НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

На темной стороне «замороженных» конфликтов

Эксперты // 10:23, 23 июня 2008 // 4045


 

 

Обострение в новом тысячелетии борьбы ведущих мировых игроков (США, Россия, Евросоюз) за оказание влияния на страны бывшего «советского лагеря» в Центрально-Восточной Европе и СНГ вызвало увеличение политической напряженности в отдельных регионах, межэтнические столкновения, передел границ отдельных государств и возникновение новых. Уже длительное время внимание международного сообщества привязано к урегулированию конфликта на Балканах и без сомнения к его основной проблеме – определению статуса Косово. Все сильнее поднимается проблема размораживания конфликтов на территории СНГ (Приднестровья, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах).

 

 

Стабильное использование преступными группировками так называемых зон нестабильности

 

Как правило, столкновение глобальных интересов в любом регионе сопровождается его экономическим обнищанием, увеличением уровня беззакония, ослаблением внутригосударственных и международных механизмов управления в регионе и контроля на границе. Это способствует увеличению активности транснациональных преступных группировок, которые достаточно быстро реагируют на изменение геополитической ситуации и эффективно используют конфликтные регионы для создания новых маршрутов транспортировки наркотиков, контрабанды, нелегалов, оружия.

На примере Балканского конфликта возможно проследить взаимосвязь между уровнем нестабильности ситуации в регионе и активностью транснациональных преступных групп. Так, до признания независимости Черногории и внедрения эффективного государственного контроля, её территория активно использовалась транснациональными преступными группировками для контрабанды товаров в Евросоюз. В целом, за оценками международных экспертов, ежегодно с территории Балкан в Европейский Союз попадают 120 тыс. нелегалов, а 80% всего героина, который попадает на европейский рынок, поставляется именно из этого региона. При этом, основная часть нелегальных трафиков проходить через территорию Косовского края, который на сегодняшний день является самым нестабильным регионом на Балканах. Отдельное внимание необходимо обратить на влияния решения вопроса о статусе Косово на обострение ситуации на территориях других «замороженных конфликтов». Несмотря на заявления политических лидеров большинства ведущих стран о невозможности использования независимости Косово в качестве прецедента, многочисленные экспертные оценки указывают на усиление сепаратистских тенденций в регионах «замороженных конфликтов», что не только не способствует их урегулированию, но и приводит к нагнетанию и дестабилизации ситуации на этих территориях.

В этом контексте следует отметить, что увлеченность ведущих игроков вопросами политического урегулирования с отстаиванием при этом собственных интересов приводит к замораживанию конфликтов и отвлечению внимания от проблемы противодействия транснациональной преступности.

 

Существует ли  транснациональная преступность в Приднестровье?

 

Украина, имея на своей границе один из «замороженных конфликтов» в Приднестровье, «на своей спине» почувствовала всю тяжесть проблем, которые связаны с неопределенностью статуса этого региона. В международном сообществе Приднестровский регион чаще всего ассоциируется с „черной дырой”, через которую Европейский Союз наполняется контрабандным товаром, нелегальными мигрантами, наркотиками и т.п. Принимая во внимание существование совместной границы, Украина достаточно часто обвинялась как соучастник приднестровских преступных групп, который способствует их незаконной деятельности. Более того, на этом фоне регулярные взаимные обвинения сторон-участников конфликта (Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика) в содействии расширению теневых преступных механизмов не только не улучшают атмосферу переговорного процесса, но и не способствуют разрешению самой проблемы.

К указанному вопросу Международный Антикриминальный и Антитеррористический Комитет в Украине (МОО «МААК») впервые привлек внимание в мае 2006 года в рамках „Джарылгацкой инициативы”. В сентябре 2006 года эта инициатива МОО „МААК” была поддержана участниками ІІІ Международного форума «Международное сообщество против глобализации преступности и терроризма».

Понимая важность этой проблемы и роль общественных организаций в обеспечении европейской политики безопасности, МГО «МААК» и Центр общественных исследований «Украинский Меридиан» (ЦОИУМ) в декабре 2006 года инициировали проект «Противодействие транснациональной преступности как необходимая составляющая процесса урегулирования приднестровского конфликта».

