Карл Маркс в знаменитой работе «18-е брюмера Луи Бонапарта» писал «Гегель замечает где-то, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс». С тех пор фраза о трагедии и фарсе стала своего рода аксиомой политической жизни. История делает очередной виток и революционеры прибегают к символам и фразам забытых революций, а маленькие диктаторы стараются подражать диктаторам большим. Воистину, еще раз прав Маркс – «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».
Диктаторов не пугает несоответствие времени их слов и дел. Они заняты главным – удержанием во что бы то ни стало своей власти. Читая когда-то о последних днях нацистского Рейха, автор этих строк удивлялся силе инерции нацистских лидеров: советские войска у ворот Берлина, союзники наступают с Запада, разгром полный, а в логове «заклятых друзей» не прекращается борьба за первенство, плетутся интриги. Но тогда трагедия совмещалась с фарсом.
В Приднестровье образца 2011 года нет трагедии, а есть лишь фарс, который является ничем иным, как «комедией лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами». Но и у фарса есть свои поджанры, например трагифарс, это когда и смешно, а порой очень грустно. Что играют сегодня в Приднестровье?
Поиграем?
В годы моего детства в журналах для подрастающего поколения любили публиковать загадки по типу «найдите десять отличий». Рядом публиковалось две картинки и наблюдательные малыши должны были найти, чем отличается одна картинка от другой. Подобное упражнение развивало наблюдательность и фантазию детей. Прошли времена и появились загадки для людей постарше. Понятное дело, что для взрослых – взрослые загадки и искать отличия им придется не в картинках, а в текстах.
Итак, приступим к нашим загадкам.
Текст первый:
«Эти белогвардейские пигмеи, силу которых можно было бы приравнять всего лишь силе ничтожной козявки, видимо, считали себя – для потехи – хозяевами страны и воображали, что они в самом деле могут раздавать и продавать на сторону Украину, Белоруссию, Приморье.
Эти белогвардейские козявки забыли, что хозяином Советской страны является Советский народ, а господа рыковы, бухарины, зиновьевы, каменевы являются всего лишь – временно состоящими на службе у государства, которое в любую минуту может выкинуть их из своих канцелярий, как ненужный хлам.
Эти ничтожные лакеи фашистов забыли, что стоит Советскому народу шевельнуть пальцем, чтобы от них не осталось и следа.
Советский суд приговорил бухаринско-троцкистских извергов к расстрелу.
НКВД привел приговор в исполнение.
Советский народ одобрил разгром бухаринско-троцкистской банды и перешел к очередным делам».
Текст второй:
«Никогда, особенно тем, кто думает о будущем Российской Федерации и судьбе Приднестровья, не следует забывать и установку президента США Била Клинтона, обозначенную в недавнем прошлом (в 1995 году), о том, что Вашингтону “в ближайшее десятилетие предстоит решить следующие задачи:– расчленить Россию путем межрегиональных войн на мелкие государства, подобных тем, что были организованы США в Югославии; – окончательно развалить военно-промышленный комплекс России и ее армию; – установить в оторвавшихся от России республиках режимы, нужные США”. И хотя поставленные задачи еще полностью не решены, опасность такого развития событий существует, так как это является продолжением реализации послевоенной доктрины США, направленной на уничтожение “самого непокорного на земле русского народа”. А поэтому отрыв Приднестровья от России и установление в нем режима, “нужного Вашингтону”, является той главной задачей, которую пытаются решить российские пиарщики, отщепенцы партии “Единая Россия” в Тирасполе совместно с приднестровскими политиками, работающими в интересах западной демократии. Иначе нельзя объяснить истерическое рвение отдельных приднестровских политиков “обновить” высшее руководство страны и заменить действующего “несговорчивого” Президента И.Смирнова на более “сговорчивого” с Кишиневом и Брюсселем».
Текст третий:
«…Республиканский Координационный Совет общественных объединений и политических партий Приднестровской Молдавской Республики отмечает деструктивные действия депутата ВС ПМР, Председателя Комиссии по внешней политике и международным связям ВС ПМР Д. Ю. Соина.
Его высказывания и публикации, попытки инициировать социально-политическую нестабильность в обществе, дискредитацию даже не столько отдельных представителей власти, сколько нашего государства в целом, становятся актом вандализма над памятью о тех, кто защищая Республику на заре ее становления, над усилиями и тяготами нашего народа на всем дальнейшем пути развития. Считаем такое положение дел аморальным, некорректным, позорящим весь Верховный Совет, от имени которого Соин, зачастую, позволяет себе вещать, и создающим предпосылки для недопустимой социальной напряжённости.
Всем известно, что НДП «Прорыв» – мертворожденный общественно-политический фантом одного лидера и нескольких приспешников. Эта т.н. «партия» является продуктом ущемленного честолюбия и неудовлетворенных амбиций человека, думающего только о своем благополучии и на практике давно отошедшего от деятельности по достижению признания Приднестровья. При этом в окружении самого Соина активно распространяется информация о том, что получил заказ на такую деятельность от отдельных московских чиновников, за что ему щедро платят, и обещали солидную должность.
Организованные Д. Ю. Соиным провокационные акции НДП «Прорыв» носят деструктивный характер и направлены на раскол общества и опорочивание патриотов нашего государства, которые стояли у его истоков. Д. Ю. Соин, прикрываясь, так называемой, «политической работой во благо населения ПМР» пытается влиять на общественное мнение приднестровцев посредством клеветнических измышлений и тиражирования в СМИ результатов псевдоопросов, которые противоречат не только реальному положению дел, но и вообще человеческой логике. Д. Ю. Соин присвоил себе право за народ Приднестровья решать, кто и как должен руководить Республикой, и пытается грязными технологиями воздействовать на свободное волеизъявление граждан».
