25 марта была сорвана встреча президентов Молдавии и Приднестровья, о которой они договорились после недавнего визита в Москву. Официальный Кишинев не стал форсировать процесс урегулирования конфликта до парламентских выборов, так что договариваться Приднестровью придется уже с новым молдавским руководством. С кем из политических сил, претендующих на то, чтобы сменить правящих в Молдавии коммунистов, Тирасполь мог бы договориться? Почему Приднестровская молдавская республика не получила признания России вслед за Абхазией и Южной Осетией? Какие последствия будет иметь недавний запрет на въезд в Приднестровье официальным представителям США и ЕС? На какую поддержку может рассчитывать Приднестровье со стороны России в условиях экономического кризиса? На эти и другие вопросы читателей “Ленты.Ру” ответил спикер парламента ПМР Евгений Шевчук.
Александр:
На Ваш взгляд возможно ли признание Приднестровья Россией? И если да, то в какие сроки это может произойти?
В случае если же признания не произойдет, есть ли планы у руководства ПМР о присоединении к Р. Молдова, и на каких условиях?
Действующим законодательством и международным правом установлено право граждан объединяться в целях последующего самоопределения, и это право никто не отменял. Приднестровье не являлось частью Молдовы и было объединено с Бессарабией при формировании МССР после подписания “Пакта Молотова-Риббентропа”. После развала СССР население Приднестровья воспользовалось своим правом. Подходя к вопросу с точки зрения гуманистических принципов, важно понимать, что право гражданина избирать себе правительство никто не отменял. И при всех отличиях ситуаций в Приднестровье, Косово, Абхазии и Южной Осетии в основе решений по трем последним было право и воля граждан, проживающих на этих территориях.
Относительно признания Россией, прежде всего, отмечу, что Россия последовательна в своих действиях на протяжении всего процесса по урегулированию конфликта. Заявления, которые делаются в отношении приднестровско-молдавских взаимоотношений, не расходятся с реально предпринимаемыми действиями. А на деле Россия, страна-гарант, предпринимает максимум усилий для того, чтобы наладить диалог между сторонами конфликта на основе ранее подписанных документов, в том числе основного из них – Меморандума о нормализации отношений между Приднестровьем и Молдовой 1997 года, которым, по сути, был предложен компромисс. Насколько он не исчерпан, можно будет судить в ближайшие сроки.
Что касается присоединения к Молдове, напомню, что такой вопрос выносился на всенародный референдум в 2006 году, и утвердительно на него ответили лишь около 3 процентов проголосовавших. При этом явка была более 90 процентов, и, возможно, интересной для Вас будет констатация того, что по данным последней переписи населения треть жителей Приднестровья – этнические молдаване, следовательно, примерно треть проголосовавших тоже молдаване, которые солидарны с представителями всех других этносов в нежелании быть присоединенными к Республике Молдова. Отвечая на Ваш вопрос об условиях, скажу, что главное и единственное условие, на основании которого должны приниматься решения о статусе государства, – воля граждан Приднестровья, которая должна так же уважаться, как и в Косово, Абхазии и Южной Осетии. И в этом мнении едины все политические силы Приднестровья, несмотря на разность взглядов и подходов по целому спектру других вопросов.
Наталья:
Россия уже второй год выделяет гуманитарную помощь Приднестровью. Достаточно ли этой помощи, чтобы действительно помочьь жителеям республики, или этих сумм хватает, чтобы залатать незначительные “дыры”?
Благодаря российской помощи сегодня направлены дополнительные средства на улучшение питания в детских лечебных учреждениях, включая молочные смеси для детей в возрасте до двух лет, а также в детских садах, в школах-интернатах, детских домах, реабилитационных центрах для детей-инвалидов. На эти средства улучшено питание и для лиц, содержащихся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Кончено, в условиях, когда экономика Приднестровья парализована постоянными шоками из-за ограничительных мер со стороны Молдовы и вдобавок природными катаклизмами (засухой 2007 и наводнением 2008), а теперь еще и трудностями, привнесенными глобальной экономической “тряской”, – самостоятельно обеспечить должный уровень финансирования расходов на питание в перечисленных учреждениях весьма и весьма сложно. И эта поддержка сегодня крайне важна.