Целью проекта является создание условий для настройки международных механизмов взаимодействия институтов гражданского общества, государственных органов стран-участниц урегулирования конфликта и непосредственно Приднестровья для эффективного противодействия деятельности транснациональной преступности и способствованию процессу мирного урегулирования проблемных вопросов.

Проведенный в рамках проекта предварительный анализ процесса урегулирования приднестровского конфликта засвидетельствовал, что на фоне обоюдных обвинений сторонами не учитывается транснациональный характер деятельности преступных группировок. Следует отметить именно транснациональный характер преступности, которая не признает ни границ, ни национальностей, ни народностей, и в то же время активно использует фактор неопределенного статуса региона для развития трансграничных преступных схем. С учетом этого, становится понятно, что это проблема уже не только властей Приднестровского региона, и даже не стран-соседей, эта проблема всего международного сообщества.

Указанное подтверждают результаты проведенного в 2007 году МОО «МААК» та ЦОИУМ экспертного опроса украинских, молдавских, приднестровских, российских и европейских специалистов. Полученные от представителей правоохранительных органов данные свидетельствуют, что в состав транснациональных преступных группировок входят представители азиатских стран, России, Украины, Молдовы, ПМР, Румынии, Польши, Турции та ряда других государств СНГ и Европы. Поэтому, борьба с транснациональной преступностью это проблема всего мирового сообщества, а не отдельно взятого государства, правоохранительные органы которого ограничены рамками внутреннего законодательства.

Оценивая общую криминогенную ситуацию, как в Молдове, так и в Приднестровском регионе, международные эксперты отмечают ее стабильность и не превышение общепризнанных норм.

На сегодня, уровень преступности в ПМР соответствует уровню 1989 года, а общая раскрываемость преступлений в республике составляет 82%. На протяжении последних лет осуществлено структурное и кадровое усиление правоохранительных органов ПМР, на регулярной основе проводятся профилактические операции, которые направлены на выявление и нейтрализацию каналов нелегальной миграции, наркотиков, контрабанды. В той же время, на территории ПМР продолжают действовать 17 организованных преступных группировок, которые поддерживают связи с аналогичными организациями в других странах. Минимум две из них причастны к транзиту наркотических средств.

Правоохранительные органы Молдовы в 2006-2007 годах также провели ряд организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности борьбы с организованной преступностью, коррупцией и обеспечением правопорядка. В результате проведенных профилактических мероприятий только в 2006 году был снижен уровень преступности на 13,4%, на 20,5% - особо опасных преступлений и на 16,8% - опасных преступлений. Правоохранительные органы Молдовы проводят разработку 46 преступных группировок, которые поддерживают контакты в Румынии, Украине, Турции, России, Балтийских странах, Белоруссии и Македонии. Указанные криминальные группы занимаются разбойными нападениями, грабежом с использованием огнестрельного оружия, трафиком людей и наркотических средств, фальсификацией документов, присвоением денежных средств в особо крупных размерах и т.п.

Украиной, в свою очередь, также проведено ряд мероприятий, направленных на  усиление контроля на участке украинско-молдавской границы с целью противодействия деятельности транснациональных преступных групп. Внедрение унифицированного таможенного режима на украинско-молдавской границе позволило направить внешнеэкономические контакты приднестровских экономических агентов в легитимное русло, в соответствии с международными нормами и правилами, в том числе и Всемирной торговой организацией. Уже на протяжении двух лет функционирует Миссия ЕС по оказанию помощи на границе Украины и Молдовы. Благодаря успешному сотрудничеству Украины и Республики Молдова с Миссией ЕС зафиксирована эффективная система безопасности на украинско-молдавской границе. По информации МИД Украины, во время работы мисси за нелегальное пересечение границы задержано 322 человека, 52 тоны контрабанды мясопродуктов и 11 кг наркотических средств. Кроме этого, работа Миссии ЕС опровергла обвинения в адрес Украины и Приднестровья о существовании массовой контрабанды, трафика людей и оружия.

Рассматривая криминогенную ситуацию в каждой отдельной стране, и непосредственно в Приднестровском регионе, можно сделать вывод об отсутствии угрозы со стороны транснациональных преступных группировок.

