iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Дмитрий Соин и Владимир Цеслюк о Воронине, Филате, Гимпу и выборных перспективах Молдовы

Д.Соин: Это «Разговор начистоту.  Без цензуры». Сегодня у нас гость из Молдовы, политический аналитик, Директор   информационного агентства «НИКА-пресс»  Владимир Цеслюк. С ним мы поговорим о текущих выборах в парламент Республики Молдова.

Володя, приветствую тебя. Поделись свежими впечатлениями, как проходит избирательная кампания, ведь выборы уже официально начались.

В.Цеслюк: Да, предвыборная кампания уже началась: все объявлено, основные действующие лица зарегистрированы. Были так кое-какие интриги: было довольно смешное желание партий занять очередь с утра пораньше, чтобы получить первое место. Я не знаю, для чего это. Может, такая часть предвыборного процесса. Кое-кто не торопился: либералы и те, и другие, Филат получил номер тринадцатый. В общем, избирательная кампания началась. Практически все партии представили свои предвыборные платформы, месседжи, слоганы. Сейчас ездят по селам: агитируют за себя.

Д.Соин: Володя, вот такой вопрос:  «У Филата номер тринадцатый. Повезет ему с этим номером? Вообще, кто реально может пройти в парламент?»

В.Цеслюк: Насчет Филата… Тут речь не о везении, а о том, что создана серьезная структура. Я имею в виду политическую партию, которая прошла обкатку на прежних выборах. Насколько я понимаю, либеральные демократы ставят задачу получить столько же мандатов, сколько коммунисты. Это где-то 32, 35 или 38 мандатов.

Д.Соин: Но тогда они станут, по сути,  правящей партией, потому что они смогут, наверняка, без проблем  сделать связку с тем же Гимпу.

В.Цеслюк: Я думаю, Гимпу тоже проходит: это либеральная партия. А все остальное вообще под вопросом.

Д.Соин: А что с коммунистами?

В.Цеслюк: Коммунисты как коммунисты. Ведут себя довольно агрессивно. Этот лозунг «Молдова выбирает победу» мы все уже расшифровали, как продолжение организованного жесткого политического противостояния между партиями и сторонниками этих партий. То есть общество конкретно уже, говоря современным языком, разделено пополам на «наших» и «не наших», на коммунистов и доморощенных «румынят»,  как любит выражаться Воронин. В общем, предстоит тяжелая борьба, в которой особых победителей не будет.  Но если Филат выполнит свой план по тому, чтобы добыть столько же примерно голосов, сколько у Воронина, то ЛДП Гимпу, проходящая довольно серьезно в парламент, – это его союзник.

С демократической партией я не знаю. Я очень сильно сомневаюсь, потому что появились люди в списках демпартии: не конкретные партийцы, а довольно серьезные бизнесмены. Поговаривают о том, что есть там такой господин по фамилии Плохотнюк, у которого немереное количество денег, будто бы для него тоже приготовлено место в проходной части списка в первой десятке. Это, вообще говоря, история, потому что, насколько я понимаю, молдавский электорат поддается на всякие байки по поводу Евросоюза, по поводу сближения с Россией. Вот такой уж электорат. Это на него действует. Но, когда вдруг неожиданно на горизонте появляется богатый дядька за полгода до выборов и начинает рассказывать о своих личных успехах в добывании денег, это публику раздражает крайне. Поэтому, я думаю, демпартия  4% преодолеть сможет, наверное. Честно говоря, это проблема, когда профессиональный успешный бизнесмен осознает себя способным заниматься политикой.

Д.Соин:  Коммунистами создана, как я понимаю, структура «Гражданский контроль 2010». Я читал их мониторинговый бюллетень. Из него следует, что все абсолютно нарушают  правила и нормы избирательного кодекса Молдовы, но при этом сами коммунисты не отступают от них. Я не нашел там нарушений со стороны коммунистов. Там все проблемы связаны с либералами, с демократами, еще бог знает с кем. А как коммунисты себя ведут? Можно ли сказать, что они чисты и непорочны или все-таки тоже грешат, как и все?

