НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Роман Коноплев: В Год Тигра Приднестровью понадобится тигровая стратегия

В мире // 11:01, 5 января 2010 // 2641
altСпециально для ИА "Лента ПМР", эксперт и защитник прав граждан России в Молдове Роман Коноплев комментирует политические перспективы Приднестровья и русских Молдавии в 2010 году.

2010 год для Приднестровья – это год погружения в несколько новую реальность, поскольку  приход к власти в Молдове новых сил будет требовать принципиально иных подходов к моделированию собственной стратегии. Для начала нужно понимать простые вещи – новые лидеры Молдовы отнюдь не скрывают собственного кредо, под которым понимается «защита национальных интересов». Это уже не политическая размазня времен ПКРМ, а абсолютно четкие контуры будущей формы молдавского политландшафта – речь идет о восточноевропейских политических стандартах, и нужно хорошенько осознавать отличия «нового» от «старого».

«Новое» заключается в выходе на политическую сцену «националистов с белыми воротничками» под лозунгами так называемого «софт-национализма». В европейских государствах данного рода убеждения присущи всем без исключения политическим группам, различны лишь пропорции.  Вероятнее всего, новые националисты в Молдове все же сумеют навести порядок в своих рядах, дабы за пределы кухонь не выплескивались откровенные русофобские лозунги. Тем не менее, вполне благопристойные для уха современного человека клише  в восточноевропейской политике имеют несколько смыслов, зачастую не тех, о которых пишут газеты и сообщает телевидение.

Мне, разумеется, привычнее оценивать эти лозунги с точки зрения русского, да ещё и гражданина России.  Для русских, проживающих в Молдове, к примеру, термин «евроинтеграция» имеет два прикладных значения – «арест и депортация». То есть то, о чем ещё год назад я писал в своих статьях как о возможном варианте развития событий, касающихся русских, сегодня приобретает уже законченные формы. Гражданам России власти Молдовы предлагают оформлять вид на жительство – то есть, автоматически лишить себя избирательного права, а для приднестровцев – ещё и признать тем самым юрисдикцию РМ на своей территории и самих себя – как «нелегальных иммигрантов».  Данная политика, разумеется, жесткая, чем-то напоминающая формулу «кнута и пряника». Пользуясь этой формулой, власти Молдавии будут и в дальнейшем ужесточать свои позиции в переговорном процессе с представителями ПМР, и нивелировать статус приднестровцев до уровня незваных иммигрантов, а российских миротворцев – до оккупационных войск.  
Большая часть русских, проживающих в Молдове, уже долгие годы пребывает в незавидном положении.  Если с их стороны не прозвучат какие-либо четкие требования, власти РМ не предоставят широкого разнообразия выбора – либо ассимиляция, либо изгнание. При этом ни одна европейская страна даже при желании не может предъявить в адрес Молдовы каких-либо формальных претензий. С точки зрения права, власти Молдовы за последние 20 лет многократно подстраховались. Они подготовили безупречную законодательную базу под эдакий «прибалтийский сценарий» в отношении русских и левобережного анклава, юридически являющегося частью РМ.

В этих условиях, когда «белые воротнички» европейского национализма словно пыль с сапог опрокинули дряхлеющую элиту РМ, и приднестровцам, и русским в Молдове предстоит искать некие свежие решения, искать в себе новые силы, убивать по капле раба и калеку, который способен лишь рассчитывать на помощь влиятельных зарубежных дядей. Увы, но дядям скоро будет не до русских. Разумеется, они могут утешить, или, скажем, оплатить образцовый митинг с просьбой о чем-нибудь пафосном – скажем, о русском языке. Но во всем остальном они будут следовать нормам дипломатической этики и будут подчеркнуто вежливыми, даже если нелояльных властям русских в Молдове начнут упаковывать в самолеты или товарные вагоны. Юридически для этого всё уже готово.

Однако в данном случае следует понимать, что этот невеликий выбор – между ассимиляцией и депортацией – в общем-то, преступное, средневековое изобретение. И возник этот выбор, в том числе и благодаря многолетнему выпендрежу прихлебателей, околачивавших груши в районе определенных заведений, где на «русскую идею» было принято под совместный распил выделять наличные. Сегодня, когда наличные закончились даже там, всевозможные так называемые «державные идеологи» не находят ничего умнее как вооружившись хоругвями крушить чужие религиозные символы и перегораживать каким-нибудь протестантам путь на кладбище. Это именно то, что неорумынским «националистам в белых воротничках» как раз и нужно – чтобы русский предстал в образе бородатого дебила – варвара, с топором в одной руке и крестом в другой. Не хватает только лаптей и шапки-ушанки, образ будет закончен.

Есть шанс, что граждане вольного приднестровского анклава не вляпаются в мракобесие бессарабских «профзащитников», а русские в Бессарабии в свою очередь начнут думать головой, и обустраивать защиту собственных прав, не пользуясь услугами тех, на ком лежит ответственность за нынешнее положение вещей.

Отличие положения русских в любом государстве Старой Европы от русских в Молдове заключается в том, что Молдова многонациональной была всегда, и для русских Бессарабия – такой же дом, как и для других, населяющих её элементов. Они там ровно настолько же коренные, насколько таковыми являются цыгане, евреи, украинцы, румыны и все прочие. Понятие «большинства» там не менее условно, чем в Приднестровье, и тезис о моноязычии как и о монополиях какой-либо нации в социальных сферах является безусловно дискриминационным тезисом.  В восточноевропейской практике, как известно, все национализмы хороши, за исключением русского. Русский – не забывающий о том, что он – русский, всегда будет наделяться самыми душераздирающими тезисами в стиле «фашист», «шовинист» и тому подобное. Эта скользкая уловка является лишь одной из многих, целью которых является деморализация и денацификация русских. Есть и другие уловки, такие как формирование чувства вины у русских за что-либо типа депортаций или их поведения в период каких-либо древнеисторических войн.

Чтобы справиться со всем этим, русским в Молдове, как и отдельному субъекту  - Приднестровью – в деле защиты собственных прав предстоит обращаться не с просьбами к каким-либо «старшим братьям», а глубже изучать мировой опыт защиты собственной национальной идентичности. Предстоит формировать контакты с европейскими регионалистами, обращать внимание на то, сколь грамотно на протяжении многих веков, боролись за собственную идентичность евреи, и каким образом они не потеряли, а приумножили её.

В 2010 году политические перспективы Приднестровья будут складываться из переоценки старых методик формирования собственной идентичности. Чтобы не получилось так, что термин «русский» станет чем-то патриархально-лапотным, со щами в бороде и ушанкой набекрень.

Год Тигра – это возможность обратиться к облику величавого хищника, вызывающего у тех, кто встанет у него на пути, восхищение красотой и магией прыжка, а также звериный страх и трепет. Тигр – это мобильность, бескомпромиссность, абсолютная дерзость. Приобретение и умножение всех этих качеств способно принести успех Приднестровью и как-то морально поддержать русских в Молдове в 2010 году.