 

Профилактика болезни, а не лечении последствий

 

В то же время следует отметить, что сделанные выводы достаточно обманчивы, поскольку сам неопределенный статус Приднестровья, а исходя их этого отсутствие четкого правового регулирования многих спорных вопросов в рамках двусторонних отношений между Украиной, Молдовой, ПМР, Румынией, Россией и странами ЕС, а также проблемы их взаимодействия в контексте обеспечения региональной безопасности, позволяют транснациональным преступным группировками использовать сложившеюся ситуацию для проведения своей незаконной деятельности.

Несмотря на принятые правоохранительными органами Украины, Молдовы, ПМР, Румынии, Миссией EUBAM меры, и сегодня продолжается выявление каналов контрабанды продукции, наркотиков и нелегалов, схем уклонения от налогообложения и других фискальных сборов, которые к тому же постоянно меняются. Согласно подсчетам Миссии EUBAM ежегодно от контрабандной деятельности преступных группировок украинский бюджет теряет около 43 млн. евро, а молдавский – около 18 млн. евро. Кроме того, следует отметить, что процессы глобализации приводят к увеличению масштабов деятельности преступных группировок, взаимосвязь между которыми в разных регионах увеличивается быстрее чем международное сотрудничество правоохранительных органов.

Так, актуальной проблемой остается высокий уровень потока нелегальных мигрантов из Республики Молдова через  территорию Украины в страны Евросоюза, которые используют для въезда в Украину действительные паспорта, а в дальнейшем поддельные документы (или вообще пытаются нелегально пересечь границу), которые изготавливаются преступными группами в Молдове. Аналогичные жалобы поступают и в отношении нелегальных мигрантов, которые пытаются пересечь молдавско-румынскую границу (но уже без соответствующих документов) поступают и от пограничной полиции Румынии.

Устоявшимися каналами перевозки наркотических средств продолжают оставаться маршруты автобусного и железнодорожного сообщения из Кишинева в Москву и Санкт-Петербург, центральные и южные регионы России.

Продолжают учащаться случаи контрабандных перевозок товаров в Украину (при этом не только на неконтролируемом правоохранительными органами РМ приднестровском сегменте украинско-молдавской государственной границе) на северном и южном сегментах украинско-молдавской границы. По официальным данным приграничной полиции Румынии, одной из актуальных проблем является все более распространенная продажа сигаретных изделий из Молдовы в Румынию.

Отдельного внимания заслуживает функционирование стойких каналов, которые проходят через Молдову, по ввозу в Приднестровье и регистрацию там автомобилей (особенно дорогих иномарок), которые находятся в международном поиске, а потом переправка их в Украину для продажи.

Поэтому международные эксперты считают, что только устранение благоприятных условий для деятельности транснациональных  группировок, параллельно с эффективным сотрудничеством правоохранительных органов разных стран, даст возможность внедрить действенную систему противодействия расширению преступности и обеспечения региональной безопасности.

В ходе проведения МГО «МААК» и ЦОИУМ экспертного опроса, были выявлены следующие факторы, которые оказывают благотворное влияние на деятельность транснациональных преступных группировок.  
         Международные эксперты считают самым важным фактором нестабильности низкий социально-экономический уровень жизни населения в Приднестровье и в Молдове, что ведет к обнищанию местного населения, ускорению эмиграции, подталкивает к незаконному заработку.  

В отдельных регионах Молдовы прожиточный минимум настолько низкий, что жители живут по принципу джентльменов удачи «украл, выпил, в тюрьму;  украл, выпил, в тюрьму». На третьем Международном форуме «Международное сообщество против глобализации преступности и терроризма» участники акцентировали внимание на необходимости внедрения   международных программ помощи населению конфликтных регионов, как наиболее эффективный механизм борьбы с условиями распространения преступности. Сегодня и Украина, и Россия, и Евросоюз реализуют отдельные программы помощи населению Приднестровья, однако они не могут существенно изменить общее положение дел в ПМР.  По мнению международных экспертов, мировые лидеры, такие как США, РФ, ЕС, должны уделять данному вопросу большее внимание, что позволит не только снизить уровень напряжения среди населения  Приднестровья, и ощутить беспокойство международного сообщества.