Из средств российской помощи дополнительные надбавки к пенсии получают приднестровские пенсионеры, независимо от того, какой они национальности или гражданством какой страны они обладают – России, Украины или Молдовы. Размер такой надбавки эквивалентен 15 долларам США и составляет 150 рублей Приднестровской Молдавской Республики. При средней приднестровской пенсии в 550 рублей дополнительно получаемая из средств российской помощи сумма (150 рублей) является для пенсионеров существенной поддержкой. Российскую помощь приднестровские пенсионеры получали и в 2008 году, когда из-за засухи 2007 года подорожали основные продукты питания, что в первую очередь ударило по социально незащищенным слоям. В прошлом году размер этой помощи был эквивалентен десяти долларам. Пенсионеры иногда называют эту помощь “путинской” и благодарят за помощь руководство России, наших коллег в Государственной Думе, в “Единой России”. Для приднестровцев это не только материальная помощь, но и большая моральная поддержка.
Виктор (Санкт-Петербург):
Возможно ли договориться с Молдовой на приемлемых для ПМР условиях или на этих переговорах можно поставить жирный крест?
Мне неизвестны другие механизмы решения этого конфликта, которые могли бы конкурировать с переговорами. Худший из способов решения проблем, не договариваясь – это война, и кровь на берегах Днестра уже проливалась. Нужно вести переговоры, необходимо искать путь к компромиссу, я в этом убежден. Имитация переговоров, провокации для их срыва, ультиматумы и отход от достигнутых договоренностей, полное отсутствие гарантийных механизмов по целому ряду важнейших, уже подписанных приднестровско-молдавских договоренностей – это все, увы, отличительные черты процесса по урегулированию приднестровско-молдавских отношений. Как у Крылова в басне – “воз и ныне там”. Очевидно, что для оптимизма совсем нет пространства. И, тем не менее, мне хотелось бы, чтобы коллеги из Молдовы проявили истинную приверженность заявленному желанию достичь политического урегулирования, и начался бы процесс реализации того, что за эти годы при содействии стран-гарантов и посредников было согласовано, принято и подписано. Уверен, что более эффективной базой для переговоров являлась бы реализация ранее подписанных документов, а с учетом финансового кризиса снятие ограничений задействовало бы внутренние ресурсы, что существенно облегчило бы положение экономики на обоих берегах Днестра. Отсюда нужно начинать, на мой взгляд, а не с изобретения новых условий, деклараций и так далее.
Victor:
Есть такое мнение, что время работает на Молдову. Рано или поздно, под грузом собственных проблем и под давлением внешних обстоятельств Приднестровье будет воссоединено с Молдовой. Причём на условиях, диктуемых Молдовой и поддерживающим её международным сообществом. Ведь не секрет, что как государство, Преднестовье несостоятельно (один только долг за природный газ составляет более полутора миллардов долларов) И платить этот долг придётся уже объединённой Молдове.
Как бы вы прокомментировали вышесказанное?
Не думаю, что единственным критерием состоятельности государства может выступать наличие или отсутствие долга той или иной страны. Государственность Приднестровья 18 лет назад обеспечила защиту более чем полумиллиона людей, защитила их право жить у себя дома и говорить на своем языке. Даже в западной науке стали осторожничать с этим термином – “failed state”. Полагаю, что излишняя эмоциональность (которая, как мне показалось, присутствует в Вашем вопросе) не должна доминировать в вопросах, когда речь идет о людях, чьи права, возможности и условия жизни стоят за спорами о том или ином статусе государства. Я считаю, что время работает на истину, а истина – в свободе выбора.
Виталий:
Господин Шевчук, владеете ли Вы молдавским языком? Насколько широко используется молдавский язык в органах власти Приднестровья? Как Вы лично относитесь к факту обучения ежегодно тысяч студентов из Приднестровья в ВУЗах Молдовы? Готовы ли Вы приехать в Кишинев и провести прямые переговоры с Марианом Лупу, Вашим коллегой? Причем неважно о чем переговоры, будь то урегулирование конфликта, обмен опытом, решение конкретных проблем граждан и тд..
Нет, к сожалению, я не владею молдавским языком. Считаю, что перед нами стоит задача создать такие условия, чтобы молодое поколение знало официальные языки – русский, молдавский, украинский, языки соседних государств – украинский, румынский, языки международного общения.
Молдавский язык по конституции Приднестровской Молдавской Республики обладает равным статусом официального языка с русским и украинским языками.
