НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Голос России: Статус не пускает Приднестровье в Таможенный союз

Эксперты // 10:17, 8 июня 2012 // 1774

Пока Тирасполь может только декларативно заявлять о своей готовности присоединиться к проектам евроазиатского сотрудничества, уверен эксперт Дмитрий Соин
Приднестровье заинтересовано в присоединении к Евразийскому экономическому сообществу и Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, готово работать в рамках Единого экономического пространства и участвовать в создании Евразийского союза. В связи с этим будет подготовлена новая концепция внешней политики республики с прицелом на сотрудничество с Таможенным союзом.

 

Соответствующее поручение отдал президент республики Евгений Шевчук.
О перспективах евразийской интеграции Приднестровья "Голосу России" рассказали председатель комиссии по внешней политике парламента Приднестровья Дмитрий Соин и старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Василий Каширин.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дмитрий Юрьевич, какие факторы и почему определили необходимость создания новой концепции внешней политики Приднестровья?


- Дело в том, что прежняя концепция была принята еще в 2005 году, и она, конечно, уже не отражает современных внешнеполитических реалий, той геополитической линии, которая развивается на юго-западном, балканском для  России направлении. Поэтому президентом было отдано такое распоряжение министру иностранных дел. И был сделан особый акцент - господин Шевчук презентовал курс Приднестровья на евразийскую интеграцию, плюс на поэтапное вхождение в Таможенный союз и Единое экономическое пространство евроазиатских государств.
Конечно, это является продолжением той линии, которая была избрана народом на референдуме 17 сентября 2006 года, когда подавляющее большинство приднестровцев проголосовали за поэтапное вхождение в состав России.


- Василий Борисович, возможна ли в нынешних условиях органичная интеграция Приднестровья в единое экономическое, социальное, культурное и политическое пространство с Россией, Белоруссией, Казахстаном?


- Это, безусловно, та цель, к которой необходимо стремиться. Но в данном случае я люблю цитировать одно высказывание Наполеона, который говорил, что география - это судьба. В данном случае судьба Приднестровья в том, что оно, к сожалению, географически отрезано от России, поэтому существует огромное количество трудностей на пути экономической интеграции.
Пока что нашим руководством положены в основу интеграционных процессов прежде всего экономические механизмы. И с чисто экономической и хозяйственной точки зрения пока существуют огромные трудности. Но, безусловно, руководство России в полном смысле и по достоинству оценило ту выраженную новым президентом Приднестровья готовность активно участвовать в процессах интеграции на евразийском пространстве.
Я кстати, рад сказать, что именно в нашем институте на большой конференции по евразийской интеграции 21 февраля 2012 года президент Шевчук впервые, по крайней мере, находясь в России, громко и четко заявил, продекларировал свой курс на евразийскую интеграцию. Это было оценено по достоинству.


- Дмитрий Юрьевич, Евгений Шевчук не раз говорил, что для приднестровцев главной консолидирующей идеей было сохранить на своей земле ту культурную, историческую особенность, которая позволила бы народам вновь прийти к этой интеграции. На данный момент одна из главных проблем - это правовая основа. Есть какое-то движение к тому, чтобы создать правовую основу для будущей интеграции?


- Действительно, есть ряд проблем, которые стоят на пути к интеграции Приднестровья в евроазиатское пространство, в сторону Российской Федерации. Первое препятствие - это, конечно, наша непризнанность. Поэтому на сегодняшний день мы можем только декларативно заявлять о том, что готовы войти в Таможенный союз, в другие органы евроазиатского сотрудничества, так как мы не являемся в международно-правовом отношении юридическим лицом, не можем подписывать какие-либо связанные с этим документы.
Второй момент - конечно же, нас отделяет от России Украина, а Украина пока не определилась, в какую сторону она пойдет. То ли она продолжит заложенный еще во времена Ющенко курс на Европейский союз, то ли она все-таки в большей степени будет двигаться в евроазиатском направлении. Это для нас стратегический вопрос, потому что без Украины полноценная интеграция Приднестровья в эти структуры невозможна.
Но при этом у нас есть важная мотивация. Если проанализировать приднестровскую торговлю, то 65 процентов нашего экспорта связано с СНГ, 45 - идет в европейском направлении - это текстиль, металл. Но основные наши партнеры, конечно, на Востоке. Плюс, естественно, мы прекрасно понимаем, что Россия обеспечивает нашу военно-стратегическую безопасность, направляет мощный поток гуманитарной помощи и гарантирует нам энергетическую безопасность, что в современных экономических условиях крайне важно.
Я бы хотел сделать акцент еще на одном очень актуальном моменте: мы сами находимся в очень сложном, двойственном положении. Почему? Потому что на сегодняшний день мы заявили о необходимости интеграции в евроазиатское пространство, но при этом через молдавские структуры одновременно участвуем и в переговорах по вхождению в зону свободной торговли с Евросоюзом.
Мы, в этом контексте, участвуем в программе еврорегиона "Днестр" и в  "Восточном партнерстве", которое реализуется Евросоюзом. Здесь нашему внешнеполитическому ведомству и самому президенту необходимо как-то окончательно расставить все точки над "i" и определиться куда мы все таки идем.


