Встреча глав МИД НАТО в Брюсселе 3 декабря подтвердила неизменность курса альянса на создание “интегрированной” системы противоракетной обороны в Европе. Достичь этой цели планируется путем сопряжения предполагаемого к развертыванию в Польше и Чехии так называемого третьего позиционного района глобальной ПРО США и предпринимаемыми в настоящее время усилиями в НАТО. Декларируемая цель таких мероприятий – защита союзников от ракет “большой дальности”. Вместе с тем в итоговом коммюнике главы МИД НАТО отмечают заинтересованность в сотрудничестве Россия-НАТО. Как отметил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, подобное заявление вызывает неоднозначную оценку. “С одной стороны, в нем выражено желание продолжить взаимодействие между Россией и НАТО в области ПРО. ..взаимодействие было фактически заморожено альянсом после известных действий Грузии против Южной Осетии и Абхазии. Однако, время все расставляет на свои места, страны НАТО разобрались в ситуации и теперь подают России положительный сигнал. С другой стороны очевидно, что курс НАТО на создание “интегрированной” системы ПРО в Европе начинает обретать все более конкретные формы. Планами альянса предусматривается завершить к февральской 2009 года встрече министров обороны стран НАТО анализ вариантов построения “всеобъемлющей” архитектуры ПРО. Доклад на этот счет будет представлен на очередной встрече глав государств и правительств альянса. Обращаем внимание на тот факт, что участие России в формировании концепции европейской ПРО и, стало быть, в определении ее “направленности” (против каких ракетных угроз?) не предусматривается. Но то, что все варианты ПРО НАТО в Европе, как говорится в итоговом коммюнике, будут включать планируемый к развертыванию в Польше и Чехии так называемый третий позиционный район глобальной ПРО США, дает основание утверждать, что “интегрированная” европейская система противоракетной обороны будет обладать противороссийским потенциалом”.
“Не меняют сути дела и призыв к российской стороне принять предложения США о сотрудничестве в области ПРО и готовность альянса изучить возможность состыковки в подходящее время систем ПРО США, НАТО и России. Мы должны учитывать реальные способности создаваемых США и НАТО систем ПРО и предусматривать соответствующие меры компенсации возможного нарушения баланса сил вследствие развертывания таких систем, о чем недавно говорил Президент Российской Федерации”, – отмечает представитель МИД РФ.
“Вместе с тем, мы не снимаем с повестки дня задачу сотрудничества с США и НАТО в противодействии распространению ракет и ракетных технологий. Мы готовы к конструктивному диалогу и оставляем дверь открытой для реального и равноправного партнерства в оценке существующих и потенциальных ракетных угроз и реагирования на них”, – подчеркнул Андрей Нестеренко.