По информации Федеральной антимонопольной службы РФ, нарушения в рекламе биологически активных добавок множатся в геометрической прогрессии – они вышли на второе место после рекламы финансовых услуг в 2012 году. Именно поэтому данная сфера деятельности СМИ вызывает повышенный интерес законодательной власти. В настоящее время депутаты всерьез озадачились проблемой «наведения порядка» в данной области.
Больше всего нареканий вызывает тот факт, что рекламодатели и, соответственно, создатели роликов о БАДах упускают из виду строгое требование закона о предоставлении полной информации о том, что предлагаемая ими продукция не является лекарственными препаратами. Закон требует указывать подобную информацию на упаковке средства, а телереклама из виду упущена. При этом общепринятым правилом делового оборота является обязательная ссылка на данный факт. Большинство СМИ требуют от рекламодателей указывать в рекламных сообщениях, что средство не является лекарством. Инициатор законопроекта, коим выступила ФАС, предлагает сделать это обязательным. Шансы, что производители БАДов «уйдут в подполье», оставив нишу СМИ и сосредоточив свое внимание на личных продажах через сеть распространителей, в данном случае есть, но они минимальны. Компании-производители вряд ли пострадают от подобной инициативы – на примере западных стран можно убедиться, что такой шаг никоим образом не сказывается на объемах продаж, при этом отсекая некачественную продукцию компаний-однодневок.
Следующий важный момент – это сфера ответственности. Законопроект предполагает поделить ее между источником (собственно, рекламодателем) и каналом распространения информации (СМИ). Они утверждают, что авторитет канала может оказать существенное влияние на доверие потребителя к предлагаемой информации. Понятно, что реклама на Первом канале значительно более лояльно воспринимается потребителями, нежели на платных рекламных каналах с невысоким рейтингом. За несоблюдение требований предлагается штрафовать. При этом штрафы увеличатся в размерах, их нижняя планка для юридических лиц (а игроками на поле рекламы являются в большинстве своем именно юрлица) составит 200 тысяч рублей. Подобная мера позволит повысить степень ответственности, считают в ФАС.
Уже несколько лет специалисты, работающие в области продаж нелекарственных препаратов, предлагают обязать производителей рекламы БАДов использовать в создаваемых роликах шаблонные формулировки. Целью подобной инициативы является информатизация населения и снижение негативных последствий приема препаратов. Выиграют от этого в первую очередь потребители, которые перестанут считать БАДы панацеей. Выиграют и производители, которые избавятся от имиджа шарлатанов. Пока эта инициатива не нашла поддержки у законодателей.