НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Коммунисты Молдовы проиграют досрочные выборы

Евразия // 14:13, 10 июня 2009 // 2182
Почему коммунисты проиграют досрочные выборы? Можно ли уже сегодня с уверенностью говорить о чем-то, касающемся результатов предстоящих выборов? Да, можно. Если это будут действительно ВЫБОРЫ, демократическая процедура по волеизъявлению населения, выборы свободные, демократические - у коммунистов шансов победить нет. Можно сформулировать и так - коммунисты уже не в состоянии побеждать по правилам и нормам демократии. Они действуют вне демократического, правового поля, и только так они могут сохранить свою власть. Однако, они должны четко понимать - таковая власть уже нелегитимна.

выборыДавайте вкратце проанализируем сказанное. Начнем с результатов выборов 5 апреля. Кто-то может с точностью сказать, какова реальная поддержка коммунистов со стороны избирателей? 60 мест в парламенте - это ли РЕАЛЬНЫЙ электоральный или политический вес ПКРМ? Я думаю, что на этот вопрос ответить очень сложно.

По перераспределению голосов (тех партий, которые не попали в парламент) коммунисты получили к своим 49 мандатам (49% голосов) еще 11 мест. Процедура общепринятая и вполне демократическая. Недемократичны, однако, нормы Избирательного кодекса, предусматривающие 6-процентный порог для партий, стремящихся попасть в парламент, и запрет на формирование предвыборных блоков. Именно эти положения ведут к такому большому количеству голосов, отходящих к парламентским партиям по процедуре перераспределения. И в первую очередь, к большим партиям. Венецианская комиссия Совета Европы рекомендовала порог снизить, блоки разрешить. Правящая партия эти рекомендации не учла. Аргументы вроде того, что высокие пороги есть и в других странах-членах Совета Европы, а запрет блоков имел целью обеспечить политическую стабильность и т.п. не работают. Отсутствие блоков стабильности нам не добавило, а высокий порог привел к сильному искажению, перекосу воли избирателей - 11 процентов голосов, отданных за некоммунистические (и даже в большинстве своем не левые) партии, попали к коммунистам. Идешь, голосуешь за партию Х, а голос твой попадает к партии Y. Недемократические нормы, сохраненные в Избирательном кодексе вопреки рекомендациям Совета Европы, привели к недемократическим результатам выборов.

Идем дальше. Кто может сказать, сколько голосов (процентов, мандатов) принесло коммунистам так называемое общественное телевидение "Moldova 1"? Это телевидение, финансируемое из госбюджета, т.е. нами, гражданами страны. Бюджет "Молдова 1" формируется членами и сторонниками ПКРМ, избирателями, голосующими за ЛДПМ, электоратом ХДНП, ЛП, АМН, ДП, СДПМ и т.д. Это телевидение финансируется также активистами гражданского общества, анархистами, филателистами, нумизматами, охотниками, академиками, гастарбайтерами, писателями, читателями, кинологами и прочими любителями пива. Всеми. Так почему же платят все, а музыку заказывают некоторые? Вот это уже нарушение закона. То как вещает Общественное телевидение "Молдова 1" - это нарушение закона. "Молдова 1" вещает не только вне демократического, но и вне правового поля. ПКРМ считает телеканал "Молдова 1" своим военным трофеем - победитель берет все. Тут корень проблемы. "Молдова 1" - не трофей или переходное знамя. "Молдова 1", выражаясь совковым языком, чтобы было понятно всем, - общенародное достояние. И в этом своем качестве оно должно объективно освещать происходящие в стране события. События, представляющие публичный, общественный интерес. Этого не было, и нет. "Молдова 1" работает на одну партию, защищает партийные интересы ПКРМ, из СМИ превратилось в СМП (средство массовой пропаганды). За наши деньги. Тут я вижу реальную перспективу судебного дела. В Страсбурге.

Так вот, я думаю, что "Молдова 1", главный пропагандистский ресурс коммунистов, неизменно обеспечивает ПКРМ не менее 12-15процентов голосов избирателей.

Сколько голосов принес ПКРМ административный ресурс: полиция, прокуратура, ЦБЭПК, манипуляции со списками избирателей, с трансфертами из центра в районы и т.п.? Думаю, в общем и целом около 12-14 процентов. Это тоже не просто недемократично, это незаконно.