В органах госвласти Приднестровской Молдавской Республики немало служащих, являющихся по национальности молдаванами, и мне часто приходится слышать молдавскую речь. Что касается документооборота, если Вы это имеете в виду, то язык документов – русский, и он является языком межнационального общения, то есть выполняет коммуникативную функцию для общения молдаван, русских, украинцев, болгар, гагаузов и представителей других национальностей, проживающих на территории Приднестровья. В Верховном Совете мы проводим планомерную работу по обучению сотрудников парламента и государственным языкам, и ряду иностранных языков.
К обучению приднестровцев в вузах Молдовы отношусь нормально, равно как и к обучению приднестровцев в каких-либо еще странах. Каждый свободен в выборе того вуза, в котором он хочет получать образование.
Что касается сотрудничества с нашими молдавскими коллегами, то о своей готовности сотрудничать на межпарламентском уровне я не раз заявлял. Соглашение о сотрудничестве между приднестровским и молдавским парламентами было подписано еще в 2000-м, и официально никто подписей не отзывал. В прошлом году я встречался со своим коллегой Марианом Лупу, и мы обсуждали возможность расширения контактов. Увы, активизации работы в этом направлении нет, но если молдавские коллеги готовы откликнуться на наши предложения о восстановлении коммуникации, мы открыты и готовы к диалогу.
Приднестровец:
Каковы на Ваш взгляд экономические перспективы Приднестровья в условиях мирового финансового кризиса? Что делает парламент и правительство для преодоления его последствий? Будет ли правительство предоставлять кредиты предприятиям имеющим задолженность по зарплате (Бендерский завод ЖБТ – 4 месяца)? Каким образом получить с предприятия накопившийся долг по зарплате?
Экономика Приднестровья на протяжении последних лет претерпела немало потрясений. Здесь в одном ряду стоят и блокадные меры со стороны Молдовы, введенные в 2006 году. Из-за них практически парализовано полноценное осуществление ВЭД приднестровскими хозяйствующими субъектами, фактически заморожено приграничное сотрудничество в сфере малого бизнеса, крупные бюджетообразующие предприятия несут убытки, что привело к сокращению рабочих мест и объемов производства. Засуха и наводнение, последовавшие одно за другим, также стали очередным серьезным потрясением для приднестровской экономики. Глобальный экономический кризис дополнил этот ряд. В целях минимизации последствий этого глобального явления для нашей экономики на законодательном уровне Верховный Совет принял комплекс антикризисных мер, направленных, в первую очередь, на дополнительную поддержку социально незащищенных категорий граждан, стимулирование малого бизнеса и инвестиционной деятельности, уменьшение налогового бремени для хозяйствующих субъектов, уменьшение административного давления, в том числе путем упразднения ряда плановых контрольных проверок.
Что касается Вашего вопроса по кредитам для предприятий, накопивших долги по зарплате, отмечу, что одной из антикризисных мер является возможность получения предприятием приемлемого кредита для погашения задолженностей по налогам, что помогает предприятиям высвободившиеся средства направить, в том числе, на выплату заработной платы. Механизм уже запущен, ряд предприятий республики уже воспользовались возможностью получения таких кредитов.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность работодателя за невыплату заработной платы. Ваш конкретный вопрос – это, как минимум, основание для обращения в прокуратуру для привлечения к ответственности руководства предприятия, допустившего такую задержку зарплаты. Из-за отсутствия деталей говорить более предметно сложно, поэтому я рекомендую Вам обратиться в прокуратуру города или направить обращение в Верховный Совет, и мы постараемся оказать Вам юридическую поддержку в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Виталий:
Господин Шевчук, 1. как у Вас складываются отношения с избранным лидером региона Смирновым? 2. Поддерживаете ли Вы точку зрения, что отсутствие ограничения для одного и того же человека избираться более 2-х раз подряд т.н. президентом Приднестровья (а в регионе дело обстоит именно так, запрет отсутствует) является признаком недемократичности власти?
Более того, есть мнение, что это узурпация власти одним человеком. Как бы Вы это прокомментировали?
3. Если Вы выставите свою кандидатуру на выборах т.н. президента Приднестровья и одержите победу – введете ли Вы подобный запрет или оставите как есть?
4. Имеете ли Вы отношение к финансовой группе “Шериф”, которая является крупнейшей в регионе и, как говорят, одной из самых влиятельных?