Итак, каковы же отличия? Прежде всего – временные. Первая цитата взята из «Краткого курса истории ВКП(б)» выпуска 1938 г., вторая – из сентябрьского номера газеты «Приднестровье», третья – из заявления Республиканского Координационного Совета Общественных объединений и политических партий ПМР прокурору Приднестровской республики.
Второе отличие – в терминологии. «Козявки» и «пигмеи» отсутствуют, зато присутствуют «отщепенцы», «ущемленное честолюбие» и «клеветнические измышления». Ну, что ж, времена меняются, меняется и лексикон. Правда, Бухарин, Зиновьев и Каменев тоже первоначально не были «лакеями фашистов», а только «отщепенцами». Что же касается «клеветнических измышлений», то помнится была такая формулировка в советское время такая статья в Уголовном Кодексе «клевета на советский строй». На какой строй может «клеветать» лично Д.Ю. Соин и «Прорыв!»? На этот вопрос вряд ли могут ответить авторы заявления, поскольку и им скорее всего до сих пор непонятно, какой нынче в Приднестровье экономический и политический строй.
Третье – Слава Богу, нет призывов «раздавать троцкистско-бухаринскую гадину» и расстрелять «врагов народа». Пока.
А все остальное – как на двух схожих картинках.
Теперь о серьезном
Будем справедливы к Игорю Николаевичу – он сам еще не дошел до утверждения в духе Людовика XIV-го и не утверждает, что «государство – это я». За него это прекрасно делает его окружение. Причем, похоже, что они решили разбить лоб, молясь своему Богу. И похоже, что они не только преуспели в этом не очень-то благородном занятии, но убедили самого Президента ПМР в том, что «Приднестровье – это Смирнов», «Смирнов – это Приднестровье». Еще немного и они будут утверждать, что самое лучшее для Приднестровья это лозунг – «одна страна, одна партия, один вождь». Впрочем, где-то мы это уже слышали.
Для этих людей сама мысль о том, что придется оставить насиженные места, отказаться от власти пусть хоть над небольшим количеством подданных способна вызвать приступ изжоги и головной боли одновременно. Именно поэтому любая оппозиция для них из политических конкурентов превращается во «врагов народа». Уже вовсю раскручивается тезис о том, что победа на президентских выборах любого другого человека, кроме Игоря Смирнова, неминуемо означает сдачу позиций Приднестровья Кишиневу. Следующим будет утверждение, что тот же Соин или спикер Верховного Совета ПМР Каминский задумали не что иное, как сдачу левобережья Днестра румынам. Отсюда всего шаг для объявления оппозиции «подрывными элементами» и «румынскими шпионами». В это пока не верится. Но пути политики извилисты, а борьба за власть не терпит моральных колебаний. «Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят» – так говаривал Геббельс.
В своем заявлении прокурору республики так называемые представители общественности хотят только возобновления уголовного дела против Дмитрия Соина, прекращённого в октябре 1995 года. Но предваряют это они таким словесным извержением, что поневоле складывается убеждение, что речь идет о закоренелом преступнике. Казалось бы, где имение, а где наводнение, при чем здесь политическая деятельность Соина к давешнему уголовному делу?
Ан нет. Все очень просто. Вспомните, на сталинских процессах 30-х годов, подсудимым вспоминали все – и неосторожно сказанные слова и проступки во времена Гражданской войны, и социальное происхождение, то, что где-то и когда-то стоял рядом с Троцким (Бухариным, Зиновьевым и т.д.) то, что делал и то, что не делал.
Случай из жизни – одна моя знакомая писала исковое заявление в суд. И в нем она все подробно расписала про ответчицу – свою родственницу. Было это в советское время, и потому к числу аргументов в свою пользу она вспомнила и то, что для получения квартиры, означенная истица прописала в квартире свою бабушку, совершила, можно сказать, аморальный поступок. На все мои возражения относительно того, что означенный факт не имеет никакого отношения к сути дела, автор заявления заявила – «судья же должен знать, что это нечестный человек и рассудить по справедливости». Авторы заявления идут по тому же принципу – «Соин – плохой человек, он вредит Республике, а значит нужно найти способ его покарать». Как и на каких основаниях – уже неважно. Главное – устранить угрозу.
Любой диктаторский режим старается править при помощи двух методов – «кнута» и «пряника». Но проблема Приднестровья состоит в том, что, во-первых, «пряников» осталось очень мало, на все 500-тысячное население ПМР их уже явно не хватит и потому им придется остаться без сладкого. Но зато есть «кнут», надежно свитый за 20 лет безраздельного господства. И теперь этот «кнут» собираются использовать на спинах неугодных режиму политиков.
Есть такая болезнь, которая не описана ни в одном медицинском учебнике – «синдром представительского автомобиля». Обладатель оного автомобиля поневоле привыкает смотреть на жизнь через его тонированные стекла. И любое столкновение с реальной жизнью вызывает у них когнитивный диссонанс.
Самое важное для политика, а уж тем более для политика, обладающего огромной властью (согласимся, что властных полномочий у Президента ПМР больше, чем, к примеру, у российского, или скажем, у украинского, не говоря уже о главах европейских стран) – вовремя уйти для того, чтобы не уйти под аккомпанемент анекдотов, а то и просто с позором. Но на это решаются немногие. Те, кто не решаются, вынуждены прибегать к различным методам для того, чтобы не расстаться с президентским креслом. Методов действительно много. Но, как правило, выбирают самый простой. Для начала – откровенное шельмование оппонентов, а затем, если не помогает – не менее откровенный террор. Очень не хотелось бы, чтобы Приднестровье пошло по такому пути.
Артем Филипенко, Одесса, специально для ИА «Лента ПМР»