На Мемориале Славы Тирасполя на месте захоронения павших в Великой Отечественной Войне выложили тротуарную плитку.
Александр Пушкин:
«Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Вот и прошли майские праздники, 65-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне… Закончился парад, отгремел салют. Как и в тот май победного 1945-го, весь народ Приднестровья гордился своими отцами, дедами и прадедами, которые водрузили знамя Победы над Рейхстагом и освободили мир от «коричневой чумы».
Приднестровская пророссийская организация ММК-НДП «ПРОРЫВ!» этому значимому для всего мира событию посвятила две акции: «Георгиевская ленточка 2010 в Приднестровье» и «Ветераны и молодежь: диалог поколений у полевой кухни». Патриотическое воспитание – ключевая программная задача «ПРОРЫВа!». Преданность и любовь к своему Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее – это не пустые слова для всех участников движения. Те, кто с гордостью носит символику организации – все без исключения любят свою республику, гордятся славным историческим прошлым своих предков и готовы достойно на уровне гражданского общества отстаивать интересы Приднестровья.
Зная, как в «ПРОРЫВе!» бережно и свято относятся к подвигу советских солдат и, пресекают любое проявление вандализма, 12 мая, внук прославленного тираспольского подпольщика Николая Кузьменко Андрей Коцюбенко встретился с лидером движения Дмитрием Соиным. Он передал письмо своей мамы с изложением вопиющего факта случившегося на Мемориале Славы Тирасполя как раз накануне 65-ти летия Великой Победы.
В документе, в частности, говорится, что 9 мая 2010 года, в день празднования 65-летия Великой Победы Лариса Николаевна Кузьменко с сестрой пришли возложить цветы к могиле своего отца Николая Кузьменко и поклониться всем погибшим в той войне.
«Какого же было удивление моей мамы, когда она обнаружила, что часть братской могилы размером 90 кв. метров, в которой похоронено 53 человека, уничтожена. На месте части братской могилы уложена тротуарная плитка для расширения подхода к новому памятнику погибшим защитникам Приднестровья на Мемориале Славы. То есть 45 кв. метров братской могилы просто перестало существовать. При этом надгробные плиты перенесены в другое место и уложены в произвольном порядке», – отметил Коцюбенко.
Когда начался сбор средств на строительство памятника защитникам ПМР, Лариса Николаевна Кузьменко тоже приняла участие в этом благородном деле. «Памятник еще закрыт, но издали видно, что на нем высечены фамилии погибших защитников. Приднестровцы помнят их всех поименно, гордятся и скорбят. Однако для того чтобы увековечить память одних, разве можно глумиться над прахом и памятью других?», – констатировал внук подпольщика.
По его мнению «даже ради такого святого и благородного дела нельзя уничтожать могилы тех, кто 65 лет назад защитил мир от фашизма и дал нам, нашим детям и внукам право на свободную жизнь. Нельзя уничтожать их имена и память».
У членов семьи Кузьменко – Коцюбенко невольно возникают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Как же могло случиться, что тот, кто ставил свои подписи, под проектом реконструкции Мемориала Славы, а также руководство подрядной организации могли допустить, чтобы сегодня люди ходили фактически по могиле, в которой лежат 53 человека? Во всём мире это считается вандализмом и осквернением памяти погибших. «Тем более, что в Приднестровье, и лидеры и простые граждане свято чтят память павших в борьбе с фашизмом»,- констатировал Коцюбенко.
В жалобе направленной прокурору ПМР Лариса Николаевна Кузьменко просит возбудить уголовное дело в отношении виновных лиц и восстановить братскую могилу в прежних размерах, а также проверить имелся ли умысел в действиях по уничтожению надгробия братской могилы и ее превращению в тротуар. «Если такой умысел обнаружится, прошу возбудить уголовное дело в отношении виновных лиц», – сказано в жалобе.
ММК-НДП «ПРОРЫВ!» чтит память миллионов людей, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом. «Сегодня, в период формирования приднестровского демократичного общества, как никогда, актуален вопрос сохранения не только памятников культуры, но всего того, что было накоплено за тысячелетнюю историю существования нашей страны. Ведь у народа без исторической памяти нет будущего! Мы надеемся на то, что случай на Мемориале Славы не имел злого умысла. Уверены, что все вовлеченные в проблему стороны найдут общий язык и способ исправить случившееся. Для нас символично, что воины, павшие в войне за независимость СССР находятся на одном Мемориале с бойцами павшими в борьбе за независимость ПМР. Споры вокруг обустройства памятника Защитникам Приднестровья не должны получить своего деструктивного развития. Точно так же следует найти приемлемый и справедливый вариант решения вопроса по надгробной плите павших воинов в Великой Отечественной Войне», – подчеркнул Дмитрий Соин.
Справка ИА «Лента ПМР»: Кузьменко Николай, в 40-е годы 20 века был главным ветеринарным врачом г. Тирасполь. Во время Великой Отечественной войны являлся членом подпольной группы Панина. В начале 1943 года он был арестован румынской контразведкой, подвергся жестоким пыткам. От полученных ран и увечий умер.
В 1972 году при переносе останков погибших по распоряжению председателя горисполкома прах Николая Кузьменко с кладбища на Кирпичной Слободке был перенесен на Мемориал Славы.
Отец Андрея Коцюбенко – Борис Коцюбенко был активным участником становления республики, а с 11 января 1992 года членом Совета стариков ЧКВ. Андрей Коцюбенко с 17 марта 1992 года находился на боевых позициях на Дубоссарско – Кошницком и Бендерском направлениях, был депутатом Верховного Совета ПМР II созыва. Оба имеют награды: Андрей Коцюбеко – медаль «Защитнику Приднестровья» и казачьи кресты, Борис Коцюбенко– благодарственное письмо и почетную грамоту Президента ПМР.