- Дмитрий Юрьевич, а какие возможности получит Приднестровье в случае интеграции в Таможенный союз России, Казахстана, Белоруссии?


- Во-первых, это  благотворно оживит нашу экономику. Ведь все таможенные препятствия, которые стоят на пути движения наших товаров, вредят экономическому развитию и без того находящейся в кризисе республики.
Это оживит торговлю,  взаимный экономический обмен, экономика задышит свободно, - это очень важно. Ну и плюс, это будет способствовать свободному перемещению людей. Ведь мы все испытываем состояние глубокого неудовлетворения тем, что после распада Советского Союза оказались зажатыми на узкой полоске земли между Молдовой и Украиной. Участие в Таможенном союзе разрешит и эту проблему.


- Василий Борисович, какую роль сыграет объединение капиталов различных сфер России и Приднестровья?


- Сейчас у российского руководства отсутствует четкое видение в целом задач политики в отношении Приднестровья и в частности возможных путей, способов практического подключения Приднестровья к интеграционным процессам на евразийском пространстве, которые были заявлены громко и публично в качестве одной из главных целей нового срока президентского правления Владимира Путина. У нас пока что нет такой ясности в отношении Приднестровья. И российская дипломатия поддерживает всевозможные переговорные процессы, прежде всего в формате "пять плюс два", в рамках которого обсуждается укрепление мер доверия между двумя берегами Днестра.
Как уже сказал Дмитрий Соин, в рамках этих процессов скорее может произойти определенное связывание Приднестровья с правым берегом Днестра, а в эту модель совершенно не вписываются никакие евразийские устремления нового руководства Приднестровья. Поэтому Россия должна определиться - она действительно хочет участия Приднестровья в евразийской интеграции, или она хочет продолжать укрепление мер доверия.
Действительно, такие проекты, как еврорегион "Днестр", - эти проекты абсолютно точно нацелены на отрыв Приднестровья от большого русского мира, от российской цивилизации и, естественно, от интеграции на евразийском пространстве.


- Василий Борисович, Дмитрий Юрьевич уже говорил о проблемах непризнанности. Есть ли возможность в скором времени решить эту проблему?


- Я думаю, что нужно на это надеяться, нужно надеяться на то, что более прагматично и более жестко Россия будет отстаивать свои национальные и геополитические интересы, себя и своих союзников, своих соотечественников за рубежом. И тогда, безусловно, изменится и лексика обсуждения, изменится дискус обсуждения процесса так называемого урегулирования на Днестре.
Неизменно происходит смена поколений во власти, смена поколений политической элиты. Сейчас в Приднестровье у власти уже находятся представители молодого, нового поколения политической элиты - новое поколение руководства. И, как следствие, меняется и повестка дня. И кто знает, может, появится и тезис о признании Приднестровья, что действительно откроет очень много возможностей для интеграции.


- Дмитрий Юрьевич, положительный сигнал о признании Приднестровья сегодня есть?


- Я бы сказал, не то что сигналом, а положительной тенденцией является то, что республика более 20 лет существует и самим этим фактом доказывает право на признание, на жизнь, на дальнейшее развитие. Мы действительно испытываем серьезные экономические, социальные трудности, непризнанность давит на людей, идет отток населения, разрушается экономика.
Но тем не менее народ Приднестровья не теряет оптимизма, он его связывает в первую очередь с Российской Федерацией, с президентом Путиным, мощным евразийцем, человеком, который продекларировал и прилагает максимальные усилия для объединения евроазиатского пространства. Он, собственно говоря, не может в конечном итоге проигнорировать Приднестровье, которое уже 22 года доказывает свою преданность Российской Федерации.
Более того, сейчас бывшая Молдавская ССР находится в поле действия двух центров притяжения. Один центр - это Европейский Союз и Румыния, а второй центр - это Россия и евроазиатское пространство. И так сложилось, что бессарабская часть бывшей Молдавской ССР тяготеет в сторону Европы, это ее право. Мы же, приднестровцы, тяготеем в сторону России, это тоже наше право.
Я полагаю, что международное сообщество рано или поздно придет к выводу о том, что разрешение конфликта может заключаться только в цивилизованном разводе Молдовы и Приднестровья, конечно, при участии такого мощного гаранта, как Россия.