НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Неурядицы в гагаузских приходах как отражение состояния православной церкви в автономии

Религия // 13:24, 21 мая 2009 // 2581
Председатель Народного Собрания АТО Гагауз Ери Анна Харламенко направила Обращение  к председателю парламента РМ Владимиру Воронину и Его Преосвященству Митрополиту Кишиневскому и Молдавскому Владимиру с просьбой «содействовать стабилизации ситуации в православных приходах». В документе также говорится: «… Не утихают страсти в кафедральном Соборе  столицы Гагаузии – Комрате, связанные  с упорным желанием сместить с должности настоятеля Собора без видимых оснований лишь по прихоти правящего архиерея Кагульско-Комратской епархии. По настоящее время конфликт в Комрате не исчерпан, однако в мае возникли еще два очага в Чадыр-Лунге, связанных с отстранением от должностей группы настоятелей и протоиереев».

Харламенко также выражает недоумение в связи с «упорством, с которым пытаются расправиться с лучшими священниками автономии, а лучшие православные храмы пытаются прибрать к рукам епископ и его окружение, насадив своих ставленников по родственной линии». В документе отмечены факты изгнания священников, «отдавших многие свои годы становлению православия в крае»; председатель НС обращает внимание и на участившиеся обвинения в адрес руководства АТО, будто бы поддерживающего гагаузский церковный сепаратизм и пытающегося «увести гагаузское православие» под омофон какой-то иной патриархии».

Комратские чиновники, по должности призванные вмешиваться в сложные конфликты, высказывают мнение, что для их разрешения следует  в первую очередь обратить внимание на настроения гагаузской паствы, протестующей против продвижения на службу в местные приходы служителей, принадлежащих к Бессарабской метрополии и привносящих в устоявшиеся  церковные обряды «румынские традиции».

НИКА-пресс

Цитата вместо комментария

Сначала – уточнение. Затянувшиеся  неурядицы в гагаузских приходах и, как показывает Обращение, даже возникающие в новых местах конфликты, объясняются весьма просто: гагаузская паства пытается защитить то, что она называет «своей Церковью». Паства накапливает протестные настроения, и пока нет причин полагать, что  кто-то, кто обязан озаботиться явно тревожным состоянием дел, намерен погасить страсти. Предлагаемый далее текст – это цитата из приложения к «Кирсовскому вестнику», выпускаемому нерегулярно и крайне низким тиражом группой местных прихожан. Однако это не повод не обращать на него внимание.
 
«Наконец-то события в комратском соборе заставили гагаузскую общественность заинтересоваться судьбой национальной церкви. Стали думать: что делать и куда бежать от произвола церковных властей. А ситуация между тем патовая. С какой стороны не зайди – везде тупик, ибо события в Комрате отражают всю печальную церковную ситуацию в регионе… Буджак должен задаться вопросом: а кому подчиниться? Напрямую Московской патриархии? Пойти под вселенского патриарха Варфоломея? И он, новостильник и экуменист, с великим удовольствием примет Гагаузию под свое крыло. Так как Константинопольская патриархия весьма немногочисленная, лишние приходы для ее престижа не помешают. Или перейти в Русскую церковь за границей?... Перейти в Румынскую церковь? И речи быть не может, она новостильная, не в нашем духе. Есть последний вариант, самый лучший – создать свою национальную Церковь, не зависящую ни от кого. Гагаузы, как православный народ, имеют полное право на основании канонов православной  церкви иметь свою автокефальную церковь. Чем, например, молдаване или греки лучше гагаузов? Ничем.  Количественный фактор не является определяющим в вопросе об образовании автокефальной церкви. Пусть гагаузов будет всего тысяча человек, они все равно имеют право иметь свою национальную церковь…. Но даже образованная епархия на  территории Гагаузии  не будет иметь права на существование. Вот причина, почему Господь до сих пор не дает возможность гагаузам разрешить церковный вопрос. Церковь – это жизнь и спасение гагаузской нации. А в АТО церковные вопросы не стоит даже поднимать. Гагаузия не свободна, что она может решить? Потому в АТО нет православных газет и журналов, православных передач на радио и телевидении, православных библиотек и миссионерских организаций, православных школ и православного факультета в университете. Словно АТО – это масонская организация, созданная для того, чтобы препятствовать развитию православия в регионе. Мы залезли в такие дебри, что просвета не видать»