1. Отношения между президентом и председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики складываются конструктивные. Мы ведем постоянный диалог и в целом сообща вырабатываем стратегически необходимые решения. Да, по ряду вопросов тактики реализации тех или иных решений наши мнения могут расходиться, а позиции в тех или иных вопросах не всегда совпадают, но в этом нет ничего экстраординарного. Для нормального функционирования республики нужен постоянный системный и конструктивный диалог исполнительной и законодательной власти, целью которого должен быть поиск оптимального решения во благо граждан Приднестровья.
2. Я не поддерживаю точку зрения о том, что отсутствие ограничений на количество президентских сроков является безусловным критерием недемократичности государства. Но в то же время я являюсь сторонником идеи о том, что такие ограничения должны быть. Это позволяет не только периодически обновляться всей управленческой структуре, но и усиливает ответственность находящихся у власти политических сил, включая, таким образом, механизмы контроля в конкретном временном промежутке по принципу “программа, обещание – результат, итог”.
3. Что касается выборов. Отмечу относительно выборов как в местные Советы, так и в Верховный Совет и на пост президента, что возглавляемая мною партия “Обновление” будет принимать участие во всех избирательных кампаниях. А вопрос относительно того, каким образом партия будет принимать участие в выборах, вопрос определения возможных конкретных кандидатур будет решаться высшим органом партии – съездом партии.
4. Не секрет, что после увольнения по собственному желанию из правоохранительных органов в 1998 году я являлся сотрудником ООО “Шериф” в должности заместителя директора.
Михаил:
1. Будет ли принят законопроект позволяющий “не гражданам пмр” приобретать земельные участки и недвижимость на територии непризнанной пмр. Ведь не секрет что на данный момент недвижимость скупается через подставные лица.
2. Когда снимутся ограничения на въезд в пмр для граждан Молдовы?? Вечные очереди, никому не нужная регистрация и денежный сбор не ведут к улучшению отношений.
1. По законодательству Приднестровской Молдавской Республики в Приднестровье земельные участки не продаются, поскольку отсутствует частная собственность на землю. Можно приобрести лишь право пользования земельным участком.
Что касается приобретения недвижимости иностранными гражданами, то наше действующее законодательство не содержит ограничений по покупке иностранными гражданами имущества на территории Приднестровья, имеются лишь некоторые особенности налогообложения.
2. В отношении пересечения границы Приднестровья: Верховным Советом приняты и подписаны президентом изменения в закон о государственной пошлине, в соответствии с которыми освобождаются от ее уплаты при въезде на территорию республики лица, родившиеся на территории, входящей в состав Приднестровской Молдавской Республики, лица, достигшие возраста 70 лет, граждане Приднестровской Молдавской Республики, постоянно проживающие за пределами Приднестровской Молдавской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в пределах пятикилометровой приграничной зоны Приднестровской Молдавской Республики, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территорию Приднестровской Молдавской Республики на срок менее 3 суток.
Евгений:
Господин Шефчук, несколько вопросов:
1. за всё время существования “ПМР” – уровень жизни большинства людей что живут в регионе рос или снижался.
2. про “спорные территории” (Коржово и остальных сёл под юрисдикцией РМ вокруг Дубоссар, а также Варницы и микрорайона Северный) – Ваша точка зрения? на картах выпущенных в Тирасполе они входят в состав “пмр”.
3. какова вероятность возникновения “горячей фазы” на Днестре?
4. как вы думаеете, что может произойти с Приднестровьем, если будет реализован план присоединения Украины к НАТО и вступление её в ЕС + у власти в Кишинёве будет прозападное руководство?
1. Уровень жизни приднестровцев за годы существования республики рос, но не так значительно, как хотелось бы, и сегодня он все равно крайне недостаточен.
2. Эти территории являются приднестровскими в соответствии с конституцией Приднестровской Молдавской Республики.
3. Уже 18 лет не прекращаются всевозможные войны: информационная, дипломатическая, экономическая. Поэтому возможность “горячей фазы” полностью исключать нельзя. При этом хотелось бы отметить высокую заслугу Российской Федерации, благодаря усилиям которой удается сохранять мир на берегах Днестра.
4. В этой части вопроса слишком много “если”. И мы прогнозируем, что возможны такие изменения в руководстве Молдовы, которые повысят агрессивность по отношению к Приднестровью. К чему это может привести? – только к осложнению ситуации.
