По городам и весям Приднестровья замелькали, зашумели агитаторы — зовут приднестровцев поддержать выдвижение кандидатом в президенты бывшего парламентского спикера Евгения Шевчука. Из их речей и со страниц листовок встает образ былинного богатыря, рыцаря без страха и упрека, интеллектуала (пять высших образований! кандидатская степень!), бессребреника, отважного борца с коррупцией и произволом.
Расчет у предвыборного штаба Шевчука — на простодушие и доверчивость. На то, что приднестровцам, погруженным в каждодневные заботы о хлебе насущном, недосуг что-то проверять. Примелькавшаяся фигура молодого политика не должна вызывать сомнений…
Однако, вызвала. Нашлись люди дотошные, на слово верить не стали. И картина получилась занятная…
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»
Коллекционирование дипломов высших учебных заведений превратилось у Шевчука в какую-то манию. А как, простите, назвать иначе факт получения с 1992 по 2001 год (за 9 лет!) пяти высших образований? При этом Евгений Васильевич еще и увлеченно трудился — в органах МВД, в компании «Шериф», в Агропромбанке и в Верховном Совете. Оставалось бы только порадоваться за нашу республику, где появился новый Ломоносов, только вот осязаемых плодов усиленного накопления знаний не видно. Ни в сфере механизации сельского хозяйства (диплом Украинской сельхозакадемии), ни на поприще мировой экономики (диплом Всероссийской академии внешней торговли), ни в дипломатии (Дипломатическая академия Украины)… Ладно, хоть юридическое образование пригодилось.
А вот про учебу в Лондоне любитель образования почему-то умолчал. Хотя ведь курсы для политиков из Восточной Европы, организованные правительством Великобритании, всяко престижнее сельхозинститута. Может, оттого скромничает, что обучение устроил Шевчуку ни кто иной, как руководитель программы по вопросам России и Евразии лондонского Королевского института международных отношений, старший научный сотрудник Центра исследований конфликтов Оборонной академии Великобритании, политолог, а если короче — высокопоставленный сотрудник британских спецслужб Джеймс Шерр? Между тем, весь ход событий последних лет в Приднестровье показывает, что именно эта учеба оказалась наиболее плодотворной…
Среди документов, приобщенных Шевчуком к прочим своим регалиям, присутствует диплом КН № 00808, с печатями и гербовыми орлами, где сказано, что решением Высшего аттестационно-квалификационного комитета РФ от 16.10.2003 ему присуждена ученая степень кандидата экономических наук. Однако, в материалах Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации, сведений о кандидатской степени Шевчука Е.В. нет. А вот о «Высшем аттестационно- квалификационном комитете» информация имеется. Оный является автономной некоммерческой организацией, не имеющей отношения к государственным органам РФ. И, как сказано в резюме этой частной конторы, «дипломы и аттестаты, полученные через Высший Аттестационно-Квалификационный Комитет, не гарантируют предоставление тех же академических или профессиональных прав, которые имеют обладатели дипломов государственного образца Российской Федерации». К слову, известный аферист и мошенник Грабовой получил (а скорее всего, купил — как и Шевчук) от того же ВАКК диплом профессора…
Туманные страницы биографии
Образование — не единственное туманное пятно в биографии Шевчука. Можно сказать, она вся пестрит этими кляксами.
Взять, к примеру, его службу в органах МВД Приднестровья по борьбе с экономическими преступлениями, куда Евгений Васильевич удачно пристроился, избежав участия в защите республики от агрессии молдавских националистов.
В 1992-1993 гг. в Рыбнице на слуху было крупное дело, которое вел Шевчук. Суть его заключалась в том, что группа «авторитетных предпринимателей» вывезла с Рыбницкого комбината большое количество сахара (говорили о нескольких десятках тонн). Фуры были задержаны гвардейцами и возвращены. Некоторые подозреваемые арестованы. После того, как к расследованию был подключен Шевчук, одни фигуранты сбежали, другие скоропостижно скончались, дело спустили на тормозах… Но главное — именно после этой истории Шевчук пошел в гору, у него появились деньги.
В Рыбнице рассказывают и про другие аферы, которые проворачивал Шевчук, уже работая в «Шерифе». Например, продукты, которые завозились для супермаркетов, распространялись через мелких торговцев. Разницу Шевчук клал в свой карман. Рано или поздно это должно было привлечь внимание фирмы, вот Евгений Васильевич и начал путать следы — сначала в банк, потом в депутаты.
Нажито «непосильным трудом» немало — что за время службы в МВД, что в «Шерифе», что в АПБ, что в Верховном Совете. Обширное ранчо в Строенцах на заповедных землях, богатая усадьба, крутое авто… При этом родители на пенсии, жены нет, наследства из-за океана не было. На зарплату? Не смешите мои тапочки, как говорят в Одессе. Никто до сих пор этого простого вопроса Шевчуку не задал. А наверное, надо бы — в президенты человек собирается.
Чем он так люб Молдове?
