Известное российское издание “Независимая” анализирует ситуацию в зоне молдо-приднестровского конфликта и делает вывод о вероятности его предельного обострения.
3 октября в Брюсселе состоятся переговоры по приднестровскому урегулированию. Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам конфликтов Андрей Дещица сказал «НГ», что главным в обсуждении будет перемещение граждан через Днестр. Но депутат Верховного совета Приднестровья Дмитрий Соин заметил: тематика расширится – Кишинев вводит в зону безопасности, контролируемую миротворцами РФ, мобильные группы пограничной полиции, а Тирасполь подтягивает военных.
Приднестровская сторона намерена обсудить на переговорах в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, РФ, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) молдавские миграционные правила.
А также установление и оснащение пунктов молдавского миграционного контроля на границе с Приднестровьем и перспективы работы мобильных групп пограничной полиции. Об этих группах, как сказал «НГ» Андрей Дещица, ему не было известно. Между тем делегация Приднестровья в Объединенной контрольной комиссии (ОКК), контролирующей зону безопасности на Днестре, сделала заявление, в котором попросила Кишинев объясниться по поводу одностороннего ввода в район функционирования миротворческих сил мобильных групп пограничной полиции. Фактически это означает начало процесса замены военной миротворческой миссии на полицейскую, о чем давно говорят в молдавской столице и поддерживают в столицах европейских. Представители Тирасполя просят официальный Кишинев прояснить, как возможное появление этих групп в зоне безопасности соотносится с миротворческим механизмом.
«21 августа 2013 года Правительство Республики Молдова приняло проект Постановления, а уже 4 сентября 2013 года утвердило Положение о мобильных группах пограничной полиции Республики Молдова, предусматривающее институциональное оформление форм пограничного и миграционного контроля между Республикой Молдова и Приднестровьем, а также внесло поправки в Положение о дорожном движении, учитывая патрулирование границы. Указанный документ предоставляет Департаменту пограничной полиции Республики Молдова полномочия «участвовать в выявлении и расследовании трансграничных преступлений, расширив зону ответственности на всю территорию страны». Очевидно, что создание и функционирование указанных мобильных групп пограничной полиции прямым образом относится к территории зоны безопасности молдо-приднестровского конфликта», – отмечается в заявлении ОКК. По мнению приднестровской делегации, данные меры направлены на «сознательное обострение обстановки в зоне безопасности молдо-приднестровского конфликта, подрыв сложившихся и зарекомендовавших себя механизмов взаимодействия на линии соприкосновения сторон, основанных на ранее подписанных документах и договоренностях».
Представители Приднестровья выражают недоумение в связи с тем, что документ был принят без проведения соответствующих предварительных консультаций в любом из многочисленных форматов взаимодействия между сторонами.
По мнению депутата Верховного совета Приднестровья, лидера Союза приднестровцев Украины Дмитрия Соина, «ситуация напоминает предвоенную: молдавская сторона без согласования с Тирасполем предпринимает шаги по ужесточению границы с Приднестровьем, а приднестровцы укрепляют ее со своей стороны – пограничными и военными составляющими». Накануне о возможности адекватного ответа на действия Кишинева со стороны Тирасполя заявил глава Совбеза Приднестровья Владислав Финагин. Ранее лидер Приднестровья Евгений Шевчук пригрозил введением симметричных мер в случае установки по Днестру молдавских миграционных постов и введения штрафов для жителей Приднестровья, не обладающих молдавскими паспортами. Это, собственно, и побудило организаторов переговорного раунда в Брюсселе внести в повестку дня этот вопрос.
«Это коснется граждан РФ (160 тысяч) и Украины (более 100 тысяч), живущих в Приднестровье. Миграционные посты, которые Молдавия уже начала обустраивать на границе с Приднестровьем, уже вызвали скандал – приднестровцы понимают, что их подталкивают к принятию молдавского гражданства, иначе они окажутся в резервации, откуда не выехать. В основном это коснется россиян. Украинцев, если Киев подпишет в ноябре в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС, меры Кишинева не коснутся», – сказал «НГ» Соин. По его мнению, Молдавия укрепляет границу в преддверии саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где Кишинев собирается парафировать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. А это предполагает жесткий контроль на молдавской границе, в том числе и с не контролируемым Кишиневом восточным регионом Молдавии. «Стороны продолжают двигаться в разные стороны: Молдавия – в ЕС, Приднестровье – в Таможенный союз, и это усугубляет конфликт»,– утверждает приднестровский депутат.
Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам конфликтов Андрей Дещица сказал «НГ», что пока молдавский парламент продолжает обсуждать механизм действия миграционных постов. «Мы выступаем за то, чтобы при этом были учтены интересы тех людей, которые будут передвигаться с левого берега Днестра на правый и обратно. И проводилась информационная работа по объяснению миграционных правил жителям Приднестровья. В Кишиневе с этим согласились», – отметил Дещица. Что же касается мобильных групп пограничной полиции, то, по словам посла, в Брюсселе этот вопрос обсуждать не планируется. Однако, по данным источника в правительстве Приднестровья, приднестровская делегация намерена его поднять.
Ранее, выступая на сессии Генассамблеи ООН, премьер-министр Молдавии Юрие Лянкэ отметил готовность его страны к компромиссу в этом регионе, «который обеспечил бы разумный и достаточный уровень суверенитета страны». Но при этом он напомнил о необходимости России выполнить свои международные обязательства и вывести войска из Приднестровья.
Напомним, в 1999 году в Стамбуле, на саммите ОБСЕ, Россия обязалась до конца 2002 года вывести с территории Молдавии все вооружения и войска, но до сих пор этого не сделала. Российские миротворцы были введены в зону приднестровского конфликта в 1992 году.