Владимир из Татарстана:
Уважаемый Евгений Васильевич как вы считаете нет ли схожести событий в Южной Осетии и событиями которые были в Приднестровье? Если да то почему Россия не признала Приднестровье? Нет ли тут двоякой политики России в которой она обвиняет Западные страны признавшие независимость Косово? Сколько должно пройти время что бы люди с обоих берегов Днестра могли забыть те ужасы которые были при военной агрессии Молдовы? И не кажеться ли вам что Молдова повторяет судьбу Румынии?
Частично я уже ответил на этот вопрос выше. При всем различии ситуаций в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье есть универсальная категория – мнение граждан. Следовать той позиции, которую занимает Россия, – это ее суверенное право.
Что касается “памяти войны”, то хоть время и лечит раны, забывать тот урок, который мы имели в 1992 году, и принимать решения без его учета, на мой взгляд, недопустимо.
В отношении последней части вопроса: считаю, что у Молдовы и Румынии вообще много общего.
Богдан Гаврильчук:
Уважаемый господин Шевчук, за почти двадцать лет существования ПМР население анклава уменьшилось на треть, долги превысили полтора миллиарда долларов (по 3000 долларов на каждого жителя), зарплата 100 долларов а пенсия – 35. Вы – беднейший регион Европы. Поделитесь секретом таких успехов.
Да, мы признаем, что социально-экономическая ситуация у нас очень сложная. Но я думаю, что непросто найти регион где-либо в мире, который бы при блокированной финансовой системе (когда заблокирована транспортная инфраструктура, перманентно блокируется возможность выхода на рынки) и при всевозможных препонах динамично бы развивался, а уровень жизни достигал бы высоких социальных стандартов.
И надеюсь, вы понимаете, что эти решения принимаются в отношении Приднестровья определенным кругом “друзей”, которые пытаются через испытание бедностью разрешить свои политически амбиции, без учета мнения людей и без учета истории.
Андрей Олегович:
Как нам объяснили китайские моряки, плавающие транзитом по Амуру через территорию России: “Морское право регулирует судоходство по рекам в мирное время таким образом, что суда стран, расположенных в верховьях рек имеют право следовать транзитом, без таможенного и пограничного контроля в низовье реки в открытое море и обратно”. В этой связи вопрос: “Прорабатывался ли юристами Правительства Приднестровья вопрос доставки сельхоз продукции, на рынки России и третьих стран судами река – море через устье Днестра?”
Считаю, что этими вопросами нужно заниматься, чтобы воссоздать возможность осуществления экспортно-импортных операций с использованием русла реки Днестр. Воссоздание такой транспортной инфраструктуры при содействии стран-гарантов могло бы существенно помочь экономическому росту. Такая возможность вдохнула бы свежую струю в экономику Приднестровья и позволила бы активизировать экономическую деятельность, так как сегодня коллеги из Молдовы, по-моему, связывают решения функционирования экономики с политическими решениями, оказывая экономическое давление на Приднестровье, а это контрпродуктивно и, по моему, отдаляет политическое урегулирование.
Тата:
Здравствуйте, ранее Вы выступали за изменение избирательной системы с мажоритарной на пропорциональную как в России. Прооцесс гармонизации приднестровского законодательства с российским благодаря Вам движется вперед, а вот с выборами не понятно. Вы все еще выступаете за переход на пропорциональную систему как в России?
Хочу подчеркнуть, что есть примеры применения и пропорциональной, и мажоритарной систем в развитых странах мира с высокими демократическими стандартами. И, на мой взгляд, только по принципу формирования представительных органов власти нельзя судить об уровне демократии.
Я выступал и выступаю за гармонизацию законодательства Приднестровья с российским. И в отношении изменения избирательной системы считаю, что если реформировать ее одновременно с организацией власти по российскому примеру, то это делать необходимо. Нам же отдельные политические силы предлагают изменить избирательную систему таким образом, чтобы изменить порядок формирования только представительных органов власти. А это, на мой взгляд, неверно. Более того, для таких глобальных преобразований необходим элемент взаимосогласованных решений и консенсуса исполнительной и законодательной власти, в противном случае разногласия в условиях сложной социально-экономической ситуации еще больше усугубят тяжелое положение в республике.
Наталья:
В недавнем интервью “Российским вестям” Вы сказали, что Молодву в ближайшем будущем поглотит Румыния. Вы счатете, что это произойдет из-за прорумнских сил, которым прочат победу на предстоящих выборах?