В интернет-блоге Евгения Шевчука можно найти его интервью агентству Regnum от 8 сентября под горделивым заглавием «Ни о каком объединении Приднестровья с Молдавией не может быть и речи». Недавно этот же заголовок красовался и на сайте сторонников Шевчука. Сейчас пропал куда-то, и может быть — не случайно.
Оказывается, 20 сентября в Кишиневе политики и эксперты обсуждали, кто из участников предстоящих президентских выборов в Приднестровье предпочтительнее для Молдовы. И оказалось — Евгений Шевчук.
«Ясно, что господин Смирнов должен уйти… Из других кандидатов самым оптимальным кажется Шевчук», — заявил политический аналитик Корнелиу Чуря.
А известный политический аналитик Богдан Цырдя развил эту мысль.
«Кандидатура, которая вызывает сдержанный оптимизм у некоторых политологов Молдовы, — это Евгений Шевчук. Шевчук, несмотря на его аффилированность с бизнес-интересами, — умеренный реформатор, проявляет пусть сдержанный, но все же конструктив по отношению к Молдове», — отметил Цырдя.
Ну как после таких лестных оценок бросаться сердитыми заголовками? Конструктивный реформатор! С которым всегда можно найти общий язык. Неспроста же намекнули на бизнес-интересы Евгения Васильевича. Знают на том берегу Днестра, чем поманить Шевчука, а то и прижать при случае…
Аника-воин
При ближайшем рассмотрении липой оказываются и так называемые «подвиги» Шевчука в борьбе за права приднестровцев.
В биографии Шевчука, напечатанной в его листовке «Нам нужны перемены!», сказано: «Был одним из инициаторов и курировал в Верховном Совете реализацию в Приднестровье российского гуманитарного проекта, благодаря которому была налажена выплата надбавок пенсионерам. Российскими представителями была высоко оценена прозрачность реализуемого проекта. Начатый тогда проект успешно продолжается по сей день».
Это — неправда.
Именно из-за непрозрачности механизма распределения денег, из-за того, что бывший председатель ВС Шевчук не смог гарантировать своевременное получение средств каждым пенсионером, гуманитарная помощь была приостановлена. Российское руководство возобновило программу только по настоянию и под гарантии нового председателя Верховного Совета ПМР А.В.Каминского.
Но самый яркий пример беспринципности Шевчука связан с его дезертирством. Иначе и не назовешь то, что произошло на пленарном заседании Верховного Совета ПМР 8 июля 2009 года.
Выступая тогда, Шевчук дал резкую и во многом справедливую оценку складывающейся в ПМР внутриполитической обстановки. Он обратился к коллегам-депутатам: «…Надо защитить от возможного произвола людей, определить вектор перемен, в котором нет места безумию отдельных чиновничьих группировок. Обращаюсь ко всем приднестровцам: не поддавайтесь на обман, ложь, игнорируйте и не поддерживайте подобные уловки власть предержащих!».
И что последовало за этим призывом? Командир впереди, на лихом коне? Как бы не так!
Шевчук заявляет: «В этих условиях я добровольно слагаю с себя полномочия Председателя Верховного Совета…».
Так куда ты звал, кого призывал? Как можно толкать вперед других, а самому — бежать и из безопасного угла взывать: «Объединяйтесь, дабы защитить наше будущее!».
Это поступок человека малодушного, слабого, а никак не настоящего лидера, сознающего свою ответственность перед теми, кого он ведет. Как можно после такого позора претендовать на то, что тебе снова поверят? Остается, разве что, на жалость давить, что Шевчук и делает. Но одно дело — пожалеть обиженного, а другое — выбрать его президентом. Кто поручится, что перед лицом нового испытания у Шевчука снова не задрожат коленки, что он снова не сбежит, пролепетав что-нибудь, типа, «крепитесь»?
Об «искренности» Шевчука говорит и то обстоятельство, что теперь он ищет контактов с командой президента Игоря Смирнова, предлагая ему предвыборный альянс. Все громы и молнии по адресу коррупционеров и произвола чиновников забыты. Ради чего? Ради власти.
Чует кошка
Нельзя сказать, что Шевчуку чутье изменяет. Он понимает, что персонажи и с куда меньшими «заслугами» в лучшем случае попадают за решетку, а скорее всего — ходят, оглядываясь. При такой жизни спится плохо, везде чудится засада. Не потому ли Евгений Васильевич производит в последнее время впечатление человека не очень здорового?
Кстати, зачем ему целый арсенал под рукой? Только на законных основаниях, в качестве наградного оружия, Шевчук располагал автоматом АКС-74 ( его не так давно реквизировали по распоряжению Президента ПМР) и 9-мм пистолетом «Викинг». Сколько еще под подушкой и в прочих местах заныкано — кто знает… Это паранойя, между прочим.
Вот такие необходимые дополнения хотелось бы сделать к сказкам и былинам агитаторов Шевчука. Свет не без добрых людей: надеемся, последуют и другие.