В.Цеслюк: Что касается коалиции 2010, то это их люди. Они имеют право создавать организацию. Это не вопрос. И правильно делают. Чем больше контролирующих структур, тем лучше. Агрессивное, откровенное и довольно частое заявление Воронина о том, что выборы будут сфальсифицированы, вообще напрягает. Потому что если ты знаешь, что выборы будут сфальсифицированы, то, наверное, ты знаешь как, этот механизм.

У меня возникает по этому поводу вопрос: «Ты же был недавно у власти, наверное, поэтому знаешь?» Мы, имеем право, подозревать  – это частое упоминание. И то, как уверенно он говорит об этом, должно заинтересовать правоохранительные органы, да и все общество в целом. Если ты знаешь как, то расскажи ЦИКу, тем экспертным группам и зарубежным наблюдателям, которые специально съезжаются, чтобы наблюдать за ситуацией. Наверное, не расскажет. Это секрет общий для всех людей, которые владеют этим механизмом. Может это и ворчание интеллигентское такое. Но коммунисты сегодня заметно изменились: раньше они и в буквальном, и в переносном смысле ругались матом,  когда общались с оппонентами и когда говорили на тему оппозиции. Сейчас они снизили тон, ведут себя интеллигентно. Есть довольно внятные, безматершинные тексты, резко критикующие оппозицию. Это тоже их право. Я не знаю, насколько они будут убедительны в этом деле, но ответное поведение либеральных демократов очень интересно. Они будто не обращают внимание на все эти уколы коммунистов и ведут какую-то свою линию, с которой их не собьешь. Это две силы, наверное, получат одинаковое число мандатов. Возможно, один из вариантов, я не говорю, что такой уж неизбежный, – соединение этих двух структур:  ПКРМ и ЛДПМ, чтобы какие-то вопросы, например: выборы Президента, формирование структур власти, одной и другой, решение каких-то вопросов внешнеполитического характера –  принимались сообща. Придется так себя вести. Такой вывод напрашивается.

Д.Соин: Для либерал-демократов результат, сравнимый с результатом коммунистов, несомненно, большая победа. Но для коммунистов результат, сравнимый с либерал-демократами,  – крупное поражение. Даже если они возьмут по 30% голосов. В общем, правый фланг  методом консолидации, методом формирования новой коалиции заметно усилится.  Туда, наверняка, войдет  Гимпу, тот же Лупу, потому что Лупу присоединится к большей силе – они даже и Президента изберут в таком случае самостоятельно. Предполагалось, что коммунисты хотя бы на 10-15% возьмут больше, чем их ближайшие соперники. А если они возьмут с ними поровну, то это, вообще, меняет политическую картину Молдовы.

В.Цеслюк: Коммунисты сегодня очень уверенно говорят о том, что они повторят итоги выборов 2001 года, то есть 71 мандат. Но ведь это же предвыборная история каждой партии: говорить о том, что мы победим. Коммунисты озвучивают такие формулировки: «Мы коалицию ни с кем не будем делать, мы будем коалицию делать с народом». Это вообще замечательная история: прошли в парламент, и будут делать коалицию с народом. Это все-таки байки. Но действительно если так, то они серьезно проиграют. Если будет какой-то осознанный фактический союз или партнерские какие-то действия с либеральными демократами, они ведь будут чувствовать себя не так, как в союзе с Рошкой, когда их 50, а Рошки 10. Это была одна история, а тут на равных придется. Придется осознавать, что время уходит. Коммунистическая партия, как мы знаем из истории, долго жить не может. Надо или перекрашиваться, или распускаться. Есть такая веселая присказка в Молдове: «Мы должны проснуться после выборов в другой стране». Может быть так.

Д.Соин: Будем наедятся, что Молдова все-таки проснется после выборов другой.

 

В.Цеслюк: Может быть. Во всяком случае, так, как она живет сегодня,  – это не интересно.

Д.Соин: Это был «Разговор начистоту. Без цензуры». Сегодня мы обсудили текущую избирательную ситуацию в Молдове. Всего доброго.

Текст отредактирован по согласию участников разговора