Другим, не менее важным фактором является неопределенный статус молдавских границ. В частности, молдавская сторона продолжает создавать ряд проблем в демаркации украинско-молдавской государственной границы. И до сих пор не прошел демаркацию участок границы в районе  н.п. Джурджулешты.  Не смотря на позицию международных институций и существующую международную практику молдавская сторона под различными предлогами продолжает отказываться от демаркации приднестровского участка украинско-молдавской границы. С другой стороны, остаются неурегулированными вопросы демаркации молдавско-румынской границы.

 Кроме того, Молдовой до сегодняшнего момента  не решаются вопросы создания и подписания ряда межгосударственных протоколов: о деятельности локальных пунктов пропуска через украинско-молдавскую государственную границу; о судоходстве по внутренним водным коридорам   (в результате деятельность совместных паромных переправ через р.Днестр до сих пор не урегулирована); о пунктах пропуска и упрощенный пропуск граждан, которые проживают в приграничных районах.  

По информации Миссии EUBAM, существуют подозрения по нецелевому использованию в Молдове свободных экономических зон при импорте товаров, в больше части алкогольной продукции, на таможенную территорию страны. 

В этих условиях требования Молдовы по включению ее в сферу деятельности зоны свободной торговли с ЕС звучат немного странно, т.к. имеющиеся нерешенные вопросы с определением собственных границ создаст дополнительные благоприятные условия для деятельности транснациональных преступных группировок. 

Еще одним существенным фактором, который, по мнению международных экспертов, активно используется преступными группировками, становится несоответствие международным стандартам правового регулирования ПМР экономической деятельности, налоговой и тарифной политике.      

Кроме постоянной смены правил ведения экономической деятельности предпринимательскими субъектами, внимание заслуживает наличие большой численности налоговых и других фискальных льгот. Это фактически делает Приднестровье в своеобразную оффшорную зону в восточноевропейском регионе, что позволяет преступным группировкам манипулировать экспортно-импортными операциями, реализовывать теневые схемы отклонения от налогов и уменьшение прибыли.  

Отдельного внимания заслуживает проблема наличия у жителей Республики Молдова и Приднестровского района двух, а иногда и более гражданств. Отсутствие эффективного паспортного контроля приводит к использованию преступными группировками этого фактора в схеме переправки  нелегалов.

Вышеуказанные факторы выделяются международными экспертами как наиболее значительные, и которые заслуживают первоочередного внимания со стороны международного сообщества в процессе борьбы с транснациональной преступностью. Вышеперечисленные проблемы носят не сугубо национальный характер, и по этому требуют совместных усилий всех заинтересованных сторон. Хотелось б сделать акцент на слове «всех», так как очень часто Приднестровский регион просто игнорируют. Однако, при создании региональной системы безопасности не стоит игнорировать опыт и возможности правоохранительных органов Приднестровья, так как никто больше них не обладает информацией и не может более эффективно скоординировать систему противодействия  преступным группировкам на территории Приднестровья.       

И не стоит излишне политизировать этот вопрос. Деятельность транснациональных преступных группировок не только наносит значительный ущерб государствам, а и непосредственно касается безопасности людей. Тот, кто на себе ощутил исчезновение ребенка,  наезд рейдеров, попадание ближнего в наркотическую зависимость, поставит именно безопасность людей основной целью в борьбе с преступностью. 

Без сомнений, в налаживании взаимодействия с правоохранительными органами ПМР роль Молдовы определяется, как основная. В тоже время, на примере деятельности Миссии EUBAM, которая уже продемонстрировала эффективность и результативность взаимодействия украинских и молдавских правоохранительных органов, осмелюсь утверждать, что участие международных организаций в создании эффективного сотрудничества всех сторон для противодействия расширения транснациональной преступности  ускорит формирование региональной системы безопасности.

Более того, международные эксперты считают, что реализация предложенного сценария при содействии всех заинтересованных сторон даст возможность создания наиболее приемлемого формата для эффективного противодействия деятельности транснациональных преступных группировок, что улучшит не только уровень региональной безопасности, но и соответственно поставит на новый уровень политические переговоры по урегулированию конфликта.  

 

Сергей Дириза

Советник Международного Антикриминального и Антитеррористического комитета в Украине