Давайте считать. От 60 мандатов отнимаем 11, полученных от перераспределения. Получаем 49, от которых отнимаем 12 (по минимуму), вкаченных в ПКРМ "Молдова 1", - получаем 37. От 39 отнимаем 12 (по минимуму) мандатов, полученных ПКРМ, благодаря административному ресурсу и в итоге - 25 мандатов. К этим 25 мандатам добавляем 3-4, которые все-таки отошли бы к ПКРМ в результате более демократического перераспределения голосов (при более низком пороге и наличии блоков). В итоге получаем 28-29 мандатов. Вот это, по всей вероятности, и есть реальный электоральный вес ПКРМ на 5 апреля 2009 года в Молдове. Немало, но далеко не большинство. Чтобы проверить достоверность подсчетов, нужно всего лишь провести свободные, демократические выборы.

После событий 7 апреля ситуация в стране изменилась. Для ПКРМ она ухудшилась. Ошибочные оценки, данные Владимиром Ворониным и его советниками событиям 6-7 апреля, определили дальнейшее губительное (для страны и для самой правящей партии) поведение ПКРМ. Оппозиционные партии и их лидеры были обвинены в попытке государственного переворота. Далее последовали обвинения в адрес Румынии, Сербии и ряда других государств. НИ ОДНОГО доказательства в поддержку этих обвинений не было представлено. Выдворение посла страны-члена ЕС и введение визового режима для граждан Румынии, т.е. дискриминация граждан Евросоюза по признаку национальности, беспрецедентно обострило отношения Молдовы с Евросоюзом. Незаконные аресты, пытки невинных людей, пропагандистская истерия, направленная против оппозиции, в СМИ, подконтрольных ПКРМ, вызвали обеспокоенность демократической Европы. Результат - две резолюции по Молдове, одна - Европарламента, другая - ПАСЕ. Эти резолюции - приговор т.н. называемой евроинтеграции, модернизации ПКРМ. Миф о ПКРМ, как о модернизирующей, проевропейской силе наконец-то лопнул. Эти резолюции важны еще тем, что при оценке выборов 5 апреля руководствоваться будут ими, а не первыми реакциями евронаблюдателей, последовавших сразу после выборов.

Диалога, рекомендованного ПАСЕ и Европарламентом, не случилось также по вине ПКРМ, поскольку диалог это упражнение, на которое ПКРМ УЖЕ не способна. Потому что результатом реального диалога неизбежно стало бы хотя бы частичное восстановление демократии в стране. А это для ПКРМ если не конец, то гарантированное отстранение от власти.

Все это указывает на то, что стартовые позиции у ПКРМ для досрочных выборов гораздо хуже финального результата, полученного 5 апреля. В этих условиях дилемма, стоящая перед ПКРМ, формулируется просто:

- восстановить демократию, вернуться к сотрудничеству с Европой, наладить диалог с оппозицией и: проиграть выборы,

или

- сохранить нынешнее положение дел, наплевать на Европу, на оппозицию, на волю сотен тысяч избирателей и... сохранить власть за собой.

Если проще: восстановил демократию - потерял власть; задушил демократию - может быть (!) сохранил власть.

Почему "может быть"? Потому что власть эта по демократическим нормам будет нелегитимна. Потому что спокойно "рулить" после недемократических выборов УЖЕ не дадут. Ни Европа, ни оппозиция. "Может быть" еще и потому что при определенных обстоятельствах борьба может выйти за рамки Избирательного кодекса.

Вот такая она, дилемма ПКРМ.

Для справки:

а) Восстановить демократический режим правления в Молдове сегодня значит выполнить рекомендации резолюций ПАСЕ и Европарламента.

б) Создать минимальные условия для признания выборов свободными и демократическими значит:

1. Освободить незамедлительно всех политических заключенных. Объективно расследовать события 7 апреля. Выявить и наказать виновных в незаконных арестах и пытках людей.

2. Трансформировать "Молдова 1" в действительно общественное телевидение. Многого для начала не надо: объективные новостные блоки, информационно-аналитические передачи с полноценным участием оппозиционных политиков и представителей гражданского общества, организация нормальных предвыборных дебатов.

3. Исключить использование административного ресурса: полиция, прокуратура и прочие люди в погонах занимаются своими обычными рутинными обязанностями по обеспечению правопорядка и безопасности граждан Молдовы. Госбюджет исполняется в обычном режиме. Министерство информационных технологий занимается исключительно развитием и внедрением ИТ во благо людей.

4. Изменить состав ЦИК, который должен действовать в рамках закона и принимать решения беспристрастно.

5. Cоздать условия для полноценного участия в голосовании граждан Молдовы, работающих за рубежом.

6. Принять поправки в Избирательный кодекс, снижающие порог до 4 процентов и восстанавливающие право на формирование предвыборных блоков.

Алексей Тулбуре, исп. директор Хельсинкской Гражданской Ассамблеи