паспортами Республики Молдова поддержали бы кого угодно, кроме коммунистов. Пожалуй, безо всяких рекомендаций местных властей приднестровцы просто по-доброму, по-соседски «помогли» бы кому угодно, кто не Воронин.

России теперь придется заново выстраивать отношения на политическом поле Молдовы. Придется искать новых союзников, впрочем, врагов среди молдавских политиков у России вряд ли много. Мамалыга – она такая, тягучая. Важное в этой политике то, что Молдова всегда будет искать свою маленькую выгоду, а не думать о блоках, союзах и прочих геополитических айсбергах. Молдове в ближайшие годы придется уворачиваться и от тесных братских объятий Румынии, и от конкурента с беспокойным молодецким духом – Украины.

Новым властям Молдовы предстоит искать новые подходы к разрешению молдо-приднестровского конфликта, и в этой запутанной интриге России не следует стесняться Приднестровья. Мы не крестоносцы в Азии, не рыцари-оккупанты, не конкистадоры в охоте за алмазами и рабами. Мы просто здесь живём, и хотим говорить на языке своих родителей. На русском языке. Коммунизм и потешные имперские шоу приднестровцам не интересны – мы вполне свободны от подобных недоразумений прошлого.

Максим Шведов

dniester.ru