iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Образ Украины в России и России в Украине

То, что мы получаем из СМИ на 80% является пропагандой, а на 10% – просто ложью. Правда скрыта обычно  в 10% информации.

Не секрет, что Россия и Украина за последние 5 лет так усердно старались высмеять и оболгать друг друга, что большинство россиян и украинцев теперь мыслят друг о друге исключительно стереотипами, причем часто  негативными.

В России  при помощи фильтрации новостей из Украины и целенаправленного высмеивания украинцев и их политической системы («таскание за чубы», драки в парламенте, ляпы Януковича («Бабель – Бебель» и проч.), а где-то  формирование образа врага (все – бандеровцы и бандеровки), сформировалось такое мнение: все украинцы ненавидят в душе Россию, а их государство – фикция, насмешка.

В Украине  несколько иная, но похожая картина. Во-первых, в Украине нет единого представления о России. Например, представим, что россияне вновь предлагают объединить «Газпром» и «Нафтогаз». На Западе большинство людей (но не все!  Это тоже негативный стереотип россиян) воспримут это как нападение на украинскую независимость, в Центре  будут подозревать Россию в попытке поглощения украинского «газового гиганта», а на Востоке и Юге (то же не все!) скажут: «Как долго мы этого ждали!» В Крыму и на Донбассе будут еще недовольны тем, что Россия неактивно «входит» на Украину.  

Во-вторых, негативное отношение к России основано здесь не на презрении, а на страхе и обиде: «русские всегда пытались отнять у украинцев государственность».  

НО! Надо помнить, что большинство украинцев – это колеблющиеся, они не являются «бандеровцами» и в тоже время далеки от огульного русофильства. Поверхностные суждения о России легко «побились» с начала нового этапа отношений – «Медведевского-Януковичевского мира». Инерция от Ющенко и Ко, тем не менее, будет чувствоваться еще долго.

В формировании образа большую роль играют личности в первую очередь политических и духовных лидеров.

Так, интересно разделились роли Путина и Медведева в информационном влиянии на Украину. Если Путин ассоциируется в основном с негативными новостями (скупка российскими компаниями украинской собственности, в целом – этап негатива в отношениях), то Медведев – с позитивными новостями («перезагрузка» отношений, ряд новых инициатив, встреча с киевскими студентами и проч.). При этом,  учитывая низкую популярность украинских политиков: Путин (с его непременным образом сильного и жесткого властителя) легко бы победил на выборах украинского президента и у Тимошенко, и у Януковича.

Еще одну «волну позитива» в наши отношения вносит Патриарх Кирилл. Он немало сделал для того, чтобы разрушить стереотип о моквофобии жителей Западной Украины. Впечатляюще выглядели массовые митинги во время визита Предстоятеля РПЦ на Западную Украину в 2009 году.

Для Украины роли разделяются так: Янукович продолжает ассоциироваться с позитивным украинским пророссийством, а Тимошенко – с остатками националистических «оранжевых» сил.

Как разрушить негативные стереотипы?

Мы страдаем от того, что «боремся» с украинским национализмом» и проч. при помощи прямых действий: тупо критикуем украинцев за то, что они, мол, не защищают русский язык, хотя и должны. Во-первых, никто никому ничего не должен. Во-вторых, украинцы имеют свое государство, которое должно обладать ВСЕМИ атрибутами полноценного государства. Это нормально. Это мировая практика.

Эти «прямолинейные» защитники лишь ухудшают имидж России, выставляя нас пещерными и тупыми «империалистами». К слову сказать, прагматическая, капиталистическая Россия уже давно на деле империей не является, руководствуясь в действиях исключительно бизнес-мотивами, как мега-корпорация.

Для того, чтобы украинцы и россияне чувствовали себя реально братскими народами нужно ориентироваться на принципиально новые методы работы, на смену переговорщиков и представителей сторон.

Предлагаю такие идеи:

1. Открытие границ РФ и Украины, как у России и Беларусии, с возможностью абсолютно свободного пересечения. Это открывает возможность для массы талантливой молодежи Украины не толпиться перед посольствами западных стран с часто безнадежным желанием получить визу, а поехать учиться в ведущие вузы России. Теоретически такая возможность есть и сейчас.

2. Принципиальное обновление политиков, политологов и журналистов, создающих информ-контент об Украине в России и о России в Украине. Нынешнее поколение было воспитано в годы противостояния. Теперь нужно поколение примирения. И таких людей полно. Их даже искать не надо. Многие из них активно и пока безрезультатно ищут выхода на российские и украинские площадки, ныне оккупированные «старыми политологами».

Например, ресурс социальной сети «Вконтакте». Можно использовать этот ресурс для выявления активной молодежи, еще не успевшей себя пропиарить должным образом. Это таланты второго эшелона, до поры до времени затененные мастодонтами политологии. Не менее продуктивные при этом.  

3. Расширение межвузовского сотрудничества  для реального, а не виртуального взаимовыгодного сближения молодежи. Это не утопия, а прагматизм. Многие провинциальные российские студенты  из областей, граничащих с Украиной, часто не знают о перспективе обучения на Украине. То же самое  с украинскими студентами. Нам элементарно не хватает информации. Поэтому было бы логично организовать при каждом вузе своеобразного пиарщика:  должность, в функции которой входила бы «продажа» вуза на внешних площадках. Иначе глобальная конкуренция просто нас съест.

Это не прожект и не высасывание темы из пальца. Образование – ключевая проблема любого общества (кто придет после нас?).

Россия и Украина не признают ни школьные аттестаты, ни дипломы, ни кандидатские и докторские степени друг друга! Мы имеем массу молодых людей, которые не могут получить нормального образования:  мест в вузах Москвы на всех не хватит. В то же время ряд вузов Украины (Киевский, Луганский, Донецкий национальные университеты) могут дать российским абитуриентам гораздо более качественное образование.

Плюс мы часто печалимся, что украинцы не получают русского информационного контента в должном объеме, что реально разделяет нас, мешает продуктивной работе. При этом вспомним, что есть русские вузы, которые до сих пор не могут наладить системной работы со студентами украинского пограничья. А это реальная возможность информационного обогащения молодежи двух стран.

В чем проблема? В инертности центральных Министерств образования. Желание министров, вроде, есть, а процесс стоит. Так что главная проблема  в желании и готовности отдельных лиц, которые саботируют наше общее будущее.

Олег Горбунов

Обсудить на форуме