Нет, я считаю, что это произойдет ввиду глубинных причин и тех событий, которые происходят в молдавском обществе, а также действий, направленных на сближение и взаимную интеграцию Молдовы и Румынии, которые планомерно реализуются сегодня.
Валентин:
Прокомментируйте пожалуйста ситуацию с отменой ЕГЭ в Приднестровье, так ли это? Одобрило ли это решение министерство образования ПМР?
В рамках принятого пакета антикризисных мер Верховным Советом было принято решение об отмене ЕГЭ. Это, прежде всего, связано с объективными экономическими трудностями и отсутствием возможности привлечения средств для осуществления такой формы тестирования на должном уровне. Вопрос очень широко обсуждался, к нам поступало очень много обращений граждан с просьбой не проводить такую форму тестирования, поскольку она у нас пока еще не отработана как следует, проводились соответствующие слушания профильным комитетом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Все это легло в основу решения об отмене ЕГЭ в нынешнем году. Сейчас данное решение, оформленное в соответствующем законе, находится на подписи у президента, и окончательное решение будет принято им.
Иван:
1) Почему правительство не регулирует цены на продовольствие? Если сравнивать с зарплатами, ценны не позволительно высоки так же как и услуги ЖКХ.
2) Кто контролирует ЖКХ? Они как то интересно подсчитвают тарифы. Один раз так другой раз этак. Когда 2 недели небыло газа и отопления, счет пришел как обычно даже больше чем за прошлый месяц. Когда в стране закончится этот бардак? Когда депутаты которых мы избираем начнут работать и отрабатывать свою зарплату, а не просто протирать штаны и ездить на дормовых иномарках.
Законодательно механизм регулирования цен на социально значимые товары, работы, услуги у нас установлен. При этом хочу отметить, что перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством в Приднестровье, шире, чем в Российской Федерации. Вопросы ценообразования находятся в компетенции соответствующего министерства.
Виталий:
Господин Шевчук, гражданством какой страны/стран Вы обладаете? Если у Вас есть гражданство РМ, пойдете ли Вы голосовать на выборы в парламент Молдовы? Есть ли в Молдове партия, победы который Вы лично желаете на выборах в парламент РМ?
Я не обладаю гражданством Республики Молдова и, соответственно, не являюсь участником избирательных процессов этой страны. Что касается моих пожеланий относительно предстоящих выборов в Молдове, то пожелание одно – чтобы результаты выборов отразили предпочтения людей, живущих в этой стране, и чтобы избранные ими политические силы оправдали доверие своих избирателей.
Зорро:
Уважаемый г-н Шевчук, собираетесь ли Вы как председатель ВС ПМР поставить вопрос о обложении налогом не роскошь тех, кто за неизвестно каким образом нажитые деньги строит в предместьях Тирасполя коттеджи и разъезжает на лексусах? Не стыдно смотреть представителям исполнительной власти, “слугам народа” и “честным мытарям” (таможне ПМР) из окон Брабусов, лексусов и Инфинити в лицо простым людям?
До каких пор Приднестровье будет территорией откатов, взяток и серых схем?
Вот объясните мне, на какие деньги рядовой инспектор ГТК ездит на Инфинити за 50 тысяч бакинский рублей и строит хоромы за 100 тыс при зарплате в $250-300?
Я сомневаюсь, что мой вопрос пропустят модераторы! Слишком он неудобен для нынешней власти!!
В Приднестровье отсутствует налог на предметы роскоши, но другими налогами регулируется налогообложение более высоких доходов. Так, по предоставленным в пользование гражданам земельным участкам, размеры которых превышают установленные нормы, земельный налог уплачивается в двойном размере. Льгота по подоходному налогу с физических лиц в виде необлагаемого минимума не предоставляется тем налогоплательщикам, доход которых превышает два с половиной минимальных размера оплаты труда. Кроме того, мы инициировали решения, согласно которым все граждане, доход которых превышает 5 тысяч долларов в год, в обязательном порядке представляют в налоговые органы налоговую декларацию о полученных доходах. Поэтому все документы с информацией о получаемых доходах находятся в соответствующих органах государственной власти. Таким образом, по многим направлениям есть возможность проработки уполномоченными компетентными органами, на которые в соответствии с законами возложена такая обязанность, для исключения вероятности “откатов”, взяточничества и применения “серых схем”. В то же время, я считаю, что результаты работы в этих направлениях хотя и есть, но они крайне недостаточны.