НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Начальник правового управления ВС ПМР комментирует проект новой Конституции

Новости // 13:38, 4 ноября 2009 // 1485
В пресс-службу Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики поступают многочисленные звонки граждан с просьбами разъяснить отдельные положения проекта конституции, направленного Президентом на рассмотрение в Верховный Совет. Большая часть вопросов касается переходных положений проекта конституции, и в частности – неопределенности, которая, по мнению граждан, возникает при анализе норм проекта, касающихся сроков проведения очередных президентских выборов и порядка проведения выборов в представительные органы власти. Так, согласно действующей Конституции, следующие президентские выборы должны состояться в декабре 2011 года, а в новом президентском проекте отсутствует указание на дату проведения выборов Президента либо на иное событие, с которым связывается проведение выборов Президента.

Пресс-служба Верховного Совета обратилась за комментарием к начальнику правового управления Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Марии Мельник.

«Действительно, из переходных положений представленного проекта следует, что Президент со дня вступления в силу новой конституции осуществляет установленные ею полномочия. Именно такое положение содержит пункт 6 раздела V «Заключительные и переходные положения» проекта конституции. При этом, определяя общий срок исполнения полномочий Президента равным 5 годам, внесенный Президентом ПМР проект новой конституции не содержит общей нормы о дате проведения выборов Президента и не определяет в переходных положениях  дату проведения очередных президентских выборов. В переходных положениях указано, что законы, в случае одобрения новой конституции, действуют лишь в  части, не противоречащей ей. Может возникнуть ситуация, когда  положение  ст. 68 действующей Конституции ПМР о дате проведения президентских выборов (второе воскресенье декабря года, в котором истекают полномочия Президента) с вступлением в силу новой конституции утратит силу. В то же время аналогичная норма ст. 122 Избирательного кодекса  ПМР о дате президентских выборов не будет подлежать применению. Такой вывод следует из  требований п. 3 раздела V проекта новой конституции: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Приднестровской Молдавской Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей настоящей Конституции». Следовательно, неизбежно возникает правовая коллизия, когда встанет вопрос о дате проведения следующих президентских выборов: в 2015 или в 2011?», – сказала в своем комментарии  Мария Мельник.

По ее мнению, предложенный вариант наделения полномочиями главы государства существенно отличает президентский проект от сложившейся на постсоветском пространстве практики осуществления конституционных реформ. «Возможно, отсутствие аналогов такого реформирования осложняет анализ положений проекта экспертами различного уровня и поднимает на поверхность множество вопросов», – отметила Мария Мельник.

По ее словам, «большое количество звонков и обращений, поступающих от граждан по этому вопросу, можно было бы связать с опасениями, что такая неясность переходных положений может быть расценена как потенциальная возможность «обнулить» течение нынешнего срока президентских полномочий и наделить таковыми президента не демократическим путем – на основе состязательных выборов, а путем принятия текста новой конституции, вне общепринятых избирательных процедур и соревнования нескольких кандидатов. Кроме того, представляется, что опасение может вызывать и положение о том, что в случае одобрения новой конституции выборы в Верховный Совет и представительные органы городов (районов) будут проведены не по Избирательному кодексу, а по указу Президента, что, признаться, практически беспрецедентно в мировой практике, это очевидно как с юридической стороны для специалистов, так и для большинства граждан.   А если и были такие уникальные случаи, то в признанных государствах и под шквал международной критики. Ведь даже на заре становления новых демократических государств на постсоветском пространстве таким образом выборы были проведены лишь в Казахстане, и это вызвало тогда негодование со стороны как мирового сообщества, так и России. Полагаю, что нечто подобное спустя двадцать лет развития Приднестровья в русле действия утверждения законодательных основ избирательного права  в соответствии с международными стандартами – не совсем ясный для большинства граждан шаг», – отметила начальник правового управления Верховного Совета Мария Мельник.

Пресс-служба ВС ПМР